Конспект урока литературного чтения В. Ю. Драгунский. Он живой и светится (3 класс)
Конспект урока литературного чтения.
3 класс.
Тема: В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Задачи:
Продолжить знакомство с рассказами в разделе «Люби живое», познакомить с жизнью и творчеством В. Драгунского.
Продолжить обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображённым событиям, героям и их поступкам. Обучать понимать чувства и поступки героев.
Продолжить работу над развитием техники чтения.
Этапы урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
3. Речевая разминка.
4. Подготовка к знакомству с новым текстом.
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с писателем, словарная работа.
7. Первичное знакомство с текстом.
8. Работа над текстом.
9. Упражнения по развитию речи.
10. Рефлексия урока.
11. Оценки за урок. Д/з.
- Приветствие гостей.
- Урок литературного чтения.
- В каком разделе мы с вами работаем?
- Какие произведения и каких авторов мы читали в этом разделе?
- Сейчас, когда мы прочитали много произведений из этого раздела, вы можете сделать вывод: почему он так называется?
- С каким произведением и какого автора мы познакомились на прошлом уроке?
- Сегодня на уроке мы узнаем, насколько внимательно и вдумчиво вы читали рассказ Виктора Астафьева, проверим выполнение творческого домашнего задания, познакомимся с последним рассказом в разделе «Люби живое», продолжая в течении всего урока работать над развитием техники чтения.
- Мы читали рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».
- Почему этот рассказ так называется?
- Вы назвали главного героя этого произведения, найдите его на тренажёре (Слайд 2)
- На этом тренажёре затерялись другие действующие лица из этого рассказа, найдите их.
- А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали этот рассказ (чтение с ошибками) стр. 101.
- Найдите в тексте предложения по его началу, концу или середине (слайд 3)
- Какова главная мысль этого произведения?
- Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков к природе после этого случая?
- Ваше творческое домашнее задание было, приготовить пересказ от имени глухарки. (слайд 4)
- Ребята, а как вы будете поступите в такой ситуации?
- Прочитайте про себя загадку, отгадайте. (слайд 5)
- Прочитаем её чётко по слогам, хорошо проговаривая шёпотом.
- Прочитаем её чётко по слогам, хорошо проговаривая вслух.
- Прочитайте её скороговоркой (жужжащим чтением).
- Прочитайте выразительно (2 ученика индив., затем хором).
Рассказ о светлячках (слай 6).
- Светлячки – это насекомые. Все виды светляков обладают удивительной способностью испускать в темноте мягкий жёлто-зелёный свет. Их орган свечения чаще всего располагается на конце брюшка. Многие виды способны по своему желанию уменьшать и увеличивать силу света, а также испускать прерывистый свет. Обладают светящимся органом как самцы, так и самки светлячков. Более того, светятся, хотя и гораздо слабее, личинки, куколки, и даже отложенные этими жуками яички.Свет, испускаемый многими тропическими видами светлячков, очень яркий. Первые европейцы, поселившиеся в Бразилии, при отсутствии свечей освещали свои дома светлячками.
- Сядьте свободно, расслабьтесь, положите руки как вам удобно и проследите только глазками за светлячками на экране (слайд 7).
- Сегодня мы прочитаем заключительный рассказ нашего раздела «Люби живое». Автор этого произведения Виктор Юзефович Драгунский (слайд 8).
Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке в городе Нью-Йорке. Детство и юность пришлись на трудные годы. В 16 лет, юноше мечтавшем о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, перевозил пассажиров на лодке через Моска-реку. Но актёром он всё-таки стал и с успехом играл на сцене. Когда ему было 46 лет, он стал известен, как автор весёлых, юмористических рассказов для детей под общим названием «Денискины рассказы». В 1972 году, когда писателю было 59 лет, он умер в Москве.
Словарная работа:
- Прочитайте по слогам хором слова. Кто может объяснить смысл этих слов.
- Объяснение значения слов (слайд 9).
- Показ на карте и краткий рассказ о странах Гватемала и Барбадос (слайд 10).
Гватемала – Самая северная из Центральноамериканских республик. По численности населения страна занимает 1 место среди государств Центральной Америки. Страна знаменита живописнейшими местами: тропические леса сочетаются с сосново-дубовыми рощами, морские пляжи с высокогорными озёрами.
Барбадос – государство расположено на одноимённом острове в Атлантическом океане. Ежегодно более 300 тыс. туристов посещают остров. Здесь построены первоклассные отели и международный порт.
В данном произведении эти страны упоминаются, как изображения на марках (слайд 11).
Многие люди увлекаются собиранием и коллекционированием марок – это филателия, а таких людей называют филателистами. Филателия сейчас - это наиболее распространенная область коллекционирования в мире. Многие исследователи часто говорили о том, что она играет немалую роль в просвещении юношества. Филателия помогает подросткам изучать географию, общую историю, иностранные языки и прочие науки. На марках с названием стран изображаются крупные заводы и фабрики этих стран, электростанции и плотины, железные дороги, корабли, порты и мосты, и многое другое.
- Чтение текста сильными учениками
Стр. 105 – 106.
- Чтение с упр. «Буксир» (присоединение к учителю по два человека – по парте)
Стр. 107 – 108.
Работа в группах по обсуждению проблемного вопроса: (слайды 12 – 16)
- Выберите каждая группа номер своего вопроса, обсудите его в группе, дайте ваш ответ.
- Давайте прочитаем по ролям разговор мальчика с мамой, передавая интонацией чувства героев.
- Какова главная мысль этого текста?
Трёхкратный замер техники чтения, третий раз в темпе скороговорки.
Развитие зрительного умения ориентироваться в тексте – упр. «Бросок – засечка».
Продолжите фразу: (слайд 17).
Повторить все произведения этого раздела. Принести, у кого есть справочники и энциклопедии о животных.
«Люби живое».
Ответы детей.
Виктор Петрович Астафьев «Капалуха».
Главная героиня этого рассказа – капалуха – это глухарка, так называют её охотники.
Дети слушают чтение учителя и поднятием руки сигнализируют об ошибке и исправляют её.
Находят, зачитывают.
Нельзя брать в природе яйца птиц, маленьких животных, нельзя нарушать покой животных.
Ответы детей.
Две ученицы пересказывают текст от имени глухарки.
Светлячок.
Читают по заданию.
Смотрят на слайд, слушают учителя.
Отдыхают.
Ученики высказывают свои объяснения.
Чтение текста, слежение.
Обсуждают в группах, высказывают свою точку зрения.
Чтение по ролям – мальчик, мама, автор.
Когда человеку одиноко, надо чтобы рядом было живое существо, оно лучше любой дорогой игрушки.