Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки)

государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ростовской области
«Константиновский сельскохозяйственный техникум»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(базовой подготовки)







2014 г. Рассмотрено на заседании ПЦК
экономических дисциплин
Протокол №10
от «30»____июня____2014 г.

Председатель___________________
Бакаева В.Г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

_______________ О.М.Ковалева

«_____»____________________г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 г. №508 и является авторской программой.


Разработчик: Фурманенко О.Н. – преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО РО КСХТ

Рецензент: Воловик А.А. – преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО РО КСХТ

Рецензенты:
Маргушина Анна Александровна, адвокат г. Константиновск,
Ростовской области








СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании, в программах повышения квалификации и профессиональной подготовке по профессии - менеджер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;
принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;
мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;
применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
особенности современного менеджмента;
функции, виды и психологию менеджмента;
основы организации работы коллектива исполнителей;
принципы делового общения в коллективе;
особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;
информационные технологии в сфере управления.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа,
из них вариативная часть – 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося 31 час.

Часы вариативной части направлены на увеличение часов по всем основным разделам дисциплины «Менеджмент» с целью более глубокого изучения таких разделов как «Организация как система управления», «Функции менеджмента в рыночной экономике», «Методы и стили руководства», «Процесс принятия и реализации управленческих решений», «Коммуникации и деловое общение».
Цель заключается в глубоком и всестороннем усвоении учебного материала, умении самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, решать проблемные производственные ситуации.

В результате обучающиеся будут дополнительно:

Уметь:
- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг),
предупреждать возникновение конфликтов;
- применять примы делового общения и правила культуры поведения;
- организовать эффективное взаимодействие в рабочей группе;
- проводить анализ конфликта, выбирать оптимальный способ его предупреждения и
разрешения;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной
деятельности;

Знать:
- сущность психических процессов, основы психологии личности;
- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
- приемы делового общения в коллективе;
- психологические требования к личности специалиста в сфере социальной защиты;
- психологические особенности функционирования малой группы;
- закономерности развития коллективов и команд;
последствия и способы разрешения конфликтов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
93

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
62

в том числе:


практические занятия
20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
31

в том числе:


- работа с учебной литературой, составление конспекта
- подготовка сообщений на заданную тему
- подготовка рефератов на заданную тему
15
8
8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Эволюция концепций менеджмента

17


Тема 1.1.
История развития менеджмента
Содержание учебного материала
3



1
Предмет и задачи курса.

2
1



2
Школа научного управления. Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

1


Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.

1


Тема 1.2.
Сущность, характерные черты современного менеджмента

Содержание учебного материала
8



1
Современные подходы в менеджменте.


6


1


2

Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта.

1


3
Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки.

3


Практическое занятие:
Проведение сравнительного анализа моделей менеджмента.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений на заданную тему:
Сущность менеджмента и эволюция его теории.
Российский опыт управления, его особенности.
2


Тема 1.3.
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям).
Содержание учебного материала
6



1
Особенности организации управления (по отраслям).
4

2


2
Основные направления менеджмента ( по отраслям).

2


Практическое занятие:
Определение основных направлений менеджмента.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов на заданную тему:
1. Портрет современного руководителя.
2


Раздел 2.
Организация как система управления

14


Тема 2.1.
Типы структур организаций.
Содержание учебного материала
8




1

Понятие «организация».


6
2


2
Законы организации.

2


3
Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, линейные, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др.

3


Практическое занятие:
Составление структур управления предприятием.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
2




Тема 2.2.
Внутренняя и внешняя среда организации.
Содержание учебного материала
6



1
Инфраструктура менеджмента.

4
2


2
Внутренняя и внешняя среда.

2


Практическое занятие:
1. Организация: ее внутренние и внешние переменные.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
2


Раздел 3.
Функции менеджмента в рыночной экономике.


22


Тема 3.1
Организация и планирование.
Содержание учебного материала
8



1
Локальные принципы организации.

6
2


2
Делегирование полномочий и ответственности.

2


3
Виды планирования, его методы. Разновидности планов.

3


Практическое занятие:
1. Составление миссии организации.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений на заданную тему:
1. Тактическое и стратегическое планирование.
2


Тема 3.2
Контроль и мотивация.
Содержание учебного материала
10



1
Понятие контроля и его основные этапы. Поведенческие аспекты контроля.

6
2


2
Характеристика эффективного контроля.

2


3
Содержание теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

3


Практическое занятие:
1. Составление и анализ способов мотивации.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
Подготовка сообщений на заданную тему:
1. Индивидуальная и групповая мотивация.
2. Необходимость управленческого контроля.

4


Тема 3.3
Цикл менеджмента.
Содержание учебного материала
4



1
Характеристика составляющих цикла менеджмента.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
2


Раздел 4.
Методы и стили руководства.

12


Тема 4.1
Система методов управления
Содержание учебного материала
8



1
Понятие методов управления.

4
2


2
Группы методов управления.

2


3
Управление и типы характеров.

2


Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
Подготовка рефератов на заданную тему:
1. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения.



4


Тема 4.2
Стили управления
Содержание учебного материала
4



1
Стили управления и факторы его формирования.

2
2


2
Классификация стилей управления.

2


3
Виды и совместимость стилей.

2


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов на заданную тему:
1. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть.

2


Раздел 5.
Процесс принятия и реализации управленческих решений.

10


Тема 5.1
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
Содержание учебного материала
6



1
Сущность процесса принятия решений.

4
2


2
Типы решений. Классификация решений.

2


3
Требования, предъявляемые к решениям.

2


Практическое занятие:
1. Принятие управленческих решений.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений на заданную тему:
1. Ограничения и критерии принятия решения.

2


Тема 5.2
Этапы рационального решения проблем.
Содержание учебного материала
4



1
Диагностика проблемы. Определение альтернатив.
2
2


2
Методы оптимизации решений.

2


Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
2


Раздел 6.
Коммуникации и деловое общение.

18


Тема 6.1
Коммуникативность и общение в сфере управления.
Содержание учебного материала
6



1
Коммуникации между уровнями и подразделениями.
4
2


2
Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации.

2


Практическое занятие:
1. Использование приемов аттракции.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений на заданную тему:
1. Преграды в коммуникациях.
2


Тема 6.2
Деловое общение.
Содержание учебного материала
12



1
Деловое общение, его характеристика.
10
2


2
Виды и формы делового общения.

2


3
Этапы и фазы делового общения.

3


Практическое занятие:
1. Деловые переговоры.
2. Деловая беседа по телефону.
3. Составление планов проведения совещаний.
4



Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов на заданную тему:
1. Правила ведения бесед и совещаний.
2. Факторы повышения эффективности делового общения.
2



Всего:
93



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




3. условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:
Драчева Е.Л. Менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 4-е издание М.: Академия, 2010
Драчева Е.Л. Менеджмент практикум: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – 4-е издание М.: Академия, 2010
Калугина О.А. Менеджмент: учебное пособие М.: КНОГУС, 2010

Дополнительные источники:
Бондаренко В. В., Резник С. Д., Соколов С. Н. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: практикум – 2011.
Виханский О.С, Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Экономистъ, 2010.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2010.
Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. 3-е изд.- Спб.: Питер, 2011.
Грибов В.Д. Менеджмент : учебное пособие / В.Д. Грибов. М. : КНОРУС, 2012.
Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.
Друкер, Питер Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. "И.Д. Вильяме", 2012.
Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: из-во «Дело» АНХ, 2010.
Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала: учебник. М.: Маркет ДС, 2010.
Семенов А.К, Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. – 5-е изд., испр., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К
·», 2010.
Семенов А.К, Набоков В.И. Основы менеджмента: практикум. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К
·», 2010.


Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНИЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения
Практикум, устный и письменный опрос, тестирование.

анализировать организационные структуры управления


проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала


применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения


применять эффективные решения, используя систему методов управления


учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности


Знания:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития
Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

методы планирования и организации работы подразделения


принципы построения организационной структуры управления


основы формирования мотивационной политики организации


особенности менеджмента в области профессиональной деятельности


внешнюю и внутреннюю среду организации


цикл менеджмента


процесс принятия и реализации управленческих решений


функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта


систему методов управления


методику принятия решений


стили управления, коммуникации, принципы делового общения




Разработчик:

ГБОУ СПО РО «Константиновский сельскохозяйственный техникум»

ГБОУ СПО РО КСХТ преподаватель О.Н. Фурманенко
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





Эксперты:

ГБОУ СПО РО КСХТ заведующий практикой С.Г. Безценная
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

ГБОУ СПО РО КСХТ заведующий методическим кабинетом Г.И. Пименова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

















































13 PAGE 14615

13 PAGE 141115

13 PAGE 141515



Заголовок 115