Урок литературного чтения по теме Образ любви в произведении И.С. Тургенева Воробей
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «А»
Учитель: Рожкова Л. А.
Тема урока: Образ любви в произведении И. С. Тургенева «Воробей»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с жизнью и творчеством писателя И.С.Тургенева, с его произведением «Воробей», с особенностями жанра – стихотворение в прозе.
Задачи урока: формировать осознанное, правильное, выразительное чтение, выражать свое отношение к прочитанному; развивать умение находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение, определять эмоциональное состояние героев; воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе. Планируемые результаты урока:
Предметные: дать представление о жизни и творчестве автора произведения, об особенностях жанра – стихотворение в прозе, вырабатывать навыки выразительного чтения художественного текста.
МетапредметныеУУД
Познавательные: овладеть приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, выделить существенную информацию из текста, построить рассуждение.
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь слушать и вступать в диалог.
Личностные: мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, воспитывать чувство любви.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, давайте поприветствуем друг друга. Садитесь, начнём наш урок. Я хочу пожелать вам, чтобы каждая минута нашего урока была вам полезна, принесла радость и пробудила самые нежные и добрые чувства.
2. Актуализация знаний.
И такое как это. (слайд 2)
Эпиграф: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
(И. Тургенев)
- О каком чувстве пойдёт речь сегодня на уроке?
- Что такое любовь? Как вы понимаете?
- Где можно узнать лексическое значение этого слова? В толковом словаре Ожегова, любовь – это чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, пристрастие к чему-нибудь, к музыке, к искусству.
- Какая бывает любовь? К кому можно испытывать это чувство?
- А страх вы испытывали когда-нибудь?
- А что это такое? Уточним по словарю. Страх – это очень сильный испуг, сильная боязнь.
- А как вы думаете, что сильнее страх или любовь?
3. Открытие нового знания.
На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке, и нам поможет в этом произведение… А как оно называется вы узнаете прослушав запись. (Слушание голоса воробья) Слайд 3
Что слушали? (Голоса птиц)
- Что за птица издаёт такой голос? Найдите воробья среди птиц.
- Что вы знаете об этих птицах? (слайд 4-5)
Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке?
Итак, наше произведение называется «Воробей» (слайд 6)
- Какие произведения о воробьях вы читали, знаете? (Е. Чарушин «Воробей», К. Паустовский «Растрёпанный воробей», М. Горький «Воробьишко», С. Маршак «Где обедал воробей?», Н. Сладков «Воробьишкина весна», Н. Рубцов « Чуть живой..», С. Есенин «Воробышки»)Воробьи для нас обычное явление на улицах. Не очень яркие внешностью, пронырливые, забияки - это, в основном, всё, что люди предпочитают знать о воробьях. Наверное, это не совсем точное у людей представление об этих птицах, если о них писали такие замечательные поэты и писатели, как Н. Рубцов, С. Есенин, Е. Чарушин, М. Горький и другие.
Свою историю о воробье нам расскажет ещё один русский писатель - Иван Сергеевич Тургенев. (слайд 7)
Послушаем наших девочек, которые хотят рассказать нам, что они узнали об этом писателе.
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.) – великий русский писатель. Родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в дворянской семье. Начал учебу в университете, когда ему еще не было 15 лет. Его мать была женщиной образованной и дала своим детям хорошее образование. С малых лет Тургенева вывозили за границу, а после переезда в Москву, обучали лучшие педагоги. К моменту поступления в Московский университет, Иван Сергеевич уже говорил на французском, немецком, английском языках, сочинял стихи. Любил учиться и был прилежным учеником.
Ещё в детстве встречался с охотниками и лесниками, которые рассказывали будущему писателю о птицах, о животных, брали с собой в лес. Иван Сергеевич внимательно наблюдал за всем происходящим в природе, которую с такой любовью воспел в своих произведениях.
И. С. Тургенев – прозаик, поэт, драматург, критик, переводчик. Тургенев был выдающимся мастером описания картин природы, мастером языка, оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его.
Со многими произведениями писатель обращается ко взрослым, но есть у него произведения и для детей. (слайд 8-9)
- Назовите тему нашего урока. (И. С. Тургенев «Воробей»)
4. Первичное усвоение новых знаний.
Прослушайте произведение «Воробей» в записи. Слушайте внимательно, не отвлекаясь. (слайд 10)
Прослушивание произведения в записи.
- Понравилось вам это произведение?
- Что особенно поразило?
- Какие чувства переполняли вас? (испуг, страх, жалость, восхищение, переживание)
- В какой момент вы были напряжены?
5. Первичное закрепление.
- Сейчас нам предстоит самим познакомиться с этим произведением. Откроем учебники на стр. 146-147. Начинаем чтение.
Чтение первой части.
- От какого лица ведётся повествование? (От лица автора)
- Где происходят события?
- Как вы представляете себе аллею сада? (Дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам) (слайд 11)
- Как повела себя собака? Почему?
- Кого она увидела раньше автора?
- Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно?
- Какие слова помогают нам представить молодого воробья? Подтвердите словами из текста.
- Как ещё называют таких птенцов? (Желторотики)
- Как бы вы озаглавили эту часть? (Возвращение с охоты)
Чтение второй части.
- Как оказался старый воробей рядом с собакой?
- Какие слова передают его действия? Прочитайте.
- Какой частью речи являются эти слова?
- Как вы понимаете «камнем упал»? (Быстро слетел). С какой птицей сравнивается? Воробей похож на хищную птицу по своей смелости, стремительности, решимости.
- Как в этой части текста автор называет маленького воробья? (Детище)
- С какой целью, показать его размеры? (Подчеркнуть ещё раз как дорог птенец взрослому воробью.)
- Что значит это слово? Детище – то же, что ребёнок, сын или дочка.
- Какие прилагательные использует автор для описания внешнего вида взрослого воробья? (Взъерошенный, искажённый) Почему он так выглядел? (Переживал за своего воробушка)
- Какой по сравнению со старым воробьём казалась собака? Какой литературный приём использует автор?
- Что чувствовал воробей? Подтвердите словами из текста.
- Подберите синоним к слову «трепетало» (дрожало, тряслось)
-Какое слово точно передаёт состояние воробья? (жертвовал) Что это значит?
- Жертвовать – подвергать опасности, поступаться кем-чем-нибудь, ради кого-чего-нибудь.
- Почему же он слетел с высокой безопасной ветки? Что же им двигало? (Чувство ответственности, любовь). Прочитайте, как автор говорит о поступке воробья.
- Как озаглавим эту часть? («Встреча собаки и воробья»)
Чтение 3 части.
- Как повёл себя пёс? Почему?
- О какой силе идёт речь? (О силе любви к своему ребёнку.)
- Что значит «смущённый пёс»?
- Почему пёс смутился? (Он не ожидал такого поведения от маленькой птички.)
- Как понимаете значение слова «благоговение»? Обратитесь к толковому словарю учебника на с.176. Благоговение – чувство глубокого восхищения и преклонения.
- Как автор называет воробья? (Маленькой героической птицей)
-Как озаглавим эту часть? (Сила родительской любви)
Физминутка (слайд 12)
Давайте и мы с вами прогуляемся, окажемся в каком-нибудь чудесном месте, как это. Закроем глазки представим себе тёплое весеннее солнышко, которое согревает нас своими лучами. Как красиво вокруг! Зелёная травка, шум деревьев, пение птиц успокаивают, приносят радость и наслаждение. Подумаем о чём-нибудь хорошем.
Работа с иллюстрациями
Выберите из текста предложения, которые можно подписать под рисунками.
(слайд 13-17)
Работа над жанром произведения
- Что такое лирика? (Изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств)
- Можем мы сказать, что наше произведение лирическое? Почему?
(В тексте описываются переживания, но не человека, а воробья за жизнь воробышка.)
- Это стихотворение? Ведь здесь говорится о переживаниях, чувствах.
- Почему? (Нет рифмы, произведение не написано рифмованными строками, написано в прозе). Мы сказали, что произведение лирическое, как стихотворение, а написано в прозе. Каков же его жанр? (Стихотворение в прозе)
Оказывается дети, есть в литературе небольшие по объёму произведения. Они, как и рассказ, написаны в прозе, но в них прослеживается повышенная эмоциональность, обилие восклицательных предложений, пауз, как в лирическом стихотворении. Главное, что изображает автор в таком произведении, - это не события, а проявление какого-то характера. Такие произведения относятся к жанру стихотворения в прозе.
(слайд 19)
"Стихотворения в прозе" — последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму.
Давайте убедимся в том, что это произведение стихотворение в прозе.
- Здесь описываются переживания? (Переживания воробья)
- Описываются в этом тексте чувства? (Чувство страха за жизнь своего детёныша, любовь к нему – у воробья, у пса – смущение, чувство восхищения - у автора)
- Кем восхищался автор? Почему?
На доске: 1.Лирическое произведение.
- Это маленькое по объёму произведение? (Да)
На доске: 2.Небольшой объём.
- Чувствуется ли в нём повышенная эмоциональность? Какие эмоции испытывает взрослый воробей? Страх, отчаяние или радость? Какие Трезор? Растерянность или интерес? Какие эмоции мы могли бы увидеть на лице автора? Восхищение или безразличие? Что мы доказали?
(В этом произведении чувствуется повышенная эмоциональность)
На доске: 3.Повышенная эмоциональность.
- Есть ли паузы в тексте? Как они обозначены?
(В 5, 6, 7 абзацах - паузы обозначены многоточием.)
- Для чего нужны многоточия? (Что бы мы остановились, подумали, представили себя на месте героев, испытали те же чувства)
- Итак, что мы с вами доказали?
(В этом маленьком тексте автор в трёх местах использовал паузы, чтобы ярче показать нам чувства, эмоции, характеры.)
На доске:4.Обилие пауз.
- Встречаются ли в тексте восклицательные предложения?
(В 5 и 6 абзацах – восклицательные предложения.)
- Как мы должны их читать? (Повышенным тоном, передавая чувства) Прочитайте, стараясь передать нужную интонацию.
- Итак, мы увидели, что в этом произведении есть восклицания – для более точного, яркого описания чувств.
На доске:5. Восклицательные предложения.
- Можно ли сказать, что в этом произведении автор изображает проявление характера? Какого?
(В этом тексте мы видим, как автор изобразил проявление сильного, волевого характера маленькой птички.)
На доске: 6. Проявление характера.
- Итак, мы убедились, что данное произведение относится к жанру…? (…стихотворения в прозе.)
Самостоятельная работа (слайд 21)
Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы, на маленький образ героя, с большими поступками.
– Какой он, наш герой?
Поработайте в парах, составьте синквейн о взрослом воробье.
6.Включение в систему знаний и повторение
- С какой целью автор рассказал нам эту историю?
- Ответили мы на вопрос: «Что сильнее любовь или страх»? (Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности.)- Если бы Иван Тургенев не дал своему произведению названия, как бы по-другому можно было бы его озаглавить? Какие строчки в тексте выражают главную мысль автора и хорошо подходят для заголовка?
(Маленькая героическая птица.)
Выставление оценок
7.Домашнее задание Выразительное чтение произведения. (слайд 22)
8.Рефлексия
- Почему я показываю вам это сердце? ( Это символ любви). Любовь – это чувство, идущее от самого сердца. А сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды, и не помнить о них. Оно способно всегда согреть, помочь, защитить, потому что в нем есть любовь.
(слайд 23-25)
Родительская любовь не знает границ — эта простая истина одинаково справедлива как для людей, так и для братьев наших меньших. Животным свойственны те же эмоции и переживания — нежность, беспокойство, желание заботиться о своих малышах и оберегать их. (слайд 26)
Любовь делает счастливой каждую семью. Любовь – очень нежное и хрупкое чувство. Но она придаёт силы, вдохновляет и на добрые дела, и на героические поступки.
(слайд 27)
Любовь – это великая сила, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
У вас на партах сердечки, если вам понравился урок, если вы не остались равнодушными, если вы сегодня переживали с героями, сочувствовали им , восхищались, то пусть тогда это сердце запылает теплотой ваших чувств, которые вы испытали сегодня на уроке.
Видеоурок литературного чтения в 3 «А» классе.
Тема урока: Образ любви в произведении И. С. Тургенева «Воробей».
Учитель: Рожкова Людмила Александровна.
2015 г.