Урок русского языка 3 класс по теме: Употребление слов с суффиксами.

Предмет: Русский язык
Класс:3
Тип урока: урок общеметодологической направленности (на основе системно - деятельностного подхода)

Особенности данного урока:
1.Урок знакомит учащихся с новыми суффиксами, какое смысловое значение они придают слову.
2.На данном уроке используются активные формы организации деятельности учащихся.
3.На уроке используется мультимедийная презентация, ведется работа в группах, парах.

Тема занятия: Употребление слов с суффиксами. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Задачи :
-углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с разными смысловыми значениями;
- совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов;
-учить выделять суффикс в слове;
-развивать речь, логическое мышление;
-совершенствовать навыки самооценки собственной деятельности;
-воспитывать интерес к русскому языку;
-воспитывать любовь и уважение к семье.
Ход урока:
Орг.момент.
Психологический настрой.
ВдохнитеКак хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Как часто нам в нашей жизни не хватает добрых, ласковых слов. Улыбнемся друг другу и с таким хорошим настроением начнем наш урок.

2.Девиз нашего урока : «Хочу все знать».Не забудем о красивом письме и о том, что знания добываются с помощью размышлений и рассуждений.
Познакомить с оценочными листами (зеленый – без ошибок, синий цвет – 1-2 ошибки, красный – много ошибок).

3. Постановка учебной задачи:
- Рассмотрите картинки, назовите парные предметы. Чем похожи слова, обозначающие маленькие предметы?
-С помощью какой части слова они образуются? Что это(как называется эта часть?)?

Как будет звучать тема нашего занятия?
Какие суффиксы мы сегодня повторим?
Почему они так называются?
Какие учебные задачи вы для себя поставите?

4. Тема урока:
(слайд с темой и суффиксами)

5.Применение полученных знаний:
Работа в группе:
Игра « Кто в каком домике живет?», « поселите» слова, от которых можно образовать новые слова с тем или иным суффиксом, в нужный домик. Запишите номер дома.
( проверка + лист самооценки)


6.Работа с учебником.
Культурологический аспект (слайд).
Упр.5
Прочитать стихотворение(про себя, затем один вслух).
- Сколько девочек названо в стихотворении, а сколько имен? (имя одно!)
- Какие суффиксы помогли образовать разные варианты имени МАРЬЯ?(записать слова в тетрадь, выделить суффиксы).

Упр.6.
-Имеются ли варианты вашего имени?
-Как вас ласково называют дома?
(записать эти слова, выделить суффиксы).

Ученик 3 класса, тоже записал свое имя и даже составил несколько предложений с именами.
Согласны ли вы с его мнением?
Почему?


Упр.7.
Назовите членов вашей семьи. Как ласково вы называете маму, папу, бабушку, дедушку, тетю, дядю, сестру, брата? (назвать +записать с комментированием + выделить суффикс).

8.Работа со словарем.
Народная мудрость гласит: « Не нужен и клад, коли в семье лад».
Есть ли историческое родство между словами ЛАДОШКИ, ЛАДОНИ,ЛАД,ЛАДНЫЙ,ЛАДУШКИ.
Подумайте над этим вопросом?
(работа с историческим словарем в книге с.134)
РАБОТА В ПАРАХ(прочитает один, ребята слушают,
затем один вслух у доски).

9.Закрепление полученных знаний:

А)Работа в парах.
Найти ошибки в употреблении суффиксов, исправьте их. (проверка + лист самооценки)

Б)Индивидуальная работа
Составить как можно больше слов с данными суффиксами, изменяя слова. (2-3мин.)
Прочитать слова(несколько человек)

10.Итог урока:
А сейчас , я бы хотела проверить, как вы усвоили тему нашего занятия.

ТЕСТ (1-2мин)
Оценить (я зачитываю вопросы и правильные ответы)
Вопросы по теме (слайд)

11.Рефлексия:
Какого цвета в вашем оценочном листе больше(поставить себе , где итог - ОЦЕНКУ)

У каждого на парте кружки трех цветов, какой цвет преобладал в вашем оценочном листе возьмите и прикрепите на доска на наше ДЕРЕВО ЗНАНИЙ.
(я подвожу итог)




15