Технологическая карта урока К. Ушинский «Наше Отечество» 1 класс
Учитель Курочкина Любовь Васильевна
Образовательное учреждение Алексеевский филиал МКОУ «Коровяковская СОШ»
Предмет обучение грамоте
Класс 1
Автор УМК УМК «Школа России» «Обучение грамоте» авт. В.Г. Горецкий и др. 1 класс
Тема урока К. Ушинский «Наше Отечество»
Тип урока: закрепление и повторение пройденного материала.
Цель урока воспитание любви к Родине, уважение к её истории.
Задачи урока
Возможности для формирования УУД:
актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;
познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;
формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, использовать знаково-символические средства.
развивать мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, пересказывать текст по опорным словам.
формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека
обогащать чувственный опыт учащихся, используя полученный читательский опыт;
пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине;
развивать самооценку учащихся.
Личностные:
понимать, что у человека одна Родина, поэтому мы должны любить ее, заботиться о ней, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося;
проявлять интерес к истории России;
знать памятные даты
Метапредметные:
Регулятивные:
определяют границы знания и незнания по теме «Родина»,
принимают и сохраняют учебную задачу,
осуществляют её решение под руководством учителя, учитывая выделенные им ориентиры;
Познавательные:
осуществляют анализ содержания художественного текста К.Д. Ушинского «Наше Отечество»,
строят ответы на вопросы учителя;
используют знаково-символические средства маркирования текста и самооценки.
Коммуникативные:
слушают и слышат других,
допускают возможность существования различных точек зрения,
формулируют собственное мнение,
договариваются и приходят к общему решению в совместной работе,
задают вопросы,
участвуют в коллективном обсуждении проблемы.
Чтение: работа с информацией (под руководством учителя)
работают с информацией, представленной в тексте, иллюстрациями учебника,
преобразовывают её в схему;
знакомятся с толковым словарём;
определяют главную мысль текста и соотносят её с пословицей;
пересказывают текст на основе опорных слов;
используют полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта;
описывают по определённому алгоритму объект наблюдения;
Предметные:
знакомство с текстом К.Д.Ушинского «Наше Отечество»,
читать по слогам и целыми словами;
находить с помощью выборочного чтения ответы на вопросы;
определяют главную мысль произведения;
подбирают слова близкие по смыслу к слову Отечество,
знакомятся с пословицами и поговорками о Родине,
активизируют и расширяют словарный запас.
Технология достижения цели деятельностный метод обучения, развитие мышления через чтение и письмо
Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение
«Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М.: Просвещение. 2014
карточки с пословицами для работы в группах;
листы тетради в узкую линейку;
презентация к уроку
линейки с сигнальными кругами;
компьютер, проектор.
Межпредметные связи окружающий мир: тема « Россия – Родина моя», ИЗО.
Технологическая карта урока
Этап и цель деятельности на уроке
Используемый приём Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Оценка
результата
Самоопределение к деятельности.
Цель - формирование ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Все сумели мы собраться,За работу нужно дружно взяться.Будем думать, рассуждать,Можем мы урок начать.
Тем, кто любит приключенья,
я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
ничего на свете нет!
Приветствуют учителя.
Выполняют самооценку готовности.
Настрой на урок. Готовность к уроку
Оценивают
готовность к уроку.
Эмоциональный настрой.
Этап определения темы урока и постановки целей и задач урока
Задачи: актуализировать знания, пробудить познавательный интерес, помочь определить направления в изучении темы.
- Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, вам нужно выполнить задание.
Ребус: Р 1 а ,
Собрать слово из перепутанных слогов ро-на-ди.
- Почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое с маленькой?
- Как вы это понимаете?
Карточки: малая, большая.
-Что вы знаете о Родине?
Картинки: карта страны, Москва, герб, флаг, гимн, президент.
- Как мы зовём нашу Родину?
Дополняет: Русь, Россия, матушка, мать.
- Можно ли ещё, как-нибудь назвать Родину?
Ставит в кластере вопросительный знак.
– Как вы думаете, у человека одна Родина или несколько?
-У вас разные мнения.
Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к учебнику с. 86-87.
– Вы уже много знаете о Родине, но у нас возникли вопросы. - Прочитайте, кто автор этого текста?
Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог. Ушинский написал много рассказов и сказок для детей.
С одним из них мы сегодня познакомимся.
- Прочитайте название рассказа.
– Как вы понимаете слово "Отечество"?
– Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь.
Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени.
Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству.
– Что означает слово отчество?
От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.
Слово «Отечество» произошло от слова «отец».
Значит, здесь жили наши предки.
- Назовите тему урока.
– Есть ли у вас, глядя на заголовок текста, предположения для ответа на первый вопрос? Почему вы так решили?
Проверим свою догадку.
Физкультминутка. Отгадывают ребус - Родина, составляют слово – родина.
Вспоминают и объясняют.
Высказывают предположения
Предлагают варианты
- Малая родина и большая Родина.
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают предположения.
Открывают учебники
Слушают учителя.
Рассматривают портрет, годы жизни, читают краткую информацию о К.Д. Ушинском.
Высказывают предположения.
А как еще можно назвать Родину?
Можно ли Родину называют Отечеством?
Отвечают на вопросы
Называют тему урока - «Наше Отечество» К.Ушинский.
Отвечают на вопросы
Выполняют упражнения Воспринимают задание
Под руководством учителя создают зрительный образ понятия Родина (большая и малая)
Определяют границы знания и незнания
Определяют под руководством учителя тему и цель урока
Этап изучения нового материала и повторения изученного
Задачи:
помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести «старые» знания с «новыми».
- Я буду читать текст по частям, делая остановки.
1-й отрывок.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
- Какое название нашей Родины вы уже знаете?
- Какое новое название России вы прочитали?
- Почему мы зовём Россию Отечеством? Прочитайте в тексте.
- От какого слова произошло слово Отечество?
- Какое слово или выражение вам непонятно? Ставим «?»
Где можно узнать значение?
Зачитываем значение выражения из словаря Ожегова
- О чём говорилось в этой части текста?
- Как автор называет нашу Родину – Россию и его отношение к ней?
- Согласны ли вы с мнением автора?
Опорные слова: Отечество – отец.
2-й отрывок
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное,
- Почему Россию мы зовём Родиной?
- На каком языке вы говорите?
- Найдите в тексте похожие слова.
- Согласны ли вы с мнением автора?
Опорные слова: Родина, родились, родной язык, родное.
3-й отрывок
А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.
- Почему автор называет Россию матерью?
- Подберите слова близкие по значению:
Вскормила - ……,
Вспоила -………..
Защищает - ……………,
Бережёт -………………………
(воспитала, заботится, охраняет, вырастила)
Опорные слова: вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.
4-й отрывок
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.
- Какое слово вам непонятно? Ставим «?»
Государство - страна.
- Какие другие страны вы знаете?
- Если вы поедете жить в другую страну, вы тоже будете называть её Родиной?
- Сколько у человека может быть Родин?
- Как об этом говорит автор?
- Как сам автор относится к Родине?
- Какая наша Родина?
- Так почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое с маленькой?
- Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
- Да, автор любит свою Родину, гордится ей, воспевает её в своих произведениях.
Опорные слова: государства, одна мать – одна Родина.
Физкультминутка для глаз
Что нового вы узнали из текста?
- Какая же главная мысль передана автором в тексте?
- Согласны ли вы с мнением автора?
Подтвердите словами текста.
Пословицы о родине прославляют землю русскую.
В каждой пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству.
Работа в группах.
Соберите пословицы.
Своя земля и. – / умри, не сходи!
С родной земли / в горсти мила
Всякому мила / край сладок.
Любовь к Родине, / дороже золота
Родина краше солнца / сильнее смерти.
6. Каждому свой / своя сторона
Обсудите, что означает каждая из них.
- Проверим вашу работу.
- Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему? Выразите её своими словами. Готовят карандаши, вспоминают по памятке условные обозначения.
Следят за учителем по тексту. Перечитывают самостоятельно отрывок. Под руководством учителя делают пометки.
- Россия
- Отечество
Находят и зачитывают ответ.
- Отец.
-Испокон веку.
- В словаре.
Передают смысл своими словами.
Прочитывают слова.
Следят по тексту.
Дают полные ответы
Родиной, родились, родным, родное – эти слова образовались от слова род.
Следят по тексту. Делают пометы.
Подбирают синонимы , обсуждая в парах. Читают слова
Следят по тексту и делают пометы.
Государства
Называют страны.
Высказывают своё мнение.
Одна
С любовью.
Большая, малая, могучая, красивая, сильная, любимая.
Малая родина – там, где мы родились, учимся – город Пермь, а большая Родина – наша страна, наше государство – Россия.Читают слова
Отечество, одна родина, государство, родной язык
Выбирают предложение.
Высказывают своё мнение.
Работают в группах.
Соединяют части пословиц.
Обсуждают, объясняют значение.
Высказывают своё мнение.
Воспринимают задание по определению способа действия
Выполняют задание под руководством учителя
Закрепляют способ действия по анализу текста.
Закрепляют способ действия по анализу текста.
Самостоятельно дополняют зрительный образ понятия Родина
Воспринимают задание по определению способа действия
Определяют границы знания и незнания
Дополняют зрительный образ понятия Родина.
Этап рефлексии
Задачи:
помочь самостоятельно обобщить изученный материал, определить направления изученного материала. - Что нового узнали на уроке?
- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?
- Назовите автора и название произведения, с которым мы познакомились.
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Прочитайте строки с опорными словами. (Запись на доске)
1.Отечество – отец.
2. Родина, родились, родной язык, родное.
3. Мать - вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.
4. Государства, одна мать – одна Родина. Высказывают своё мнение. Называют автора и название рассказа. Высказывают своё мнение.
Читают, пересказывают. Анализируют и осмысливают свои достижения
Самооценка
Цель - оценка своей деятельности на уроке.
- Оцените свою работу на уроке – смайликом:
- всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно;
- затруднялся при выполнении заданий;
- было трудно работать.
- Что больше всего понравилось, запомнилось?
Что вызвало затруднение? Закрашивают смайлик
По желанию высказывают своё мнение Самостоятельно оценивают деятельность на уроке
Объяснение домашнего задания
Цель - закрепление знаний и умений, полученных на уроке. Текст читать выразительно и пересказывать;
Сделать рисунок на тему «Моя Родина».
Помечают домашнее задание.
Уточняют задание вопросами. Осмысливают способ применения полученных результатов и способов действия.