Проект Летняя суконная ягушка для куклы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
678815267652500 «Сеяхинская школа-интернат».
Творческий проект.
Летняя суконная ягушка для куклы.
Цель проекта.
Выявить основные особенности ненецкой женской ягушки и их использование в повседневной жизни для приобщения молодого поколения к изучению народных традиций.
Задачи проекта.
1. Оцепить свои возможности в проектной деятельности.
2. Разработать и выполнить проект.
3. Изготовить по проекту национальную женскую одежду для кукол
4. Оценить проделанную одежду.
Подготовительный этап.
Последовательность выполнения проекта
1. Обосновать возникшую проблему и потребность.
2. Выбрать модель. Описать ее внешний вид.
3. Выбрать ткань.
4. Определить необходимые инструменты, приспособления и оборудование. 5. Выполнить конструирование и моделирование изделия.
6. Выполнить раскрой изделия.
7. Составить технологическую последовательность изготовления изделия и изготовить его.
8. Оценить проделанную работу.
9. Защитить проект.
Для того чтобы не упустить какие - либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить опорную схему размышлений, в которой отразить основные его составляющие.
3435351397000
Обоснование возникшей проблемы.
В нашей школе есть музей, где представлены различные экспонаты, отражающие быт, занятия, культуру ненцев. Там же в музее есть раздел, где представлены игрушки тундровых детей. Но, на мой взгляд, коллекция игрушек в музее недостаточно полная.
Поэтому я решила, изготовить национальную ненецкую одежду для кукол.
Женская верхняя зимняя одежда (не паны, русское название на западе - паница, за Уралом - ягушка) в отличие от мужской одежды имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки.
1 - й тип (лидянг паны, таряв паны, то есть бобровая ягушка, беличья ягушка) распространен в Канинской и Тиманской тундрах (крайне западных групп ненцев).
Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава - прямые, сильно суживающиеся к обшлагам, широкие в пройме, причем верхняя часть рукава шьется вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва е имеет.
Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов - все основные швы являются горизонтальными.
Шитье одежды всегда начинают с верхней ее части. Подол шьют отдельно, а затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально рассоложенных полос сначала оленьего, а затем собачьего меха, разделенных друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сука, сшитых в вертикальном направлении. К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки. Описанная одежда имеет цодклад (янд) из зимней или летней шкур оленей мехом внутрь. Покрои подклада отличается от покроя самой одежды (паны). Спина кроится из целой шкур, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из под шеи оленя (пемдя), длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух.
Длина подклада одинакова с паны. Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивают, а просто надевают под паны. Сейчас одежду этого типа уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной, нарядной.
Можно предположить, что этот тип является наиболее древним.
2-й тип одежды (не паны) получает сейчас и в западных тундрах широкое распространение в качестве будничной и рабочей одежды, а иногда и праздничной. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха (няблюя).
По покрою, она значительно отличается от первого типа.
Если одежда первого типа легко расчленяется на части в горизонтальном направлении, то не паны кроят в вертикальном направлении. Стан состоит из спинки и двух пол, рукава выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из трех полотнищ, причем среднее обычно бывает другого цвета, чем боковые. Борта также делают из меха другого цвета, чем полки (обычно - темного). На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и темного меха (или сукна). Подол (пан) шьют отдельно тоже из няблюя, обычно того же цвета, что и цвета. Между ним нижней частью стана прокладывают также две - три полоски из белого и темного мха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины (павэк ной). Воротник делают из песцовых хвостов.
Женская одежда этого типа часто богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и темного цвета с прослойкой из цветного сукна - на плечах, по бортам и обшлагам рукавов (падар мадавы).Рукавицы пришиваются к самой одежде, а не к подкладу. Подклад и верхнюю часть ягушки - паны сшивают вместе.
В качестве летней одежды употребляются поношенная зимняя (обычно без подклада), а также суконная ягушка, по покрою сходная с зимней одеждой второго типа, но имеющей в нижней част стана клинья. Нояця бывает или одноцветной (например, синяя, зеленая) с подолом и обшлагам другого цвета и с отделкой полосками сукна разных, или состоящей из полотнищ сукна (красного, зеленого, желтого). Последний вид нояця не имеет клиньев и считается более старинной. Оба вида на плечах не имеют шва.
Выбор и описание модели
Я остановилась на изготовлении летней ягушки, так как в наличии из всех материалов имеется только сукно. Можно было изготовить летнюю ягушку в натуральную величину, но для этого потребуется не меньше 4 метров разноцветного сукна. Поэтому я решила сшить летнюю ягушку для куклы. По общепринятой традиции существует определенная техника орнаментации и цветовая гамма. Например, стан ягушки из красного сукна, а пришивные полосы вдоль полок и опушки - из синего, тогда орнаментальные полосы делают из желтого сукна. Следующий вариант - стан из красного сукна, полосы на полах и опушке - зеленые, орнаментальная полоса - желтая, но она нашивается на полосу черного цвета. Орнаментальные полосы или просто полоски сукна шириной 8-12 см располагают вдоль пол, между станом и опушкой, на нижней части рукавов и еще на треугольных вставках ягушки. Стан со швами в плечах, полы сходящиеся, на завязках, рукав суживающийся с ластовицей и манжетами, воротник из песцового хвоста. Расклешенный книзу стан за счет треугольных ставок по бокам стана.
Изготовление выкройки и подготовка выкройки к раскрою.
1.Построение чертежа выкройки
2.Подписать названия и количество деталей
3.Указать стрелкой направление долевой нити.
4.Написать величины припусков на швы.
Выбор ткани и стоимость
В качестве материала для изготовления изделия подойдет только сукно, так как летнее ягушки делали из сукна, что отражено в названии ягушки - нояця (ной - сукно).
Экономический расчет.
Материал Количество Цена, руб. Сумм, руб.
1 2 3 4
Сукно 30 см 600 руб./1 м 200 руб.
Хлопчатобумажные нити 4 катушки 25 руб./1шт 100 руб.
Пряжа 70 руб./моток 70 руб.
Швейные иголки 1 моток 90 руб. 90 руб.
Итого 1 упаковка 460 руб.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
Для работ мне понадобятся:
1. Нитки хлопчатобумажные №60 для ручных работ.
2. Ручная игла № 3, булавки, ножницы, наперсток.
3. Сантиметровая лента, линейка, мелок.
Дополнительные материалы: бумага для построения выкройки, иллюстрации с изображением летней суконной одежды.
Можно было шить ягушку на швейной машине, но я думаю, что можно изготовить изделие вручную.
Ведь Женщины в тундре обходятся без швейных машин.
Не стоит нарушать традиций и обойтись без швейной машины. А вот без утюга я не смогу обойтись, так как нужно будет отпаривать готовое изделие.
Организация рабочего места.
При изготовлении изделия следует помнить об организации рабочего места, соблюдением санитарно - гигиенических требований и правил безопасного труда.
На рабочем столе не должно быть ничего лишнего, все инструменты находятся в отведенном для них месте.
Технологический этап.
Раскрой ткани (изготовление орнаментальных полос).
1. Вырезание шаблона орнамента.
2. Рисование орнамента на полосе сукна.
3. Вырезать очень аккуратно намеченный узор.
Раскрой ткани, (изготовление ягушки).
1. Подготовить инструменты и приспособления для разметки и раскроя.
2. Сложить ткань в сгиб, разложит выкройки, начиная с больших деталей, имеющих сгиб, с учетом направления долевой нити, приколоть булавками.
3. Выбрать припуски на обработку (на швы и подгибку). Разметить припуски на швы и подгибку с помощью портновского мелка, линейки.
4. Вырезать детали кроя по меловым линиям портновскими ножницами.
5. Проконтролировать качество разметки и раскроя.
Сборка орнаментальных полос.
Вырезанный узор приметывают на «живую нитку» на полосу сукна контрастного цвета
2. Затем мелкими стежками ниткой того же цвета, что и сукно, из которого выполнен узор, пришивают на полосу сукна швом «через край».
Сборка ягушки.
При соединении деталей постоянным швом используем шов «через край», для сметочных швов делаем пару стежков швом «через край», которые затем удаляются.
1. Соединяем среднюю часть спины (маха) и боковую части спины (маха хэв).
2. К боковой части (маха хэв) пришиваем переднюю часть ягушки (манг).
3. В местах соединения средней и боковой частей спины от линии талии до нижнего среза стана вставляются треугольные клинья, орнаментированные по края срезов.
4. Такие же клинья вставляются в местах соединения боковой части спины и передней части ягушки.
5. Соединяем плечевые швы, вставляем кокетку с орнаментальной полосой.
6. К основному стану вдоль передней части и нижнего среза основного стана пришиваются орнаментальные полосы или же орнамент можно нашить прямо к основному стану вдоль передней части и нижнего среза стана.
7. К нижнему краю орнаментальной полосы пришивается подол ягушки из однотонного - сукна черного или темно - синего цвета.
8. Пришивается вдоль орнаментальной полосы передней части ягушки пришивается цельнокроеный борт с подворотником из сукна того же цвета, что и подол.
9. К узкой части рукава пришивается орнаментальная полоса.
10. К орнаментальной полосе пришивается манжета из сукна того же цвета, что и подол ягушки.
11. Соединяем переднюю и заднюю часть рукава.
12. Для придания формы рукава пришивается ластовица. Ластовица может быть того же цвета, что и сам рукав или быть контрастной.
13. Готовый рукав пришиваем к основному стану ягушки.
14. Борт и нижний край подола окантовывается полоской красного сукна.
15. К подворотнику пришивается воротник из песцового меха.
16. Пришиваем на Груди парные завязки из сплетенных косичкой шерстяной пряжи (6-8 штук) и одна пара завязок на подоле.
17. Выполняем влажно - тепловую обработку изделия.
Контрольный этап.
Оценка качества изделия.
Критерии оценки качества изделия.
Объект контроля Признак, характеризующий качество изделия 1. Внешний вид Соответствие силуэту, пропорциям, конструктивному решению линий соответствию используемых материалов (цвет, фактура) рабочему эскизу и назначению изделия. Соответствует
2. Влажно - тепловая обработка Соответствие рабочему эскизу, четкость конструктивных линий, отсутствие заминов, складок, морщин, пролегания швов, лас и опалов Соответствует
3. Посадка изделия Соответствие рабочему эскизу, отсутствие заломов, складок, морщин и перекосов, горловина не растянута или излишне посажена, рукава не имеют отклонений вперед или назад. Соответствует
4. Материалы Отсутствие дефектов внешнего вида материала Отсутствуют внешние дефекты материала. В воротнике в качестве песцового хвоста использован мягкий мех с живота песцовой шкурки
5. Исполнение отдельных элементов и деталей:
Симметричность формы и расположения парных деталей;
Обработка отделочного канта;
Стежки, строчки, швы;
Обработка застежек, завязок. Соответствие расположения орнаментальных полос, треугольных вставок по бокам стана;
Равномерность ширины, нет излишней посадки и растяжения;
Не должно быть пропусков, натяжения или слабины материала и нитей в строчках, искривление строчек и швов, расположение строчек, частота стежков и ширина швов, цвет и количество сложений ниток в соответствии с техническими условиями;
Не должно быть слабины натяжения материалов, количество завязок парное. Соответствует
Отсутствуют орнаментальные полосы на треугольных вставках
Соответствует
Соответствует


Защита творческого проекта.
- Подготовить проектную документацию и сшитое изделие;
- Надеть готовое швейное изделие на куклу;
- Объявить название проекта, его цель и задачи;
- Обосновать выбор модели, рассказать о процессе проектирования, отметить
положительные и отрицательные моменты, оценить этот этап работы;
- Оценить качество швейного изделия, выявить дефекты, предложить пути их устранения;
- Объявить себестоимость изделия, сделать вывод о целесообразности его изготовления;
- Ответить на вопросы экспертной группы, учителей, одноклассников.

-883920142113000
-79121034861500
Список литературы:
1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, № 2/02-2013г.
2. А.А.Вашуркина,. «Коррекционно-развивающая программа «Ханико«1класс
3. Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» - «Малыш-учится» Издательство «Просвещение», Санкт — Петербургское отделение,2000г.
4. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение«1982г.
5. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»
6. Истомин И. » Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО,2008г.
7.Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
8. Общественный литературно-публицистический журнал
9. Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под ред. М: просвещение, 1988г.
10. Полярные животные ,Научно-популярное издание ,для дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия«,2014г.
11. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
12. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.
13. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
14. ЯНАО Природа Ямало-Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.