Урок по русскому языку Употребление слов с суффиксами


Тема: Употребление слов с суффиксом
Цели: познакомить с классификацией суффиксов по их значению
Образовательные: формировать умение образовывать слова при помощи суффиксов , уточнить представление о суффиксе как части слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением, активизировать знания учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове;
Развивающие: развивать умение находить суффиксы в словах , сравнивать,обобщать, делать выводы, развивать внимание, логическое мышление, зрительную память,, орфографическую зоркость, активность учащихся на уроке.
Воспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки,
воспитывать прилежание, активность
Ход урока:
I.Организ. начала урока. Психологический настрой.
-Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
- Девизом урока предлагаю–пословицу «Знания собираются по капле ! ». (слайд)
-Прочитайте. Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)
2. Разминка для пальчиков. (работа с карандашом)
3. Минутка чистописания.
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- Внимательно рассмотрите запись на доске и определите букву для минутки чистописания.(слайд)
травка
рыбка
шубка
-Какую букву будем писать? («к», т. к. во всех словах является суффиксом)
-Буква «к» какой имеет звук? (согласный, глухой, может быть мягким, твёрдым, парный)
-Запишите первую строчку букву «к» , а на второй - ряд букв в предложенной последовательности
ищ ок ик чик ушко онок ёнок4. Словарная работа.
-Запишите слово «словарь». Посмотрите, на доске записаны слова с пропуском букв. Прочитаем их. (слайд)
С…бака, уч…ник, ф…мил..я, ф…враль, ин…й, к…ньки, с…рока.
- Что их объединяет? ( слова из словаря, орфограмма- безударная гласная, непроверяемая ударением, это имена существительные)
-Запишите данные слова, поставьте ударение, вставьте пропущенные буквы. Проверьте (слайд). Начертите в тетради линеечку успеха и оцените себя.
5. Сообщение темы и цели урока.
- Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока. Если вы из каждого слова возьмёте первую букву, то узнаете.(Суффикс) Тема нашего урока «Употребление слов с суффиксами»
Какие цели поставим перед собой на данном уроке?
1.Вспомнить ,что такое суффикс
2.Формировать умение образовывать однокоренные слова с помощью данных суффиксов.
3.Уточнить представления о суффиксе как части слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением
Всё на свете из чего-либо состоит:
- облако из капель воды
- лес из деревьев
Наша речь состоит из …( предложений), а предложения состоят из … ( слов).А слова имеют свой строительный материал.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
На предыдущих уроках мы знакомились с частями слова , собирали по капле знания одной большой темы. Как она называется? (состав слова)
-Нужно разобрать слово «подводный» по составу (слайд)
-Назовите части слова в той последовательности, в какой нужно выполнять разбор слова по составу?
Вспомните , что такое суффикс?
«После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)»
(суффикс - значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов)
-Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова. Суффиксы делятся на группы, они из одних слов могут сделать другие, могут придавать словам самые разные оттенки. Сейчас вы поработайте в группах и узнаете. Читаете сказки о суффиксах и вписываете в пункты плана нужные слова, т.к после того как поработаете в группах, вы должны будете рассказать о суффиксах, о которых вы прочитали. А рассказывать будете по плану.
ФизминуткаМы, ребята, потрудились, ( Движения в соответствии с тек)
На уроке мы учились.
Не пора ли нам размяться
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков!
Приседайте, мальчики!
Приседайте, девочки,
Девочки – припевочки.
Потрясем теперь руками:
Наши пальчики устали,
И наклоны нам полезны –
Физкультуре будем верны.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.
1 группа. Сказка о суффиксах: -ик, -ищ, -щик.
Жили-были суффиксы -ик, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.
Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.
- Тортик! – закричал –Ик.
- Тортище – сказал - Ищ.
- Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.
2 группа. сказка о суффиксе –Чик.
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
3 группа. Сказка о суффиксе – Ёр.
Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.
4 ГРУППА. Ик,ок,очк,еньк .В стране Лингвистика жила-была дружная семья морфем. Она состояла из отца – Корня, мамы – Основы, старшей дочки – Приставки, младшего сына – Окончания и среднего сына – Суффикса. Жили они дружно. Поссорились они всего один раз.
Однажды Корень нашел в домашней библиотеке старую книгу. Это оказалась книга сказок А.С.Пушкина. Перед сном мама Основа села ячитать детям эту книгу. Дети, лежа в кроватках, стали ее слушать:
-Жил-был поп, Толоконный лоб…
-Лобик! – закричал с постели Суффикс.
Мать продолжила, как ни в чем ни бывало:
-Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.Навстречу ему Балда идет, сам не зная куда.»Что, батя…
-Батька! – опять поправил маму Суффикс.
-Замолчи! – воскликнула сестра Приставка…
Суффикс лег и забормотал:
-Ик,ок,очк,еньк …Дом– домик, лес-лесок, кость-косточка, дочь-доченька, ива- ивушка.. Как у меня ловко получается уменьшить и приласкать!!!
-Да прекрати же ты!- возмутилась Приставка.
-Давайте не ссориться. Мы же одна семья.У Суффикса такая привычка, а у тебя привычка все время говорить слова с приставками. А ну-ка помиритесь! – прервала спор Основа. Ребята последовали совету матери и с тех пор никогда не ссорились. Можете спросить у них .Встретить их можно очень часто.
5 ГРУППА. Суффикс ист.Однажды один человек выбирал себе профессию.Он долго думал, как же себя назвать. Думал-думал и придумал: а что, если ему себя назвать тем, что он любит. Больше же всего он любил сладкое и гитару. И решил себя назвать Гитара, но все вокруг стали смеяться и говорить, что так по-русски не говорят. Тогда человек сказал:»Все, я пойду в страну русского языка. Пусть мне помогут найти имя по профессии. Тогда части слова- Приставка,Корень,Суффикс и Окончание -предложили ему подобрать суффикс к слову Гитара и повели его в класс суффиксов. Там человек узнал, что есть разные классы суффиксов: суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные, пренебрежительно-снисходительные, увеличительные и другие.Все ученики этих классов помогли ему найти свой класс. Это оказался класс профессий. Он стал подбирать себе суффиксы:Гитарчик –нет, не подходит.Гитарник – тоже нет. Гитарщик – нет! Гитарач – конечно, нет! А вот Гитарист – подходит! Это то, что надо! Вот и сказке конец!
-О каких суффиксах вы прочитали, первая группа?(ик, ищ, щик). Какое значение они придают словам?(ик – уменьшительно-ласкательн., ищ- увеличение, щик – профессии)
- О каких суффиксах прочитала 2 группа?(чик.)Какое значение придаёт словам данный суффикс?(уменьш. –ласкат, профессии)
-О каких суффиксах прочитала 3 группа? (ёр) Какое значение придаёт словам данный суффикс?(профессии)
-О каких суффиксах прочитала 4 группа?(ик, ок, очк, еньк).Какое значение придают словам данные суффиксы?(маленький, умень- ласкат.) Ребята, а можно ли при помощи этих суффиксов образовать название детёнышей? (котик, котёнок)
-О каких суффиксах прочитала 5 группа?(ист). Какое значение придаёт словам данный суффикс?(профессии)
Классификация суффиксов по их значениям: (слайд)
уменьшительно-ласкательные - ик, ок,очк,ечк,еньк, чик,ушк
увеличительные – ищ
суффиксы профессий , принадлежность к чему-либо- ист, щик,чикСуффиксы имеют оттенки значения:
- уменьшительно – ласкательный
-увеличительный
6.Закрепление нового материала.
а)- А сейчас предлагаю поработать в парах, образовать однокоренные слова с помощью данных суффиксов. Первый ряд – имена существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения от слов: рука, берёза, лес, дуб,дождь, второй ряд – слова с суффиксами увеличения: глаз, усы, когти, хвост, дом, третий ряд – слова с суффиксами ,обозначающими по роду занятий, профессий от слов: биатлон, массаж,связь,переплетать, велосипед.
-Проверим, что у вас получилось. Молодцы. Все справились с заданием. Вы заметили, что суффиксов много и они разные. Думаю, вы запомнили, что каждый суффикс имеет своё значение, и выполняют суффиксы большую строительную работу. Ребята, скажите какую часть речи вы образовали при помощи суффиксов? (имя существительное)
б)работа по учебнику.
-Откройте учебник на с. 70 упр.79 .Прочитайте задание.Один ученик у доски, остальные в тетради.
(речка-реченька, внучка- внученька и т.д.)
- Работаете самостоятельно, дописываете первую строчку до конца. Проверьте на слайде. (слайд)
дочка-доченька, Маша-Машенька, Катя-Катенька, Петя-Петенька, Алёша-Алёшенька, рыжий-рыженький.
- Какие оттенки значений вы записали? (уменьшительно-ласкательный)
в)А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
ТЕСТ
1. Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2. С помощью суффиксов -онок, -ёнок можно образовать названия детёнышей.
У) нет;
Н) да;
3. Окончание служит для образования новых слов.
А) нет;
Е) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении.
М) да;
Т) нет.
5. Суффикс стоит после корня .
О) да;
И) нет.
6. Разбор слова по составу надо начинать с:
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7. Могут ли суффиксы из одних слов сделать другие?
И) да;
Н) нет.
Какое слово у нас получилось? (ЗНАТОКИ). Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока?
7. Итог урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
- Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? (да)
-Что же такое суффикс?
-Что ещё вы о нём знаете?
8. Д/з с.71 упр 80
9. Оценивание.
-По вашему мнению, кто на уроке работал хорошо? Чью активную работу хотите отметить? Мне понравилась ваша работа на уроке.
10. Рефлексия
-Продолжите предложения.
-мне было интересно…..
-мне было трудно….
-я могу себя похвалить…
- Конечно, с каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением, ведь научится, полезно.