Образовательное событие в 5 классе. Интегрированный урок английского языка, литературы, истории и музыки


Тема: Волшебная сказка зимы.  Magic winterНа фоне музыки «Три белых коня»  входит Зима и читает стихотворение:
Белым снегом всё покрыло:И деревья и дома.Свищет ветер легкокрылый“Здравствуй, Зимушка-зима!”
Учитель литературы:
Ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем уроке! Мы побываем  в гостях у сказки, но не простой, а зимней. Нас приглашает в свои владения прекрасная, искрящаяся, сверкающая красавица  зима.
- Поднимите руки, кому нравится это время года?
Мы все любим зиму с ее чудесным легким морозцем и переливающимся снегом, с ее праздниками и даже вьюгами и метелями. Но еще больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок родной природы в сказочные чертоги. Так давайте войдем туда вместе с нашими любимыми поэтами, композиторами и откроем для себя волшебную сказку  зимы. И пусть наш урок станет уроком настроений, раздумий, доброты и красоты.  
Учитель английского языка:What is your association with the word Winter?
Учитель литературы:
 Зима – это дворец, причем дворец не простой, а сказочный: все здесь необычно, волшебно.  
Очень много поэтов, художников, музыкантов слагали свои гимны зиме. Сейчас вы послушаете великолепную музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Эта миниатюра называется «Декабрь. Святки». Что вы чувствуете? Какое настроение она вызывает?
Учащиеся делятся впечатлениями
Учитель литературы:
Эти ощущения вызывает музыка, которая  способна творить чудеса, обращаясь к нашему сердцу.
Учитель литературы
В народе зиму наделили различными прозвищами. Какими? (Волшебница, чародейка, это так на самом деле. Зима может заворожить, очаровать, околдовать. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева  и постарайтесь погрузиться в атмосферу  зимнего пейзажа.
Чтец (Зима)
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещетНа него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. (Ф.Тютчев)
Учитель литературы:
Еще одно волшебство, когда с неба падают снежинки. Они кружатся в воздухе – одна красивее другой. Они похожи на звездочки с гранями и лучами.
Упала снежинка,
Кружась и сверкая,
За первой снежинкой
Упала другая.
Но нежная снежинка быстро тает,
А след ее бесследно исчезает.
Как жаль, что о зиме на память
Нельзя нам ничего оставить.
Учитель литературы:
Хозяйничает зима над землей, шлет мороз за морозом. Помните, как у А.С.Пушкина?
Чтец.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз,
И рады мы проказам матушки-зимы.
Учитель английского языка:
Не только русские поэты писали о зиме, много английских писателей посвящали свои стихи этому чудесному времени года.
Чтение стихов учениками на английском языке.
Учитель музыки:
А что было бы, если бы не было зимы? Исполняется песня «Кабы не было зимы».
А сейчас мы для разрядки
Загадаем всем загадки,
Кто даст правильный ответ
Мы тому дадим конфет.
Учитель истории.
Ребята, а какие самые волшебные зимние праздники вы знаете?
Давайте послушаем об истории возникновения этих праздников.
“Рождественское”
Саша Черный. (Под музыку из альбома П.И.Чайковского «Времена года» читает ученица).
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, выпорхнув из тени,
Гладит лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи, сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком,
Всех уютней было кошке
В яслях треть дитя бочком.
Только глупый белый ослик
Всех беспомощно толкал
“Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!”
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Уученик:
Русское Православие празднует Рождество 7 января (по новому стилю). Рождество —
особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки. И души отдыхают в атмосфере всеобщей доброжелательности.
Рождество в России начинает новый — и календарный, и духовный год. Рождество
своего рода семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в рождественскую ночь зажигают свечи на елках, дети поют колядки, носят по улицам изображение звезды Вифлеема. В светлую рождественскую ночь звезда Вифлеема призывно сияет для каждого из нас. Младенец Иисус родился в Вифлееме и рождается в человеческих сердцах, согревая всех своей любовью. Христос родился — и человек может возродиться, приняв его своим личным спасителем.
Накануне Рождества (6 января) принято колядовать. В это время начали колядовать. Слово «коляда» произошло от греческого “каланда”— новомесячие, Историясвидетельствует, что обычай колядования существует ещѐ со времен Римской истории. В Египте, Греции, Индии есть подобные обычаи. Есть предположения, что праздник распространился по Руси из Новгорода. Там Святки называли еще кудесами, т.к. по летописям чародеи вели себя очень весело, т.е. кудесили. Русские цари Петр I и Иван Грозный тоже любили святочные игрища. Грозный даже казнил одного из бояр за то, что он не надел «шутейной» одежды.
Чтение колядок учениками.
Коляда-молядаЗашла в новы ворота!
А за ней и мороз
Через тын перерос!
Принес он холод,
Так, что дед Архип
Стал молод!
Мороз не велик,
Да стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.
***
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или курочку с хохом,
Петушка с гребешком!
***
Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: Иисус родился
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравит!
***
Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь, хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
А можно и монетку,
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!
***
Пришла коляда накануне Рождества
Дай бог тому, кто в этом дому,
Всем людям добрым желаем:
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья.

Ученики отгадывают загадки о зиме.
Заключение.
Вот такая она – волшебная сказка зимы, сказка, в которую нам помогли заглянуть поэты, композиторы и вы, ребята. «Искусство создает хороших людей, формирует душу»,- писал К.Паустовский. Поэтому, ребята, почаще обращайтесь к поэзии, музыке – и вы станете намного лучше и добрее.
Песня.
Приложение ( загадки о зиме).
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый...  (снег)
 
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек —
Этот пух зовется... (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
 
Кто-то тучу, как перину,
Разорвал наполовину
Вниз посыпались пушинки —
Серебристые... (снежинки)
Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка,
Серебристая... (снежинка)
Что за звездочки зима
В тучу спрятала сама?
Словно крошечные льдинки,
Эти звездочки — ... (снежинки)
 
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)
 
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал... (мороз)
 
Подышал он на окно —
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Инеем укрыл... (мороз)
Снег от холода стал синий,
На деревьях — белый иней.
Даже Бобик прячет нос,
Ведь на улице... (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья... (вьюга)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)
 
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние... (метели)
Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (Поземка)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий... (лед)
Жарким летом на плоту
По волнам я проплыву.
А зимой не нужен плот —
Превратились волны в... (лед)
 
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а... (лед)
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны... (снежки)
Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные... (рукавички)
Пальцы в них не замерзают.
Как в чехольчиках, гуляют.
С холодом сыграем в прятки,
Спрячем ручки мы в... (перчатки)
Много снега во дворе —
Вот забава детворе!
Ходим по снегу. На ножки
Все надели мы... (сапожки)
 
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец... (сосулька)
 
Льдинка забралась повыше,
Стала жить под самой крышей.
Спросит маленькая Юлька:
«Что под крышей там?» (Сосулька)
 
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает... (снеговик)
 
Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется... (кормушка)
 
В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый... (снегокат)
 
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
 
Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, все — готов... (каток)
 
Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)