Конспект занятия для детей 5-6 лет Тема: Пересказ рассказа В. Осеевой «На катке»


Тема: Пересказ рассказа В. Осеевой «На катке»
Программные задачи: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.
Предварительная работа: Чтение: Э. Мошковская «Лежебока»; Н. Носов «На горке»; С. Черный «Мчусь, как ветер на коньках»; Беседа «Мои любимые игры зимой»; «Наш участок зимой»; П. И. «Кто быстрее?»; «Гонки с шайбой».
Материал: Текст рассказа; иллюстрации, портреты женщин писателей.
Ход занятия:
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда постарайтесь отгадать вот эти загадки и найти картинки-отгадки.
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их… (лыжи) Обогнать друг друга рады.
Ты, смотри, дружок, не падай!
Хороши они, легки,
Быстроходные… (коньки)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы (санки) Мчусь, как пуля, я вперёд.
Лишь поскрипывает лёд.
И мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки)
- С каким временем года связаны эти предметы? (С наступлением зимы). Могут ли дети использовать эти спортивные вещи в другое время года? (Могут, в нашем городе есть «Ледовый дворец спорта», там искусственный лёд).
- Где можно кататься на санках? Лыжах? На коньках? (На санках катаются с горок. На улице Набережной со склона горы, там, где нет машин. Нельзя кататься возле проезжей части дороги. На лыжах дети катаются в парке отдыха, по набережной, в лесу. На коньках катаются на катках возле дома, по реке Цна).
- Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом Валентины Осеевой «На катке».
- Перед вами портреты писателей, найдите среди них портрет В. Осеевой.
Чтение рассказа. Во время чтения рассказа проводится словарная работа.
Невидаль – необычайное; не видали (так говорили раньше). «Эка невидаль?» - Как по-другому это сказать? (ничего особенного).
Кружился волчком – быстро вокруг себя, как детская игрушка юла. Лихо завернул – резко, неожиданно.
- Ребята, назовите героев рассказа. (Маленькая девочка, три школьника, одного из них зовут Витя).
- Как вы думаете, кто был старше: Витя или девочка? (Старше был Витя).
- Как маленькая девочка ездила на коньках? (Осторожно, неуверенно, смешно растопырив руки).
- Как вы думаете, почему она так ездила? (Плохо каталась, потому что маленькая ещё).
- А что выделывал Витя? О чем это говорит? (Витя очень хорошо катался на коньках).
- Что случилось на катке? (Он наскочил на девочку и та упала. Ударилась коленкой).
- Как поступил Витя? (Сначала решил помочь девочке, но потом отвернулся и уехал).
- Почему Витя изменил своё поведение? (Мальчики стали смеяться над ним).
- Как вы считаете, можно ли Витю назвать трусом? (Он струсил, обратил внимание на смех других школьников).
- Что нового вы узнали о взаимоотношениях детей-школьников? (Не надо смеяться над несчастьем другого человека, надо помогать тем, кто попал в беду, любить младших детей; не надо стыдиться, стесняться помочь товарищу или просто ребёнку).
- Мы немного отдохнём, физкультминутку проведём.
Физкультминутка «Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима!
Что в подарок принесла?
Белый снег пушистый,
Иней серебристый
Лыжи, санки и коньки,
И на ёлке огоньки! кланяемся
разводим руки в стороны
приседаем, проводим руками по снегу
встаём, поднимаем руки верх
имитируем движения лыжников и конькобежцев
поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»
- Ребята, перед вами иллюстрации к рассказу «На катке».Расположите их согласно последовательности текста.
- Опираясь на иллюстрации, мы приступим к пересказу.
Пересказы детей.
- Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились? («На катке»).
- Кто автор рассказа? (Валентина Осеева). Чему нас научила Валентина Осеева? (В беде нужно помогать людям, а не смеяться).