Конспект урока по русскому языку на тему Употребление слов с суффиксами
Урок по русскому языку в 3 классе (по учебнику «Русский язык» 3 класс Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина)
Подготовила: Павленко А.В.
Тема: Употребление слов с суффиксами
Цель: научить находить в словах суффиксы
Планируемые результаты:
Предметные: научится правильно писать слова с суффиксами.
Метапредметные :
1.Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
2.Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах
3. Коммуникативные:. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Тип урока: урок общеметодологической направленности Оборудование для учителя: компьютер, учебник Л. Я. Желтовская «Русский язык» 3 класс.
Для ученика: учебник Л.Я.Желтовская «Русский язык» 3 класс, - «Астрель» Москва, 2013г. УМК « Планета знаний»
Дополнительная литература: Л.Я. Желтовская «Русский язык» 3 класс (методические рекомендации), Москва, «Астрель» 2014г.
Основные понятия: суффикс.
Ход урока:
Орг. момент
Мы в лес за наукой Сегодня пойдём.Смекалку, фантазию нашу возьмём.Дорогой с пути никуда не свернём,Но чтобы лес нам скорее достичь,Должны мы по тропке Красиво пройтись! (Чистописание)
Учебная мотивация.
Девиз нашего урока : «Хочу все знать».Не забудем о красивом письме и о том, что знания добываются с помощью размышлений и рассуждений.
Целеполагание.
- Рассмотрите картинки, назовите парные предметы. Чем похожи слова, обозначающие маленькие предметы?
-С помощью какой части слова они образуются? Что это (как называется эта часть?)?
Как будет звучать тема нашего занятия?
Какие учебные задачи вы для себя поставите?
4. Тема урока:
(слайд с темой и суффиксами).
5.Применение полученных знаний:
Работа в группе:
Игра « Кто в каком домике живет?», « поселите» слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик. Запишите номер дома.
( проверка + лист самооценки)
6.Работа с учебником.
Культурологический аспект (слайд).
Упр. 81 с. 71
Прочитать стихотворение (про себя, затем один вслух).
- Сколько девочек названо в стихотворении, а сколько имен? (имя одно!)
- Какие суффиксы помогли образовать разные варианты имени МАРЬЯ?(записать слова в тетрадь, выделить суффиксы).
Упр. 82 с. 71
-Имеются ли варианты вашего имени?
-Как вас ласково называют дома?
(записать эти слова, выделить суффиксы).
Ученик 3 класса, тоже записал свое имя и даже составил несколько предложений с именами.
Согласны ли вы с его мнением?
Почему?
Упр. 78 с. 70
Назовите членов вашей семьи. Как ласково вы называете маму, папу, бабушку, дедушку, тетю, дядю, сестру, брата? (назвать +записать с комментированием + выделить суффикс).
8.Работа со словарем.
Народная мудрость гласит: « Не нужен и клад, коли в семье лад».
Есть ли историческое родство между словами ЛАДОШКИ, ЛАДОНИ, ЛАД, ЛАДНЫЙ, ЛАДУШКИ.
Подумайте над этим вопросом?
(работа с историческим словарем в книге с.134)
Ладонь – от древнерусского долонь, длань – ровное место.
9.Закрепление полученных знаний:
А)Работа в парах.
Найти ошибки в употреблении суффиксов, исправьте их. (проверка + лист самооценки)
Б)Индивидуальная работа
Составить как можно больше слов с данными суффиксами, изменяя слова. (2-3мин.)
Прочитать слова (несколько человек)
10.Итог урока:
А сейчас , я бы хотела проверить, как вы усвоили тему нашего занятия.
ТЕСТ (1-2мин)
Оценить (я зачитываю вопросы и правильные ответы)
Вопросы по теме (слайд)
11.Рефлексия:
-Чем мы сегодня занимались на уроке?
-Все ли справились с заданиями?
-Достигли мы поставленную цель?
Домашнее задание:
Упр. 79 с. 70.
Образуй и запиши слова с суффиксами –оньк, -еньк. Выдели суффиксы.
Реченька, внученька, доченька, Машенька, Катенька, Петенька, Алешенька, рыженький, красивенький, маленький, узенький.
15