Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 кл
Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»
Цели:
1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».
2. Развивающая: развивать навыки беглого выразительного чтения, развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.
3. Воспитывающая: воспитывать честность, правдивость.
Оборудование для учащихся: учебник «Родная речь»
(авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.), 2 класс
Оборудование для учителя:
Мультимедийный проектор, презентации.
Карточки с заданиями.
Детские книги.
Выставка детских рисунков по рассказам В.Драгунского
Выставка книг В.Драгунского
Портрет писателя
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности
-Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей.
-А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?
-Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас все получится.
-Вспомните, какой раздел мы изучаем?
-А какие произведения мы уже читали?
-А хотели бы вы познакомиться еще с новым произведением из этого раздела?
-А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое?
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
-Ребята, вот вам задание. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите из каких они произведений? (слайд)
III.Выявление места и причины затруднения.
-Ребята, а почему вы не смогли узнать из какого произведения последний рисунок?
-А хотели бы вы познакомиться с этим произведением?
IV.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Ребята, а сейчас следующее задание. Вам надо найти неповторяющиеся буквы и сложить из них фамилию и вы узнаете, кто написал это произведение.(слайд)
Д
Б
Р
А
В
Г
Е
У
Н
С
К
Ж
Е
И
В
Й
Ж
З
Б
З
-Какая фамилия у вас получилась?
-Совершенно верно.
- Поднимите руки, кто уже слышал фамилию этого писателя?
- Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?
- Верно рассказы.
- А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?
- Чему учат рассказы Виктора Драгунского? (доброте, вежливости, дружбе)
- Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?
- Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу Виктора Драгунского и определим из какого произведения эта иллюстрация.(слайд)
“Друг детства”, “Что я люблю”, “Он живой и светится”, “Англичанин Павля”, “Девочка на шаре”, “Что любит Мишка».
- Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ с которым мы сегодня познакомимся.
-Составьте пословицу из слов.(слайд)
-Правильно, рассказ с которым мы будем знакомиться называется «Тайное становиться явным».
- О чем может идти речь в этом произведении, судя по названию? (ответы детей)
- Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.
V. Реализация построенного проекта.
1. Формулировка цели урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
Научиться выразительно читать рассказ, научиться анализировать поступки героев, прогнозировать текст, больше узнать о В.Драгунском.
2. Проблемное объяснение нового знания.
- Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском?
Рассказ ученика об авторе (Лилиана)
- Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
- И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Итак, скажите ребята каким был человеком Виктор Драгунский.
(он был весёлым человеком и очень любил детей)
Совершенно верно поэтому множество своих рассказов он посвятил детям.
3.Словарная работа.
Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.
Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”
- Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем:
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы
Следующее выражение ..
Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным . Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Следующее слово клевета – что оно обозначает?
Посмотрим значение этого слова из толкового словаря.
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
-Подберите синонимы к этому слову.
-Какие слова мы называем синонимами? ложь, враньё, выдумка, наговор
-И последнее слово Язвительный – что это значит?
злобно-насмешливый, стремящийся досадить
Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, резкий, колкий.
4.Техника чтения
А сейчас подготовим чтение трудных слов из произведения, что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст.
Читай первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами. (парами)
Ста–но–вит–ся - становится
гра–но–ви–той - грановитой
о–ру –жей–ной - оружейной
ин –те –рес-но–го - интересного
о –ста –но –ви –лось - остановилось
вы–плес–нул - выплеснул
ми-ли-ци–о–нер - милиционер
ин –тел–ли–ге –тный - интеллигентный
го–су–дар–ство - государство
му–со–ро–про–вод - мусоропровод
по–стра–дав–ший - пострадавший
яз–ви–тель–но - язвительно
фо–то–гра–фи–ро–вать–ся - фотографироваться
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Первичное восприятие текста.
а) Самостоятельное чтение.
- Откройте учебники на стр. 159.
- Прочитайте начало рассказа (до последнего абзаца) и ответьте на вопрос:
- Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? (слайд)
б) Чтение в парах с заданием.
- Дочитайте часть до конца в парах.
- Сначала читает один, потом другой, по 1 предложению.
- После окончания чтения ответьте на вопрос:
- Как мама уговаривала Дениску есть кашу?
- Что она ему предложила?
- Почему Дениска не хотел есть кашу?
- Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
- Подумайте, что может произойти дальше?
в) Чтение – разведка.
- А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.
- Вы прочитаете вторую часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.
- Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.
- Кто первым возвращается из разведки, молча встает.
- Что Дениска сделал с кашей?
- Чем, по-вашему, закончится рассказ?
Физкультминутка
(выполняют упражнения для глаз)
г) «Читай, как я».
- Начинаем читать вместе со мной вслух. Когда я остановлюсь, вы продолжите чтение.
- По окончании чтения вы должны будете ответить на вопрос:
- Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?
д) Выборочное чтение.
- Прочитайте, как выглядел дяденька. (стр. 163)
- Найдите отрывки в этой части, которые мог бы прочитать вот этот человечек?
- Найдите отрывок, который нужно прочитать строго. (стр. 163)
- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?
(глаза стали зеленые, как крыжовник)
е) Чтение по ролям.
- Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в конце рассказа (мама, Денис, автор).
- Почему мама так долго смотрела на Дениса?
(хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок)
- Понял ли он мамины слова?
- Почему вы так считаете?
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни, когда тайное становилось явным? Расскажите об этом.
Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения.
VIII. Итог урока. Рефлексивная деятельность.
Вам понравился урок?
Чему учились на уроке?
Что нового узнали?
Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)
Что бы хотели выполнить ещё раз?
-Оцените, на какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?
1 .Пока испытываю трудности.
2.Хорошо, но могу лучше.
З.Хочу знать больше.
Домашнее задание. (слайд)
-Читать рассказ выразительно.
- Напишите мини – сочинение на тему «Тайное становится явным».
- Спасибо за урок!
Анализ урока
1. Урок, В. Драгунский «Тайное становится явным» входит в раздел «И в шутку и всерьёз»
2. При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся класса, темп работы. При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Основное внимание уделялось привлечению слабоуспевающих детей к учебной деятельности на уроке. Сильные учащиеся получили индивидуальные задания: предварительная подготовка.
З.На уроке решались следующие задачи:
1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».
2. Развивающая: развивать навыки беглого выразительного чтения, развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.
3. Воспитывающая: воспитывать честность, правдивость.
4. На все этапы урока было рационально распределено время, каждый этап был логически связан с предыдущим, что привело к целостному восприятию темы. Вопросы и задания были подобраны так, что дети смогли выполнить самостоятельно задания. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута дидактическая цель. На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались эвристический метод (чтение учащимися подготовленных ранее докладов), метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды - и задавались вопросы.
5.Главный акцент урока делался на усвоении нового материала, формировании умений работать с рассказом.
6.При отборе форм и методов обучения (наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная) учитывались поставленные задачи, возрастные особенности. Для обобщения и систематизации знаний были использованы различные приемы и формы работы: постановка и разрешение проблемных вопросов и проблемных ситуаций; игровая ситуация; различные формы контроля. На уроке были использованы следующие методы обучения: по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся); наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации, выставка книг Драгунского); практические (работа с карточками), по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)
7. Для раскрытия нового материала использовались такие формы работы, как фронтальная, самостоятельная. Дифференцированный подход был необходим. Домашнее задание давалось дифференцированно, в зависимости от темпа
чтения каждого. Для определения уровня знаний большинства учащихся за
короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и
индивидуальный (карточки с заданиями), устный, письменный. Обязательны были
на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний,
умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.
8.Контроль усвоения знаний, умений и навыков:
- фронтальный опрос.
9. На уроке использовались информационные компьютерные средства для
активизации познавательной активности, повышения качества образования
учащихся.
На уроке использовалось следующее оборудование Мультимедийный проектор
10.На уроке теплая атмосфера взаимопонимания учителя и учеников,
чувствовалась некоторая скованность учащихся из- за присутствия гостей. Смена
видов деятельности, использование игровых ситуаций, физкультминутка. На
уроке присутствовала атмосфера сотрудничества.
На уроке все поставленные задачи выполнены, дети работали с отдачей.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал использование мультимедийного проектора.
15