Мастер-класс на тему: Интеллектуальная игра «Своя игра» «Фразеологизмы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новотимошкинская основная общеобразовательная школа» Аксубаевского района РТ
Мастер-класс на тему:
Интеллектуальная игра «Своя игра»
«Фразеологизмы»
Подготовил учитель
русского языка и литературыМишин Иван Георгиевич
Уважаемые коллеги! Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности учеников, развития их самостоятельности, мышления, является игра. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения, является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих интеллектуальных ресурсов, как в игре. Интеллектуальная игра - неотъемлемая часть учебного процесса, одна из форм обобщения и закрепления материала. Она даёт возможность каждому ученику продемонстрировать приобретённые общеучебные умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов, тем самым у учеников формируются стимулы саморазвития.
Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс «Использование нетрадиционных форм уроков», в частности, методику урока-игры «Своя игра».
Презентация педагогического опыта учителем-мастером.
Данный вид урока (как внеклассное мероприятие) я провожу как обобщающий после изучения раздела "Фразеология". «Фразеология представляет для учащихся определенную сложность. Считаю, что связано это со следующими причинами:
1) низкая речевая культура учащихся;
2) бедный словарный запас;
3) явление фразеологии само по себе сложное;
4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч);
5) в 9 классе на ГИА есть задание в части С2. 1. написать сочинение о роли фразеологизмов
6) изучается раздел "Фразеология" в 6 - 7 классах. На изучение этого раздела программой отведено всего 2 часа.
Как же помочь учащимся усвоить эту интересную, но трудную тему "Фразеология".
Я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по организации изучения и повторения темы “Фразеология” в 6 - 7 - х классах.
Цели:
развивающая: способствовать развитию интеллектуально-познавательных навыков учащихся на основе приобретенных знаний о фразеологизмах, творческой активности учащихся;
воспитательная: содействовать воспитанию интереса к фразеологизмам, умения работать в коллективе.
Участники: учащиеся 6-7 классов
Место проведения: учебная аудитория.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, вспомогательный раздаточный материал.
1. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «СВОЯ ИГРА»
1. Приветственное слово преподавателя.
2. Представление команд.
3. Ознакомление с условиями игры.
4. ПЕРВЫЙ РАУНД – продолжительность 20 минут.
5. Подведение итогов 1 раунда.
6. ВТОРОЙ РАУНД продолжительность 20 минут.
7. Подведение итогов 2 раунда.
8. СУПЕРИГРА (для капитанов команд задание по заполнению бухгалтерского баланса, для остальных участников и болельщиков -тестирование) - продолжительность 5 минут.
9. Объявление результатов суперигры и подведение общих итогов интеллектуальной игры.
10. Поздравление победителей и участников.
11. Рефлексия.
2. ХОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «СВОЯ ИГРА»
Вводное слово преподавателя: Добрый день! Я рада приветствовать Вас на нашей игре, которая называется «Своя игра». Интеллектуальная игра проводится среди «лучших знатоков и любителей» фразеологии». Это представители трех команд ученики 6-7 классов и их болельщики.
Цель интеллектуальной игры - активизация познавательной деятельности и повышение уровня эрудиции в области фразеологии, стимулирование творческой активности учащихся.
Учитель. Добрый день!
Мы приглашаем всех вас к участию в нашем соревновании под девизом «Знания – это сила!».
Сегодня вы должны доказать себе и доказать нам, что для учащихся главное богатство – это знания.
Разрешите нам представить 3 команды. (Команды представляются).
Первая команда! «Эрудит», капитан команды .
Вторая команда! «Умники», капитан команды .
Третья команда! «Успех», капитан команды .
Учитель. Три команды снаряжают свои корабли в мир знаний по фразеологии.
Но мы предупреждаем, что плавание будет нелегким – рифы и скалы нашего фразеологизма норовят пробить днище ваших кораблей. Но тем не менее, впереди неведомое будущее, к нему и лежит Ваш путь через справедливость и компетентность решений нашего доброго жюри, которое будет следить за ходом игры и вести учет баллов (представление жюри).
Учитель. Игра проводится в три раунда.
В каждом раунде участвуют по все участники от каждой команды, а в суперигре – 1 участник по выбору самой команды или капитан. Первой выбирает вопрос и отвечает команда, которая по жребию будет первой. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает количество баллов, равное стоимости вопроса, а неправильный ответ – баллы снимаются в размере стоимости вопроса и вопрос переходит другой команде. Зрители не подсказывают ответы на вопросы с места, иначе вопрос будет снят. За экономию отведенного на раунд времени команды получают поощрительные 10 баллов. По желанию между этапами болельщики своих команд зарабатывают баллы для своей команды. Это может быть песня, сценка, реклама и т.д., оцениваемая в 5 баллов. Участники занимают места и игра начинается.
I раунд
Учитель. В этом раунде вам будут предложены 2 темы, в каждой теме по 6 вопросов разной стоимости, итого 16 вопросов стоимостью от 10 до 30 баллов.
Темы следующие:
Нос к носу;
Начала и концы;
Итак, время пошло
Цена вопроса
Тема: «Нос к носу»
10
Вопрос
Его воротят, когда что-либо не нравится. Его вешают (вместе с головой), если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние. Его задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. О чём идёт речь?
Ответ
О носе. Фразеологизмы: воротить нос, повесить нос, задрать нос
20
Вопрос
Их можно стиснуть и показывать. Их можно иметь и точить. Говорят, что до них можно вооружиться. Они могут не попадать друг на друга. О чём идёт речь?
Ответ
О зубах. Фразеологизмы: стиснуть зубы, показывать зубы, иметь зуб, точить зуб, вооружиться до зубов, зуб на зуб не попадает.
30
Вопрос
Говорят, что в нём каша. Иногда в нём не бывает маковой росинки. В нём часто полно хлопот. Его разевают, в него набирают воду. О чем идет речь?
Ответ
Это рот. Фразеологизмы: каша во рту, маковой росинки во рту не было, хлопот полон рот, рот разинул, в рот воды набрал.
10
Вопрос
Его просят не распускать. О нём говорят, что он слишком длинный и его нужно укоротить. Он бывает хорошо подвешен. Говорят, что им часто попусту чешут. О чем идет речь?
Ответ
О языке. Фразеологизмы: распускать язык, длинный язык, укоротить язык, язык хорошо подвешен, попусту чесать языком.
20
Вопрос
Она бывает садовая. По ней бьют обухом. На неё падает снег.
Её дают на отсечение. Она пухнет и кружится от успеха. Её теряют и ломают. О чём идёт речь?
Ответ
О голове. Фразеологизмы: голова садовая, как обухом по голове, как снег на голову, голову дать на отсечение, голова пухнет, голова кружится от успеха, потерять голову, ломать голову.
30
Вопрос
Их советуют держать востро и не развешивать. Они вянут. Их режут громкий звук и грубые слова. До них можно покраснеть и быть в долгах. О чём идёт речь?
Ответ
Об ушах. Фразеологизмы: держи ухо востро, развесить уши, уши вянут, уши режет, покраснел до ушей, по уши в долгах
Цена вопроса
Тема: «Начала и концы »
Продолжите фразу
20
Вопрос
Вертится ...
Ответ
как белка в колесе
30
Вопрос
Варить кашу из
Ответ
топора
10
Вопрос
Положить зубы
Ответ
на полку
20
Вопрос
Не мечите бисер перед
Ответ
свиньями
30
Вопрос
И на старуху
Ответ
бывает проруха
10
Вопрос
У него все на лбу...
Ответ
написано
Цена вопроса
Тема: «А вы читали? »
30
Вопрос
Откуда произошло выражение панический страх?
Что оно обозначает?
Ответ
Когда родился бог природы Пан, (покровитель лесов и всего того, что в них обитает) мать ужаснулась и бросила ребенка: он был рогатым, с копытами, с расплющенным носом козлиной бородой. Пан явился на Олимп и был добрым, веселым божеством, изобрел флейту.
Когда Пан засыпал, спала и природа. Был слышен шум, свист, хохот-люди испытывали панический страх, поднималась паника.
Панический страх –значит сильно испугаться.
10
Вопрос
Когда говорят: А воз и ныне там?. Кто автор этого фразеологизма?
Ответ
Так говорят, когда дело стоит на месте, нет положительных сдвигов.
Автор фразеологизма – И.А. Крылов.
20
Вопрос
В каком случае говорят о демьяновой ухе? Кто автор этого фразеологизма?
Ответ
Так говорят о человеке, который навязывает себя и свои услуги.
Автор фразеологизма И.А.Крылов.
30
Вопрос
В каком случае говорят «А король-то голый?» Кто автор этого фразеологизма?
Ответ
Автор Г. Х. Андерсен. Сказка «Новый наряд короля». Выражение употребляется, когда кто-то выдает за правду то, чего нет на самом деле, быть может из страха или от зависти.
10
Вопрос
В каком случае говорят о пальме первенства? Откуда появился фразеологизм?
Ответ
Пальма первенства -почти то ж самое, что и лавровый венок.
20
Вопрос
В каком случае говорят о пирровой победе? Откуда появился фразеологизм?
Ответ
Эта победа, за которую заплачено слишком большая цена.
Царь одной из греческих областей Пирр вел войну. После одной из битв, выигранной с большими потерями, он вскликнул: «Ещё одна такая победа и я останусь без войска»
Цена вопроса
Тема: «Алфавит »
10
Вопрос
Когда говорят от аза до ижицы? Что означает этот фразеологизм?
Ответ
Означает от начала до конца. Аз и ижицы - первая и последняя буквы прежней русской азбуки.
20
Вопрос
Когда говорят прописать ижицу? Что означает этот фразеологизм?
Ответ
Ижица-название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы пороки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу - проучить, наказать, проще -выпорать.
30
Вопрос
О чем просят, когда говорят «Расставьте столы покоем?»
Ответ
И°Просят расставить столы буквой П. Ведь в старой азбуке буква П так называлась -покой.
10
Вопрос
Что значит фразеологизм азы науки?
Ответ
Аз-первая буква алфавита, стоящая в самом начале. Азы науки-основы науки, начальные знания.
20
Вопрос
Что значит фразеологизм стоять фертом?
Ответ
Ферт-это старое название буквы Ф. Стоять фертом -стоять, уперев руки в бока.
30
Вопрос
Что значит фразеологизм брюшко оником?
Ответ
Он (оник)- это старое название буквы О. Брюшко оником-круглый, выпирающий живот.
Цена вопроса
Тема: «Чтобы это значило? »
20
Вопрос
Что означает фразеологизм дело табак? Как появился этот фразеологизм?
Ответ
Употребляется в значении очень плохо, безнадежно. История возникновения этого выражения такова: волжские бурлаки, переходя брод, глубокие заливы или небольшие притоки Волги , подвязывали свои кассеты с табаком к шее, и если табак намокал, бурлаки считали переход невозможным, а свое положение в таких случаях- очень плохим , безнадежным.
30
Вопрос
Что означает фразеологизм тянуть канитель? Как появился этот фразеологизм?
Ответ
Это означает:1. Заниматься чем-либо однообразным, нудным;
2. Медлить, затягивать какое-либо дело. Фразеологизм появился в среде золотых дел мастеров. Канитель- металлическая нить. Мастера вытягивали её из раскаленной проволки. Вытягивать металлическую нить, и вышивать ею было очень трудно. Это очень кропотливая работа
10
Вопрос
Что означает фразеологизм кричать во всю Ивановскую? Как появился этот фразеологизм.
Ответ
Это значит кричать очень громко. Это выражение связано с московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стот колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди–дьяки - оглашали указы, распоряжения, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
20
Вопрос
Что означает фразеологизм - бить баклуши? Как появился этот фразеологизм?
Ответ
Бить баклуши означает –бездельничать. В старину из дерева делали посуду. Чтобы вырезать ложку, надо было откопать от бревна чурку- баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям. Это было легкое, пустяковое дело. Отсюда из насмешки мастеров над подсобными рабочими возникло выражение бить баклуши
30
Вопрос
Что означает фразеологизм уйти с носом, остаться с носом? Как он появился?
Ответ
Означает – уйти ни с чем, остаться ни с чем. В старину на Руси без взятки не удавалось добиться никакого решения ни в судах, ни в учреждениях. То, что приносили с собой просители, называлось «приносом», «носом». Если «нос» принимался, можно было надеяться на благоприятный исход дела. Если отказывались, огорченный проситель уходил со своим носом. Не оставалась никакой надежды.
10
Вопрос
Что означает играть первую скрипку? Как он появился?
Ответ
Это означает быть руководящим, влиятельным лицом в исполнении какого-либо дела. Выражение возникло из речи музыкантов. Ведущая роль в оркестре играла первая скрипка.
II раунд
Учитель. В этом раунде командам будут предложены еще 2 темы:
А вы читали?;
Алфавит;
Что бы это значило?
В каждой теме по-прежнему по 6 вопросов стоимостью от 10 до 30 баллов.
Супер – игра
Учитель: В суперигре участвуют капитаны команд.
Готовятся карточки для игры: в большие вписывается толкование фразеологизмов, в маленькие - фразеологизмы. Ученик должен закрыть игровое поле маленькими карточками. Например:
Толкование фразеологизмов
1) Овладевать собой, успокаиваться.
2). Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.
3) Прежде всего, в первую очередь.
4) Недружно, в постоянной ссоре.
5) Тревожить, беспокоить кого - нибудь.
6) Помогать в трудную минуту, выручать.
7) Временно, незаконно.
8) Перестать беспокоить, тревожить кого - либо.
9) Очень близко, рядом.
10) Вдоволь, без ограничения.
Ответы - Фразеологизмы
1) Брать себя в руки.
2) Бросаться в глаза кому - либо.
3) В первую голову
4) Как кошка с собакой.
5) не давать покоя.
6) Протянуть руку помощи.
7) На птичьих правах.
8) Оставить в покое.
9) В нескольких шагах.
10) Сколько душе угодно.
Максимальное кол-во баллов за выполненную работу правильно – 100 баллов.
На решение задания суперигры дается ровно 5 минут.
Учитель: Болельщики в это время зарабатывают дополнительные баллы для своей команды – отвечают на тесты.
Итак, время пошло.
Учитель: Уважаемые участники команд и их болельщики! Время вышло. Жюри подсчитывает баллы за суперигру и подводит общие итоги соревнования.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Игра была рассмотрена как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ученика в этой связи можно назвать следующие:
1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ученика, чем личные (соподчинение мотивов).
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ученик, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.
3. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности.
Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных учеников и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие, на становление личности.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание студента к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми. В игре формируются такие качества личности, необходимые будущему специалисту, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Игра интересовала как принцип поведения, а не как способ развлечься. Игра позволит студенту быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.
Чтобы игра была не только интересна, но и полезна ученикам, преподавателю необходимо хорошо потрудиться. Для успешного проведения игры преподавателю нужно иметь склонность к драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуальных способностей, интересов, учитывая подготовку группы, материальные возможности и др., преподаватель самостоятельно разрабатывает сценарий игры. При этом можно заимствовать идею, какие – либо элементы, привлекать учащихся.
Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип», «содержательная функция со многими гранями смысла» (Хейзинча И.). Она должна строится на полученных ранее общеобразовательных знаниях и обеспечивать приобретения новых. Игра способствует формированию у студентов такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одногруппниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность.
При организации игры нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность студентов по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, преподаватель всё внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».
При проведении итогов обязательно необходимо поощрить всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний, чтобы студенты испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей – соперников.
Точку в проведении игры можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов. Анализ показал, что все цели обучения достигнуты, мероприятие прошло на высоком методическом уровне.
Заключение
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ученика к активной познавательной деятельности. Преподаватель должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий ученикам эффективно и качественно усваивать программный материал, поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и во внеурочное время.
Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь учащихся в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ученика: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от преподавателя больших усилий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток времени на проведение игр и др. Бытует мнение среди преподавателей: «Если мы будем играть во время уроков, когда же мы будем учиться?”. Однако проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания студентов.
На основе вышесказанного сделать следующие выводы:
1. На уроках русского языка целесообразно применение интеллектуально-развлекательных игр.
2. Применение игр развивает умение работать в коллективе.
3. Применение игр повышает интерес к изучению русского языка.
Заголовок 1БђЗаголовок 2БђЗаголовок 3БђЗаголовок 4БђЗаголовок 5БђЗаголовок 6БђЗаголовок 7БђЗаголовок 8БђЗаголовок 915