Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 3 МЕНЕДЖМЕНТ Для специальности (направления) 230701 «Прикладная информатика (углубленная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова»
кафедра экономико-правовых дисциплин СПО
Утверждаю Согласовано
Директор колледжа _________ Зав. кафедрой _________
«____»________20__г. «____»________20__г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП. 3 МЕНЕДЖМЕНТ
Для специальности (направления)
230701 «Прикладная информатика (углубленная)"
Нальчик, 2014г.
Организация - разработчик :
кафедра экономико-правовых дисциплин УСПО КБГУ
Разработчик: Алоева А.А.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Протокол № от « __» __________20 __г.
Одобрена проректор КБГУ по УВР
А.Г. Кажаров ___________
«___»________ 20__ г
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей учебной программы дисциплины...4
Структура и примерное содержание учебной дисциплины...7
Условия реализации учебной дисциплины...13
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины..14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ОЗ. МЕНЕДЖМЕНТ
название дисциплины
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) 230701 Прикладная информатика (углубленная)
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина Менеджмент относится к социально- экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель:
дать студентам необходимый объем теоретических знаний в области менеджмента и научить их практическим методам решения разнообразных аналитических и управленческих задач
Задачи:
Изучение в определенной последовательности основных понятий, системы знаний о предприятии, его внешней и внутренней среде, становлении, функционировании, мотивации и контроле в управленческой деятельности;
Формирование у студентов осознанного интереса к научному управлению, имеющему не только высокий производственно-хозяйственный риск, но и особую престижность в общественном сознании;
Оказание помощи студентам в получении навыков и установок на активный самостоятельный поиск эффективных решений в практической деятельности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
влиять на деятельность подразделения, используя элементы мотивации труда;
реализовывать стратегию деятельности подразделения;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке программных продуктов и услуг;
анализировать управленческие ситуации и процессы, определять действие на них факторов микро- и макроокружения;
сравнивать и классифицировать различные типы и модели управления;
разграничивать подходы к менеджменту программных проектов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной экономике:
организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решений;
стили управления
Модуль ОП.ОЗ Менеджмент участвует в формировании общих и профессиональных компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.1.Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента;
ПК 3.2. Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности;
ПК 4.1. Обеспечивать содержание проектных операций;
ПК 4.2. Определять сроки и стоимость проектных операций;
ПК 4.3. Определять качество проектных операций;
ПК 4.4. Определять ресурсы проектных операций;
ПК 4.5. Определять риски проектных операций
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов; самостоятельной работы обучающегося _36 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
20
контрольные работы
6
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36
в том числе:
-
Написание эссе, решение задач, анализ управленческих ситуации, составление кроссвордов, схем, деловая игра и т. д.
36
Итоговая аттестация в форме диф.зачет
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
Раздел I.Методологические основы менеджмента рынка.
22
Тема 1.2. Эволюция менеджмента и его современные концепции.
Введение в курс «менеджмент»
Цели, задачи, содержание курса. Законы, принципы и функции менеджмента Понятие, сущность, цели и характерные черты менеджмента.
Принципы и методы менеджмента
4
1
3
Самостоятельная работа студентов: изучение теоретического материала темы и подготовка информационного сообщения по темам:
1.Изучение особенностей американской и японской систем менеджмента (на примере деятельности фирм)
2. Особенности менеджмента в России
4
Тема 1.2. Эволюция менеджмента и его современные концепции.
Условия и предпосылки возникновения. Этапы и школы в истории менеджмента. Современные подходы к управлению.
4
1
Тема 1.3. Организация и ее среда
Внешняя среда организации: среда прямого и косвенного воздействия. Внутренняя среда организации, взаимосвязь элементов.
4
2
2
3
2
3
Практическая работа
Анализ адекватности внутренней структуры базового предприятия требованиям динамичной внешней среды. Анализ управленческих ситуаций и процессов, определение действия на них факторов микро- и макроокружения
Самостоятельная работа
Анализ ситуации на рынке программных продуктов и услуг
Контрольная работа по разделу
2
1
Раздел II. Основные функции менеджмента
32
Тема 2.1. Планирование в системе «менеджмента».
Функции менеджмента в рыночной экономике.
Сущность, стадии планирования. Классификация планирования. Форма организации планирования.
Цикл менеджмента.
4
3
Практическая работа
Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия.
2
Самостоятельная работа студентов: Составление опорной схемы по теме, анализ возможностей стратегического планирования на рынке программных продуктов и услуг
4
Тема 2.2. Типы организационных структур организации.
Понятия организации и организационной структуры. Виды организационных
структур.
4
2
2
3
Практическая работа
Изучение организационной структуры базового подразделения, структуры управления, тематики работ, круга решаемых задач. Обязанности инженерно-технических работников среднего звена.
Самостоятельная работа студентов:
Оформление опорных конспектов. Выполнение тестового задания.
Тема 2.3. Мотивация и потребности.
Мотивация как функция менеджмента. Мотив, стимул, потребность. Теории мотивации: процессуальные и содержательные.
2
2
1
2
Практическая работа
Разработка и анализ деловых ситуаций в трудовом коллективе.
®°Методики изучения мотивов поведения человека. Обработка и анализ результатов
Самостоятельная работа студентов: Подготовка к практическим занятиям.
Подбор методик изучения мотивов поведения человека. Анализ предложенных ситуаций по объяснению поведения людей.
4
3
Тема 2.4. Контроль в системе управления.
Понятие контроля и его основные типы.
Необходимость управленческого контроля. Характеристики эффективного контроля. Процесс контроля.
2
2
Практическая работа
Решение ситуационных задач и тестов по теме
Контрольная работа по разделу
2
Раздел III. Теоретические основы принятия управленческих решений
20
Тема 3.1. Процесс принятия решений.
Понятие управленческих решений. Классификация решений. Требование к качеству управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений.
4
2
4
Практическая работа
Изучение технологии принятия управленческого решения: оценка проблемной ситуации, постановка цели, разработка возможных альтернатив решения проблемы, выбор оптимального решения, организация и контроль исполнения принятого решения.
Анализ возможности использования технологии принятия управленческого решения в условиях менеджмента программных продуктов и услуг
Самостоятельная работа студентов: Составление словаря по теме. Составление схемы отличий управленческих решений и решений из частной жизни. Составление схемы классификации управленческих решений.
Тема 3.2. Управление рисками
Понятие риска и его природа. Развитие взглядов на риск-менеджмент. Риски внешней и внутренней среды. Классификация рисков.
Диагностика рисков компании. Методы оценки риска
2
2
1
2
3
Практическая работа
Анализ деловых ситуаций в условиях принятия решения.
Самостоятельная работа студентов: Подбор по материалам периодической печати примеров управленческих решений в условиях риска.
Разработка рекомендаций по принятию решения в условиях риска.
6
Раздел IV. Психология менеджмента
24
Тема 4.1. Власть и влияние.
Содержание понятий «руководство», «влияние», «власть», «партнерство». Характеристики власти. Сильные и слабые стороны различных форм власти.
4
2
2
3
Практическая работа
Власть и влияние. Решение управленческих задач по теме
Тема 4.2. Управление конфликтами
Понятие конфликтов и их классификация. Причины конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Стресс и его причины. Способы снятия стресса.
2
2
2
2
3
Практическая работа
Управление конфликтами, изменениями и стрессами.
Самостоятельная работа студентов: изучение теоретического материала темы, решение задач.
Тема 4.3. Коммуникации и деловое общение.
Роль коммуникации в менеджменте. Виды коммуникации. Коммуникационный процесс. Деловое общение. Основные формы делового общения. Деловые стратегии. Приемы влияния на партнеров.
4
2
4
2
3
Практическая работа
Деловая игра по отработке норм делового поведения в стандартных ситуациях системы управления трудовым коллективом.
Самостоятельная работа студентов:
Написание рефератов:
психологические закономерности делового общения.
Эффективное поведение на рынке труда.
Тема 4.4. Этика и современное управление.
Понятие этики. Повышение показателей этичности. Разбор ситуации.
2
1,2
Раздел V. Особенности менеджмента в профессиональной деятельности техника - программиста.
10
Тема 5.1. Менеджмент базовой организации
Понятия, сущность, значение
4
2
Самостоятельная работа студентов: Подготовка реферата по теме «Использование в управлении информационных технологий на предприятии « .»
4
Контрольная работа по разделам 3,4,5
2
Всего:
108
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по
экономике; мастерских нет ; лабораторий нет .
Оборудование учебного кабинета: учебные пособия, плакаты, схемы, графики, таблицы, практикумы, задачники.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, калькулятор, интерактивная доска
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:_____________
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:___________
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
.Менеджмент: учебное пособие; авторы Казначевская Г.Б., изд. М. Кнорус. Р- на-Д с, 2013 г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Менеджмент: Учебное пособие ; Авторы: Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Издательство: Дашков и К, 2010 г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Менеджмент: учебник; Авторы: под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дополнительные источники:
Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие Автор: Юкаева B.C., Издательство: Дашков и К, 2010 г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Менеджмент: Учебник, Автор: Герчикова И.Н. Издательство: ЮНИТИ- ДАНА, 2012 г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Теория менеджмента: учебное пособие Авторы: Фомина В.П., Алексеева С.Г., Издательство: Издательство МГОУ, 2011 г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
использовать на практике методы планирования организации работы;
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
принимать эффективные решения, применяя системы методов принятия решений;
сущность и характерные современного менеджмента;
методы планирования и организации работы подразделения;
принципы и методы управления;
основы мотивационной политики организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
внешнюю и внутреннюю среду организации;
процесс принятия управленческих решений;
стили управления, способы коммуникации, делового общения
Опрос, тесты, наблюдение Опрос, тесты, анкетирование Практическая работа, тестирование Практическая работа, тестирование, контрольная работа Устный опрос, наблюдение, беседа
Письменный опрос Практическая работа, тестирование Устный опрос, дискуссии
Практическая работа Тестирование
Наблюдение, устный опрос
Практическая работа, контрольная работа
Разработчики:
СПО КБГУ преподаватель ЭПД Алоева А.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рецензия
на рабочую программу по дисциплине
«Менеджмент»
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана преподавателем кафедры экономико-правовых дисциплин СГЮ КБГУ Таовой Р.М.в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 230701.52 «Прикладная информатика углубленная», утвержденным Приказом Минобрнауки России от 21 июня 2010г. №643.
Представленная программа содержит требования к подготовке студентов по указанной дисциплине, рекомендации по организации образовательного процесса. Программа оформлена в соответствии с «Рекомендациями по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования. Рабочая программа включает в себя тематический план изучения дисциплины с выделением часов на практические занятия, внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Содержание дисциплины разделено по разделам и темам, указывается список учебной литературы в соответствии с ЭБС КБГУ, конкретизируются формы контроля и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Автор рабочей программы достаточно четко отразил назначения данной дисциплины, ее роль в подготовке специальности, привел обоснования структуры дисциплины. В полном объеме определены требования к знаниям, умениям и навыкам, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям, которыми должен овладеть студент в процессе изучения дисциплины в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по специальности 230701.52 «Прикладная информатика углубленная».
Рецензенты:
Профессор кафедры менеджмента
и маркетинга, д.э.н. Мустафаева З.А.
С.н.с. сектора «Прогнозирования развития региона»
ИИПРУ КБ НЦ РАН, к.э.н. Нагоев А.Б.
13PAGE 14215
13PAGE 14715
13PAGE 14815
13PAGE 14915
Заголовок 115