Образ осени в поэзии, музыке, живописи.
Тема урока:
Образ осени в поэзии, музыке, живописи.
Цель:
1). Углубить понимания художественного образа осени - поэтического, музыкального, живописного; отражение пережитых мыслей, чувств, настроений, навеянных осенью, в творчестве композиторов, поэтов и художников,
2). Расширение нравственно-эстетического восприятия родной природы в осеннее время года;
3). Обучение выразительному чтению стихотворений.
Оборудование урока:
Презентация - картины художников
Музыкальное произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Осенняя песнь»
Минусовки песен: «Неприятность эту мы переживём», «Скворушка»
Осенние листья, ветка рябины.
Портреты писателей и поэтов.
Ход урока:
Оргмомент
Смолкли шаги в коридоре.
Урок нам пора начать.
Поэзии тонкие струны
Будут сегодня звучать.
Целевая установка
Учитель:
- отгадайте загадку:
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать, загадку просим,
Кто художник этот? (Осень)
- Вы догадались, о чём будем сегодня говорить? Ответы детей
- Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - осени.
Стадия вызова:
Возьмите зелёную ручку и напишите определения осени.
Работа в паре: Возьмите красную ручку и допишите в кластер определения соседа.
Работа вчетвером: Возьмите чёрный стержень и допишите то, чего нет у вас, посовещаясь в группе.
Проверка: Посмотрим, какая осень у вас получилась. Слушаем внимательно, избегая повторов.
(Осень: золотая, волшебница, скучная, неповторимая, докучная, дождливая, непогодушка, прохладная, печальная,унылая,разноцветная,пасмурная и т.д.)
Понаблюдаем, как одно и то же явление в природе изображают композиторы, художники, поэты.
- Прочитайте тему нашего урока: «Образ осени в поэзии, музыке, живописи»
Исполнение песни «Осень пришла»
Слушание музыки.
Учитель:
- Сядьте поудобнее.
- Сейчас вы постараетесь вслушаться в одну музыкальную композицию.
- Постарайтесь увидеть картины и расскажете нам, что услышите.
Пётр Ильич Чайковский. Времена года. «Осенняя песнь».
П.И.Чайковский- русский композитор, чья музыка богата песенными интонациями. Он говорит с нами языком звуков. С помощью звуков, композитор рисует картины золотой осени.
- слушание.
Вопросы: Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что вы представили себе, пока слушали?
Какая осень изображена в музыке?
Назовите осенние месяцы.
Сентябрь октябрь ноябрь
Учитель:
-Выделите первые буквы в словах-названиях месяцев.
-Какое слово получилось? (Сон)
Осенью природа как бы засыпает. По народному календарю осенние месяцы называли: листопад, ревун, хмурень.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.
Тема - осень очень близка нам по стихотворениям, которые мы изучали на уроках литературы. Наша задача - научиться видеть те художественные средства, которые помогают авторам рассказать, как красива наша природа.
- Есть замечательные слова. Они записаны у вас в тетради. Прочитаем их. Всматривайтесь в привычное - и вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое - и вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное.
Всматривайтесь в малое - и вы увидите великое.
Осень на полотнах художников.
1.Давайте посмотрим, как осень изображают на картинах. Презентация ученика
Художники по-особому чувствуют это время года.
К теме осень обращались такие известные художники, как
-Левитан «Золотая осень
-Ван Гог «Тополиная аллея осенью»
-Поленов «Золотая осень»
-Грабарь «Рябинка»
Осень изображена разной: то грустной и весёлой, то солнечной или пасмурной, золотой или серой.
2. Рассмотрите иллюстрации на тему осень.
-Какую осень увидели вы?
(высказывания детей)
Осень в стихах поэтов
Природа. Её рисуют художники, пишут картины маслом и акварелью.
Её звуки мы слушаем в произведениях композиторов. О ней пишут стихи поэты. У художников краски, а у поэтов слова.
Сыплются с дерева листья поблёкшие,
В поле, желтея, поникли кусты,
По небу тучи плывут бесконечные
Осень докучная Да, это ты!
Перед вами портреты. Как вы думаете, что объединяет всех поэтов сегодня? (Тема осени)
Послушаем 1 стихотворение К. Бальмонт «Осень» читает ученица
-Что вас удивило в этом стихотворении?
-Что запомнилось больше всего?
О каких приметах осени поэт упоминает в стихотворении?
В каких строках поэт говорит о природе, как о живом существе?
-Осень обычно начинается праздником красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят
голые ,когда дождь, грязь, сырость..
Осень-это не только краски, это и особые запахи, звуки. Каждому человеку осень открывает свои секреты по-особому. Всякий находит в осени что-то близкое его душе. И если мы прочитаем о том, как видят и чувствуют осень поэты, то у каждого из нас впечатления от осени станут богаче и выразительней. Открыл наш поэтический раздел Константин Бальмонт своим стихотворением «Осень»
К. Бальмонт много путешествовал. Переехав жить во Францию, он постоянно тосковал по Родине. Покинув Россию, он помнил её душистые поля, берег любимой реки, ему постоянно слышится: «Вернись. Пора.» Поэт писал: «Думаю о России, о великом счастье слышать везде русскую речь, о том, что я русский.»
Об этом говорят эти строчки из стихотворения:
И все пройдя пути морские,
И все земные царства дней,
Я слова не найду нежней,
Чем имя звучное: Россия!
В его стихотворении «Осень» есть такая строчка: «Нет в цветах благовонья..»
-Как вы понимаете смысл этого слова?
(Это сложное слово, образовано из сочетания двух слов - благая вонь. Слово « вонь» в старину означало - запах, а «благая вонь» -приятный запах. В древности благовониями называли пахучие масла, приготовленные из ценных растений. Ими очень дорожили. Благовония приносили в жертву богам, натирали новобрачных перед свадьбой.)
4.Давайте представим, что листья с деревьев начали падать.
Поднимаем и опускаем листочки (физминутка)
Падающие листья могут вызывать у разных людей разное настроение.
-А может ли быть настроение у самих листьев, могут ли они что-нибудь чувствовать?
-высказывания детей -
Сейчас мы послушаем стих-е Ф.И.Тютчева «Листья» в исполнении двух учащихся.. В этом стихотворении листья сами говорят о том, что они чувствуют и думают.
(прослушивание)
Это стих-е написано более 100 лет назад.
На экране слова: медленная печальная лёгкая легкомысленная тревожная стремительная озорная энергичная
-Из написанных слов выбери те, которые характеризуют песнь листьев.
-С каким настроением улетают листья в этом стихотворении? (Им хочется умчаться скорее)
В каких строчках ярче всего выражено нетерпение листьев? (Последняя строфа)
-Почему ветви названы докучными?
-Все ли листья хотят улететь? (нет)
-Как отзываются улетающие листья о тех, которые остаются? Прочитайте.
-Какие слова передают неприязнь листьев к соснам и елям? (торчат; тощая зелень, как иглы ежа; не свежа)
-Какие строки передают грусть листьев? (половина 3-ей строфы)
-Чем вызвана эта грусть? (чувством ухода, конца)
-Как вы понимаете слова «Так что же нам даром висеть и желтеть?» Что значит даром?
(бесполезно, без дела. Листья хотят что-то делать, двигаться. Может быть они хотят отыскать птичек, цветы, солнечные лучи, тёплые ветры)
А теперь послушайте стихотворение другого поэта Аполлона Майкова, где так -же присутствуют говорящие листья.
Читает ученик
(слушание)
Какое же настроение у этих листьев? (им тревожно, страшно. Они не хотят улетать)
Оказывается , одно и то же время года воспринимается и листьями, и поэтами совершенно по- разному. И у каждого человека своя осень.
С наступлением осени улетают и птицы. Послушайте стих-е.
«Ласточки пропали» ученик.
Грустно расставаться с птицами и нам
песня «Осень непогодушка» (поём)
-Какая пора осени описывается в стихотворении: ранняя, золотая или поздняя?
(поздняя: ласточки пропали, на дворе темно, лист сухой валится, ветер злится)
Из всех времён года Пушкин более всего любил осень. Ей он посвятил немало проникновенных. Задушевных поэтических строк.
Стих-е «Унылая пора! Очей очарованье» читает ученица
-Что такое очи?
А сколько стихов посвящены листопаду
Послушаем их
-В Берестов «Первый листопад» ученик.
А как вы думаете бывают ли уроки листопада? Послушаем стих-е
-В.Берестов «Урок листопада» ученица
Осень навевает спокойствие и тишину
-Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд» ученица
А что же происходит в сентябре?
-С.Козлов «В сентябре..» ученица
А как красиво выглядит лес осенью.
Послушаем стих-е И. Бунина «Листопад» две ученицы
С наступлением осени вся природа меняется. Послушаем как.
Алексей Плещеев «Осень» ученик
С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» Тырышкина Яна
А вот как осень готовится к октябрю. Послушаем
И.Демьянов «Осень» ученик
Поднять настроение нам поможет песенка «Неприятность эту мы переживём»
Песня- исполнение
Осенью часто портится погода, налетает холодный ветер
Н.Некрасов «Перед дождём» ученица
А.Толстой «Осень» ученица
«Вот и летние дни убавляются» ученица
«Славная сень» ученик
Аполлон Майков «Осень» ученик
А что осень нам принесла?
О.Высотская «Что нам осень принесла?» ученица
Осень прославляют в своих песнях композиторы, певцы.
Вспомните песни, где есть строчки об осени
(высказывания детей)
Рефлексия: На доске нарисовано дерево. На партах лежат осенние листики разных цветов. Если вам понравился наш урок возьмите красный листик и прикрепите его к дереву. Если вам было скучно-зелёный листик. Если вам было интересно-жёлтый листик.
Вот какое красивое дерево у нас получилось!
Вот так представлена осень в поэзии, музыке, живописи.
Составим синквейн. Вспомним его построение.
Осень.
Золотая ,нарядная.
Радует,печалит,беспокоит
Это прекрасное время года.
Как мы рады приходу осени!
Наш урок заканчивается, но жизнь продолжается. За осенью придёт зима, которая будет радовать новыми красками.
15