Литература. 4 класс. К. Паустовский Кот — ворюга.
Литературное чтение.
Тема: К. Паустовский «Кот-ворюга»
Цели: - познакомить с произведением К. Паустовского « «кот –ворюга»;
-развивать критическое мышление, умение слушать, анализировать, высказывать свои мысли в устной и письменной форме;
-способствовать развитию читательского интереса, воспитывать чуткость и симпатию к животным.
Оборудование: слайды по теме, карточки с отрывками из произведений, карточки с опорными словами, учебник, кошки из картона с разным цветом глаз и окрасом шерсти,( по количеству учащихся в классе), музыкальная аудиозапись, карточки оценивания «4» и «5»
-На перемене, перед началом урока учитель просит детей взять по одной кошечке.
Ход урока.
Организационный момент.
-Давайте, вежливо поздороваемся и выскажем добрые пожелания.
И живется вроде лучше.
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Побуждение. Учитель читает отрывки из произведений.
-Назовите, из каких произведений эти строчки:
1)- Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас. Шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывался из травы. Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый запах и зверь очевидно, прибежал на этот запах. («Барсучий нос»)
2) – Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя Потом появилось много сухих сучьев- их наломало бурей еще в декабре, -потом зажелтели прошлогодние палые листья, проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать- и – мачехи. Варюша нашла в лесу старую еловую ветку-ту что воткнула в снег где обронила..(стальное колечко)
3)- К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную куртку маленького теплого зайца. («Заячьи лапы»)
- Какая тема объединяет все эти произведения?
-Какая основная мысль прослеживается в них?
-Назовите автора этих произведений.
3.Биографические данные.
Слайд№1 + подготовленный ученик.
Ввод в новую тему.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга»
-О каком животном пойдет речь в рассказе?
-Какие повадки и особенности поведения у кошки?
4. Работа в группах с ключевыми словами.
-Помня об особенностях этого животного составьте небольшой рассказ с опорой на слова.
Рыжий кот вор маленький дом
рыба вытащить милиционер
4«Авторский стул»
Рассказы детей.
- Вот какие разные рассказы получились у вас, а теперь познакомимся с рассказом К. Паустовского.
-Прежде , чем приступить к чтению текста поработаем со сложными словами встречающимися в нем.
5. Словарь: слайд№2
6.Чтение 1 части. Стр.174 Читает учитель
Работа по вопросам.
-Каким увидели кота рыбаки ?
-Опишите его внешний вид.
-О чем говорит этот внешний вид? ( слайд№3)
-О чем еще не рассказал нам писатель?
-Какие истории могли произойти с котом?
-Где он мог разорвать ухо и потерять кусок хвоста?
-Как характеризует автор кота?
-Найдите эти слова( вор, бандит. Бродяга, потерявший всякую совесть. дикий, грозный)
- с каким чувством читали про кота который воровал себе еду ( с удивлением, одобрением, восторгом, возмущением, осуждением, юмором)
-Какие сцены вызвали улыбку?
- Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали юмор.
-Каким мы увидели кота в этой части?
7.Физминутка.
8.Чтение 2 части.
Хорошо читающие дети .
Работа по вопросам.
-Каким предстал кот перед рыбаками , когда его вытащили из-под дома?
-Что изменилось в его облике?
-Зачитайте (стр.176 6обзац)
-Какие чувства вызывает у вас кот?
-Почему герои отказались «выдрать кота» и просто дали ему поесть?
-Опишите, какие изменения произошли в его облике после еды.
-Как вы думаете, как поведет себя кот в дальнейшем?
9.Чтение 3 части. ( жужжащее)
Работа по вопросам.
-Что произошло буквально на следующий день?
-Как изменился кот? (слайд № 4 )
-Почему произошли данные изменения?
-Какие слова использует автор? Зачитайте.
-Как автор относится к коту? (с симпатией. любовью)
-Какую основную мысль высказал автор рассказав нам историю про кота?
-Понравился вам рассказ?
-Предугадали ли мы события этого рассказа?
-Помня об особенностях характера кошек, какие они все разные и рассказы у нас получились разные.
10. Работа в группах.
-Предлагаю выполнить творческое задание составить буриме или синквейн .
БУРИМЕ СИНКВЕЙ
.кот 1. слово
.обормот 2. 2 –ва существительных
.живет 3. 3 –и глагола
.жует 4-5 –свое отношение к предмету, итог
11. «Авторский стул»
Ответы детей 1 человек от группы.
12.Оценивание.
-Я попрошу вас опять собраться в группы и оценить работу друг друга.
-Кто получил «5»-? «4»-?
13.Домашнее задание
Стр.174-177 читать , ответить на вопросы.
15