Конспект урока по литературному чтению на тему Константин Георгиевич Паустовский « Кот ворюга» ( 4 класс)
Тема: Константин Георгиевич Паустовский « Кот ворюга»
Косенко Олеся Сергеевна
Учитель начальных классов КГУ « Приуральный комплекс школа-детский сад»
Бурлинский район
Западно-Казахстанская область
4 класс
Цели урока: Познакомить с произведением Паустовского, обучать приемам работы над художественным произведением;
развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся, проводить работу по формированию навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, пополнять словарный запас, осуществлять дифференцированный подход в обучении;
воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать;
применять задания и упражнения для укрепления, развития и отдыха организма учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Речевая разминка.
а). Звукоподражание
Шум леса - Ш-ш-ш Полёт пчелы - З-з-з Полёт жука - Ж-ж-ж
Надувание шарика - Ф-ф-ф Сдутие мяча - С-с-с.
б). Работа над скороговоркой.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота (слайд).
Вступительная беседа.
Предлагаю вам разгадать кроссворд
- Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
( петух)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
А ночь настанет,
Тогда перестанет. ( Муха)
- Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. ( Сорока)
- Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос? ( Пастух)
- Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не змея, а жалит. (Оса)
- Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло. ( Сова)
-У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
( Сосна)
- Стоят в поле сестрички-
Желтый глазок, белые реснички. ( Ромашка)
-Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. ( Ива)
- Может и разбиться,
Может и свариться, Если хочешь, в птицу
Может превратиться. ( Яйцо)
пе т у Х м у ха с о с у л ьк А с о ро к а
па с т у хо с а с о в а с о с на ро м а шк а и в а я йцо Какое слово получилось по вертикали?
Что мы знаем о жизни этого известного писателя? (ответы детей).
Биография Паустовского.
Паустовский родился в Москве. Годы детства он провёл в семье деда и бабушки в Украине. Он окончил Первую киевскую гимназию, Киевский университет, поступил в Московский университет, но не окончил его. Он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом, познавал жизнь и собирал материал для своих будущих книг.
Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком при окском городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым "почетным гражданином" города. Над обрывом реки Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому (слайд).
Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями, написал много произведений (слайд).
Все герои произведений Паустовского – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны мягкого юмора, лиризма, теплоты.
а).загадка. Догадайтесь, о ком пойдёт речь?
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетина, дугою спина,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит ( о коте).
Сегодня мы прочитаем рассказ «Кот-ворюга» (слайд).
Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите Кот-ворюга?
Кот-Ворюга
а). - Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
- Как называет его автор? (ворюга)
б). - Что значит это слово? Какие однокоренные слова можно подобрать?
- Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга» (слайд).
- О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?
(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).Знакомство с произведением
Читают хорошо читающие дети. (Частями)
- О чём этот рассказ?
- От какого слова образовалось слово «ворюга»?
- Назовите главных героев рассказа.
Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.
Ребята могут кратко пересказать сюжет рассказа. Это рассказ о взаимоотношениях людей и кота.
Учитель: Рассказ «Кот-ворюга» написан в этих местах. Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в одиночку в лесную деревушку. (На экране – лесная деревушка)
Словарная работа :
Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.
Назовите героев рассказа.
(Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)
Дайте каждому из них краткую характеристику. (1 группа готовит рассказ об авторе, 2-я-о коте-ворюге, 3-я-о Рувиме, 4-я- о Леньке, 5-я– о петухе и курах.)
Автор К.Г. Паустовский – писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Он очень внимательный: точно передает и описывает всё,что происходит. Автор – добрый человек. Они накормили, пожалели и простили кота.
Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.
Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал. Например: задумчиво спросил: «Что же нам с ним делать?»,«…Рувим утверждал, что это не совсем удобно…
Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями
Ленька - сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он предложил накормить кота.
Куры были жадные. Они объелись червей лежали на солнце и стонали. Они воровали еду у хозяев, пока кот не проучил их. Петух-дурак по имени «Горлач» был предводителем кур. Он так испугался кота, что лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.
Чтение по цепочке.
- Почему кот перестал воровать?
- Кем теперь стал кот?
- Как стали его называть? Почему?
- Будет ли он теперь воровать?
- Почему кот стал следить за порядком во дворе?
Физминутка.
Работа в группах. Задание каждой группе (слайды).
Группа 1.
Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?
Группа 2.
Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
Группа 3.
Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.
Ответы на задания.
Задание 1.
Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.
Задание 2.
Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.
Задание 3.
Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. Вор-воришка-ворюга.
Какую бы кличку дали вы коту?
Задание:
После
Что в нем осталось
До
Как бы вы наказали кота?
- почему коту приходилось воровать?
- все считали его бродягой и бандитом, а как выглядел кот, когда его вытащили из-под дома? (прижал уши, поджал хвост, тощий);
- почему герои отказались выдрать кота, а просто дали ему поесть?
Кошки, как и другие животные, когда-то были дикими. Считается, что первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне в долине Нила. Они обожествляли животных, поклонялись им, в том числе и кошке. Дикие кошки существуют и сейчас: камышовые, барханные, степные, лесные и т.д. Человек отбирал домашних кошек в течение 10 000 лет, и этот отбор закрепил в кошках полезные для человека качества. Несмотря на то, что кошки научилась жить рядом с человеком, они обладают независимым характером, любят свободу и не терпят принуждения. Но в некоторых случаях кошка остаётся бездомной, и человек приходит ей на помощь.
- Есть такая казахская пословица
«Өз көшесінде жаман ит те жолбарыс».
Она означает: «В своём дворе и дворняжка тигром глядит».
- Как понять это выражение?
Дописать стихотворение.
- А сейчас мы себя попробуем в роли поэтов. По первым двум строчкам составить буриме: «Был когда-то я знаком
С рыжим мистером котом…» (слайд).
15. Тест «Самый внимательный читатель» по рассказу К.Паустовского «Кот-ворюга» (слайд). Взаимопроверка (слайд).
Тест «Самый внимательный читатель»По рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга» 1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий. 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели. 3. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный. 4. Объевшиеся, куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали. 5. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца; в) две недели. 6. В кукане жирных окуней было: а) 5; б) 10; в) 7. 7. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу. 8. Кот свалился: а) на камень; б) как футбольный мяч. 9.Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер. 10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася; в) плотицу. 11. Поесть давали коту: а) сметану; б) жаренную свинину; в) заливное из окуней г) молоко; д) творожники. 12. Кот совершал «благородный и неожиданный поступок»: а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня.
Какова же мысль этого произведения по вашему мнению?
Надо накормить бездомных животных.
- Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.
- Жадность и воровство всегда будут наказаны.
- «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.
Итог урока.
Какие выводы сделали для себя?
Домашнее задание.
Читать; написать письмо хозяину от лица кота (советы кота).