Урок литературного чтения в 3 классе.В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».
Тема урока: В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»
Класс: 3 класс бУчитель: Алферова И.С.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Познакомить учащихся с произведением Виктора Драгунского «Тайное становится
явным» и его идейным смыслом.
Задачи:
Образовательные:
а) Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
б) Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
в) Формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
2. Развивающие:
а) Развивать умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
б) Развивать память, образное и логическое мышление, речь, творческие способности;
в) развивать словарный запас учащихся, расширять кругозор детей;
3. Воспитывающие:
а) Воспитание норм морали, нравственности и честности;
б) Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
в) Воспитание умения работать в паре и группе.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
а) Овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целью и задачами;
б) Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
в) Развите навыков сотрудничества;
г) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование:
а) Портрет В.Ю. Драгунского;
б) Выставка книг В.Ю.Драгунского;
в) Толковый словарь;
г) Карточки с пунктами плана к тексту;
д) Карточки с дифференцированным домашним заданием.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок!
Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. 2.Целеполагание -Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса
«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой»
-Прочитайте про себя.
-Прочитайте медленно вслух.
-Прочитайте с утвердительной интонацией.
-Прочитайте с вопросительной интонацией.
-Прочитайте с восклицательной интонацией.
-Как вы понимаете смысл данного высказывания? -О правде всегда узнают.
3.Активизация мыслительной деятельности. -Мы предлагаем Вашему вниманию литературную викторину.
-Из каких произведений эти строчки?
-что объединяет все эти произведения?
-Давайте вспомним все, что знаем об этом авторе. Викторину проводят подготовленные участники.
-Их написал В.Драгунский.
Рассказы детей.
4.Работа с текстом до чтения.
Проблемная ситуация. -Прочитайте название рассказа В.Драгунского на стр. 125.
-Что бы вы хотели узнать?
-Что такое тайна? Тайный? Как вы понимаете слово «явным»? Проверим по толковому словарю.
-Что значит, тайное становится явным? Как вы понимаете заглавие?
-Прочитайте 2 абзац и сравните Ваш ответ
с авторским.
-О чем пойдет речь в рассказе? Проверим наши предположения. «Тайное становится явным»
Хотим узнать:
-О чем может идти речь в этом произведении?
-Что значит, тайное становится явным?
-Чему учит произведение?
Ребята находят значение слов в словарях.
Тайна
1. Нечто неразгаданное, еще не познанное.
2.Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет.
3.Скрытая причина чего-нибудь.
Тайный – составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый.
Явным – (известным, всем доступным, очевидным, видимым)
Высказывания детей.
Находят и зачитывают.
5.Работа с текстом.
Первичное восприятие текста
Выявление первичного восприятия.
Работа в паре. -Понравилось ли вам данное произведение?
-Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?
-Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?
-Прочитайте план на карточках. Какой это план? Последовательно ли он составлен? Определите последовательность. Пронумеруйте части.
Проверьте правильность выполнения задания с доской. Дети слушают аудио.
Ответы детей.
-Цитатный.
Вписывают в квадратики соответствующие цифры: 1,4, 2, 5, 3.
6.Повторное чтение рассказа вслух по частям. Беседа после чтения каждой части.
Выборочное чтение. Прочитаем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку.
После 1 части: (чтение до слов «Ложись ка ты спать!»)
-Что однажды услышал Денис от мамы?
-Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становится явным»?
-Как мама объяснила слова?
-Что же не понял Дениска?
После 2 части: («…я ей давлюсь!..)
-Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?
-Объясните позицию мамы.
-Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?
-Объясните позицию Дениски.
-Как вообще можно разрешить конфликт?
-Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.
После 3 части: («И мама ушла на кухню)
-Как решили конфликт мама и Дениска?
-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Как должен был поступить Денис?
После 4 части: («Ну, вставай, одевайся, идем на прогулку в Кремль!»)
-Как поступил Дениска? Как же получилось, что он выбросил кашу в окно? Задумал ли он это с самого начала? Что об этом в тексте говорится? Как вы думаете, Дениска баловался или действительно пытался выполнить мамино условие? Почему мама решила, что Дениска съел кашу? Что испытала мама, увидев, пустую тарелку? Почему Дениска не рассказал маме правду?
Как вы это узнали?
Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)
-Подберите синонимы к слову клевета.
-Какого человека называют интеллигентным?
-о чем подумал Дениска, увидев пострадавшего?
-Прочитайте, как выглядел пострадавший.
-Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?
-Почему мама смотрела долго-долго на сына? -Полезно, надо утром кушать каши.
-Не любит, невкусно.
-Уступить, договориться.
-Договорились. Мама предложила Дениске сходить в Кремль.
-Он не успел опомниться, все произошло очень быстро.
«В ту же минуту дверь открылась..».-Ложь, вранье, выдумка, наговор.
-Культурного, образованного, воспитанного.
Это человек, обладающий большой внутренней культурой.
Хотела понять, что чувствует Дениска.
7.Обобщающая беседа.
8.Рефлексия. -Какой же Дениска?
-Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?
-Чему учит рассказ Драгунского?
-Какой урок вы извлекли для себя?
-Подходит ли эпиграф к нашему уроку? Объясните его значение?
-Закончите одно из предложений:
Было интересно….
Меня удивило….
Я сделал(а) вывод, что….
Мне захотелось….
После сегодняшнего урока я…
-Веселый, озорной, выдумщик, умеет признать свою вину, внимательный к словам мамы.
-Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдает. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.
9.Домашнее задание: на выбор. 1. Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и прокомментировать ее.
2. Пересказ рассказа по плану.
3. Тетрадь стр.50 №2. Карточки с домашним заданием лежат у ребят на столах.