Конспект урока по литературному чтению на тему: К.Паустовский. Кот — ворюга 3 класс ( для детей с ЗПР)


Тема урока : К.Паустовский .Кот-ворюга
Цель:1. Продолжить знакомство с текстом, обучать приемам работы над художественным произведением;
Формировать навык правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения. Пополнять словарный запас, осуществлять дифференцированный подход в обучении;
2.Развивать логическое и образное мышление, творческие способности учащихся, а также умения последовательно излагать свои мысли.
3. Коррекция мыслительных действий посредством наводящих вопросов и заданий.
4.Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать;
Тип урока: урок обобщения и систематизаций знаний.
Методы урока: словесный, наглядный, частично – поисковый, объяснительно - иллюстративный
Оборудование: наглядности, выставка книг, иллюстрация кота, учебник, портрет писателя, тесты, скороговорка, загадка
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок!
Садитесь, поудобнее,
Сейчас начнем урок!
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
2.Актуализация знаний.
- Сегодня необычный урок. У нас много гостей. Давайте нашим гостям покажем как многого мы знаем и хорошо ведем себя на уроке. А урок наш мы всегда начинаем с речевой разминки. Приготовились.
Речевая разминка.
а). Звукоподражание
Шум леса - Ш-ш-шПолёт пчелы - З-з-зПолёт жука - Ж-ж-ж
Надувание шарика - Ф-ф-фСдутие мяча - С-с-с.
б). Работа над скороговоркой. Запомнить и чётко произнести.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота . Молодцы!
Вступительная беседа.
а)- Ребята, я вам загадаю загадку. Догадайтесь, о ком пойдет речь?
Загадка
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетина, дугою спина,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит ( о коте).
- Сегодня мы продолжим разговор о рассказе «Кот-ворюга»
3.Проверка домашнего задания.
- Кто автор этого произведения? (К.Г.Паустовский) .- На выставке книг его произведения, с которыми мы знакомились ранее .- Что мы знаем о жизни этого известного писателя? (ответы детей).
Все герои произведений Паустовского – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны мягкого юмора, лиризма, теплоты.
- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
- Как называет его автор? (ворюга)
- Что значит это слово? Какие однокоренные слова можно подобрать?
- Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга» .- О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?
(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).4.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим чтение 3 части.
Гимнастика для глаз.
- посмотреть по горизонтали справа – налево, слева – направо;
- посмотреть вниз, вверх, задерживаясь в каждой позиции на 2-5 сек.;
- Ребята, прежде чем мы с вами начнем читать, обратите внимание перед вами лежат карточки с новыми словами(каждый ученик с начало читает: а) самостоятельно, б) по цепочке.
Словарная работа
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
5.Изучение нового материала. Работа по учебнику. Стр. 163
Выразительное чтение 3 части «по цепочке».
Цель: формировать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.
Вот и познакомились с 3 частью.
Попробуем ответить на вопросы:
Физминутка.
Помахали мы крылами,
Покружились над полями,
А теперь мы стали львами,
Покачали головами;
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.
6.Первичная проверка усвоения знаний.  Работа над содержанием текста.
Основные изменения в жизни главного героя.
Кот сначала (что делал)?
Воровал (затем он…)
Попался (что с ним сделали)?
Накормили (как он себя повёл)?
Перестал воровать (кем он стал для хозяев)?
Хозяин и сторож.
Выборочное чтение.
- Посмотрим наиболее яркие фрагменты из жизни героя рассказа (слайды).
- «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста»;
- «он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб»;
- «почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота»;
- «кот попался этим же вечером»;
- «кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю»;
- «кот, дрожа от негодования, подкрался к курам»;
- «кот ел больше часа, а потом перевернулся на спину и мирно захрапел…».
7. Работа в группах. Задание каждой группе .Цель: развивать умение работать в группах, прислушиваться к мнению других, находить общее решение.
Группа 1.
Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?
Группа 2.
Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
Ответы к заданиям 1.
Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.
Задание 2.
Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.
8. Обобщение и систематизация знаний.
- почему коту приходилось воровать?
- все считали его бродягой и бандитом, а как выглядел кот, когда его вытащили из-под дома? (прижал уши, поджал хвост, тощий);
- почему герои отказались выдрать кота, а просто дали ему поесть? (ответы детей)
- Молодцы!
9. Подведение итогов урока. 
- Есть такая казахская пословица
«Өз көшесінде жаман ит те жолбарыс».
Она означает: «В своём дворе и дворняжка тигром глядит».
- Как понять это выражение?
- Какие пословицы о животных вы нашли?
(«Доброе слово и кошке приятно» и т.д.).
Выделить главную мысль рассказа Паустовского «Кот-ворюга» .- Надо накормить бездомных животных.
- Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.
- Жадность и воровство всегда будут наказаны.
- «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.
Объяснить высказывания .- «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей»
- «Мы в ответе за тех, кого приручили»
- Какие выводы вы сделали для себя?
10. Домашнее задание. Выставление оценок.
Ответить на тесты.