Проект урока литературного чтения во 2 классе по теме: К. Д. Ушинский «Утренние лучи» (по курсу «Литературное чтение» автор Л.А. Ефросинина)
Этап урока Деятельность
учителя Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока; -Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте, ребята, поприветствуем их.
-Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал
красный, — желают общаться.
Желтый — проявят
активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Приветствуют гостей.
Слушают внимательно учителя.
Выбирают листочек и клеят его.
Личностные качества: положительное отношение к учению, наличие элементов познавательного интереса
II.Речевя разминка. Ту- ту- ту – наводим сами красоту.
Ты-ты-ты – нами политы цветы.
Ят-ят-ят- парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют- очень любим мы уют.
Ло-ло-ло- на улице тепло.
Лу-лу-лу- стол стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул.
Оль-оль-оль- мы купили соль. III. Актуализация знаний.
Цели:
- организовать проверку знаний по изученным темам
- Давайте узнаем с каким писателем мы сегодня встретимся?
Слайд2-4
Что вы уже знаете об Ушинском?
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) – был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы.
Самооценка деятельности
Дети вспоминают биографию Ушинского
Ребята отгадывают по иллюстрациям ранее прочитанные произведения К.Д. Ушинского.
Учитывать другое мнение, выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге
(Коммуникативные УУД).
IV. Подготовка к первичному восприятию текста
(5 мин)
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися
- проверить умение работать с информацией; - На доске буквы перепутались. Давайте их восстановим. Какое слово получилось?
- А какие бывают лучи?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Дети, давайте поставим цели нашего урока.
Лучи
Утренние
С помощью учителя формулируют тему урока: Тема урока: К.Д. Ушинский «Утренние лучи».
С помощью учителя ставят цель урока. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
V. Первичное восприятие текста. - А теперь внимательно послушайте аудиозапись произведения и попробуйте ответить на вопрос «Какое чувство вызвало у вас это произведение?»
- Как вы понимаете значение слов, которые у вас записаны на листах? Найдите и прочитайте предложения с этими выражениями.
Выплыло – вышло, рассылать – разбрасывать лучи, привольно – свободно, встрепенулся – очнулся, обрадовался, выпорхнул – взлетел. Нашест – это жердь, на которой сидят куры в курятнике. Кельи – это домики для пчел или ульи.
Внимательно слушают
Дети высказывают свои предположения
Дети работают группами с разными источниками информации
(учебник, карточки, словари) Знать значение слов Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
VI. Проверка качества первичного восприятия произведения
(5мин)
Цели:
- организовать обсуждение рассказа
- организовать выполнение самопроверки, самооценки.
Вопросы после прослушивания произведения.
-О каком времени года говорится в рассказе?
-Почему ты так думаешь?
-Куда попал его первый луч?
-Куда попал второй луч?
-Куда попал четвертый луч?
-Куда попал пятый луч?
-Какой луч я пропустила?
-Куда он попал? В нем говорится о весне.
Солнышко стало будить землю, а это бывает весной.
Первый луч полетел и попал в жаворонка
Второй луч попал на зайчика.
Четвертый луч попал в улей.
В детскую кроватку.
Третий.
В курятник. Дети высказывают свое мнение
Уметь отвечать на поставленные вопросы.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
- Какого жанра это произведение? Почему?
Рассказ
Уметь отвечать на поставленные вопросы. Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII. Физкультминутка
Жил в лесу колючий ежик, Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах) . Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг А ребятки в лес пришли, Ежика в лесу нашли, Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах) . Научили бегать… Бегают на месте VIII.Вторичное восприятия произведения (5 мин)
Цель:
Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением, перекрёстными вопросами.
-А теперь найдите в тексте слова, которые автор говорит ласково. Вы самостоятельно молча прочитываете текст, находите ласковые слова и выписываете на листочке. Даю времени 3 минуты, затем проверяю.
-А теперь проверяем. Вы называете по одному слову; если у вас есть это слово, ставим «+»; повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова.
-А теперь ответьте: как же автор относится к родной природе?
- Как отреагировало на солнышко каждый из героев? Давайте узнаем, поработав в парах.
-Как начинается рассказ? Прочитайте.
Назовите сколько было лучей?
-Первой паре – о пчёлах. Второй- о жаворонке, третьей- ….
-Давайте вспомним правила работы в парах (Не шуми; не перебивай и учись слушать, умей высказывать свое мнение; вноси вклад в общий результат).
- А теперь каждая пара составит модель обложки этого произведения.
Дети работают с разными источниками информации
(учебник, энциклопедия, карточки)
работа в парах
Солнышко. Зайчик. Окошечко.
Гнездышко. Травка. Медок.
Песенка. Пчелка. Постельку.
Ласково. Бережно. Любя. По-доброму.
«Выплыло на небо красное солнышко...»
Дети работают в парах
Уметь работать в парах, распределять обязанности.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.(Познавательные УУД)
Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе (Коммуникативные УУД).
Строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.(Познавательные УУД)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. -Вот и подошёл к концу наш урок, ребята.
-Давайте вернёмся к целям нашего урока. Достигли мы их?
-А теперь каждый возьмёт своё солнышко и дорисует ему рот. Выскажи своё отношение к уроку.
-Выставление отметок.
-Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам!
Домашнее задание (на выбор)
1.Выразительно читать .2.Выучить наизусть понравившийся абзац. 3.Кратко рассказать К. Э. Ушинского
«Утренние лучи».
Дети высказывают свои мнение
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).