Конспект по теме ознакомление с окружающим миром (экология)
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии
Тема: «Не обижайте, муравья.
Цель. - Уточнить и расширить имеющие представления детей о лесе и его об обитателях.
Программное содержание:
-Учить детей любить природу и её обитателей;
-Развивать речь, невербальные формы выразительности речи (мимику, жесты, позы);
- Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдение правил поведения в лесу.
Оборудование: костюмы зверей и насекомых, декорации леса, зонт, атрибуты для игры, картинки к стихам по экологии.
Звучит музыка, дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Воспит.: Дети, мы с вами пришли на лесную полянку. Как только мы зашли в лес и сразу чувствуем, что деревья, птицы, насекомые, трава затаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли.
Может, станем ломать ветки и срывать кору, раним березу, чтобы напиться сока, и не замажем рану, а она истечет соком, как истекает кровью раненый? Может, мы взяли с собой рогатки, и будем истреблять птиц? А может быть, первые муравьи станут нашей добычей?
Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья.
Тише, кажется, кто-то идет.
I сценка. Красная шапочка и волк.
Заходит Красная шапочка.
К.Ш.: Здравствуйте, дети. Здравствуй, лес. Здравствуйте собачки, кошки, рыбки, птички, деревья, травы, цветы! Здравствуй, солнышко!
Появляется волк пряча за спиной большой букет.
Волк: Здравствуй, Красная шапочка! Это тебе! (протягивает букет)
К.Ш.: Ну зачем, зачем мне столько цветов!
Волк: Чтобы тебя порадовать!
К.Ш.: Мне жаль эти цветы! Они скоро завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать, волк, я люблю только живые цветы, которые растут на полянках и лугах. Они улыбаются мне и даже говорят со мной!
Волк: Ерунда! Цветы не могут говорить! (прячет букет за спину)
К.Ш.: Ничего ты не понимаешь, волк, у тебя нет сердца. ( Красная шапочка убегает в домик)
Волк: Этой Красной шапочке никак не угодишь! Чтобы еще придумать, чтобы с ней подружиться?
(Уходит и возвращается с ежиком. Ежик не хочет идти, упирается)
Волк: Ау, Красная шапочка! У меня для тебя сюрприз.
(Выбегает К.Ш., что за сюрприз)
Волк: Я для тебя ежика в лесу поймал.
(Ежик фыркает и пытается убежать)
К.Ш.: Отпусти его, пожалуйста!
Волк: Ни за что! Я знаю, что некоторые люди, ежиков ловят и домой приносят, молоко им дают, конфетами кормят.
К.Ш.: Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и быстро погибают. Беги, ежик, домой, в свой родной лес.
Ежик: Спасибо, тебе, добрая девочка!
Песня “Про ежа”
Воспит.: А как бы вы, ребята, поступили, если бы встретили в лесу зайчика или ежика?
Дети: ответы детей.
Воспит.: Конечно, вы не будете обижать лесных обитателей. Если встретите их, понаблюдайте за ними.
Вот куда- то спешит зайчиха.
(Выбегает девочка в костюме зайчика)
Она, наверное, торопится к своим зайчатам.
( Дети- зайчата сидят, прижавшись, друг к другу. Зайчиха подходит к ним, будит их, ласково трогает за ушки. Зайчата просыпаются и бегут за мамой зайчихой под музыку).
Танец зайчат
Воспит.: Я надеюсь, что в лесу вы будете вести себя как воспитанные гости. Вы никого не потревожите, никому не помешаете, а лес оплатит вам за доброту грибами, ягодами.
А может в лесу с вами произойдет какая-нибудь интересная история. Ну, например, такая!
II сценка. В лесу.
(Звучит музыка, выходит заяц)
Заяц: Холодает с каждым днем,
Очень зябко под дождем.
Весь дрожу я, весь промок,
Как осенний листок
Мне бы норку да по суше-
Там согрел бы лапки, уши.
(Чихает. Зайчик прыгает под музыку, греет ушки, лапкт).
Воспит.: Тут раскрылся очень кстати
Зонт в руках у куклы Кати.
Катя: Залезай под зонт, малыш!
Согреешь лапки - убежишь.
( Выходит лиса)
Лиса: Зонтик ваш такой чудесный,
Нам втроем не будет тесно!
Катя: К нам, лисичка, поспеши,
Хвост пушистый посуши.
(музыка медведя)
Медведь: Добрый день, вам!
Все: Здравствуй, мишка!
Медведь: Угощаю всех вас шишкой!
Все: Спасибо!
Медведь: Можно мне под зонт влезть, нос и уши обогреть?
Лиса: Ой-ой-ой! Очень уж велик твой рост!
Ты помнешь мой пышный хвост.
Катя: Хватит места под зонтом!
Нам не тесно вчетвером.
Воспит.: Тут воробышек летит,
Еле слышно говорит.
Воробей: Я под дождиком летал,
Всюду зернышки искал.
Крылышки отяжелели,
Я летаю еле, еле!
Все: К нам, воробушек, лети!
Хватит места всем пяти.
Здесь под Катиным зонтом
Дружно песню запоем.
Хоровод под песню ” Если добрый ты”
Катя: Вот и дождик перестал! (закрывает зонт)
Заяц: Ну, тогда я поскакал.
Лиса: До свидания, мне пора,
Там в лесу моя нора.
Медведь: Ну, и мне пора в дорогу,
Спать пойду в свою берлогу!
Воробей: Полетел тогда и я!
До свидания, друзья!
Катя: машет рукой. До свидания, зверята!
Побегу и я к ребятам!
Воспит.: Вот и звери все разбежались!
Игра. Ты катись веселый кубик.
Воспит.: Если бы мы понимали язык животных и птиц, мы бы жили, наверное, по-другому.
Все живое на земле нуждается в защите, давайте приглядимся и прислушаемся.
Муравьиная семья ползет по дорожке. Нет дружнее ее на белом свете.
(Дети муравьи читают стихи)
Муравьишки- торопыжки,
Не лентяи , не глупышки.
Друг за другом по дорожке
Тащат зернышки и крошки.
Вот ячменное зерно…
Ох, тяжелое оно!
Нужно летом потрудиться,
Все зимою пригодится!
Муравью нельзя лениться!
Муравей живет трудом.
И жучка, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой.
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
Песня “ Не обижайте муравья!”
Воспит.: Давайте беречь и любить, все живое. Запомните, ребята, вы частица природы! Заболеет лес или река и нам будет плохо! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья!
(Появляется злой мальчик)
Сценка (Появляется плачущий муравей)
Воспит.: Что случилось, муравьишка?
Муравей: Нас обидел злой мальчишка.
Он нам лапки отдавил,
Муравейник разорил.
Появляется бабочка.
Воспит.: Бабочка-красавица, что в лесу случилось? Скажи, какое горе с тобой приключилось?
Бабочка: Мальчишка злой меня поймал,
Крылышко мне поломал.
Не могу теперь летать,
Как же мне не горевать?
Воспит.: А как зовут этого злого мальчика, который все это натворил?
Муравей: Тимур
Воспит.: Подойди сюда, Тимур, Серьезный будет разговор. Много бед ты натворил, муравейник разорил, поломал в лесу кусты, на поляне рвал цветы, бабочке крыло сломал. А ведь ты уже не мал! Мы не пустим тебя в лес, уходи из этих мест!
Тимур испуганно: Ой, простите, простите, меня! Я не буду природу губить!
Воспит.: Ребята надо научить Тимура правилам поведения в лесу.
Дети берут картинки к своим стихам.
Чтоб природе не грозили
Плен и запустение,
Не губи в лесу деревья,
Береги растения!
Мухоморы и поганки
Поселились на полянке.
Не пинай ты их напрасно-
Для лося они лекарство.
Звери и птицы- жители лесные.
У них свои квартиры и семьи большие.
Ты зверюшек малых не бери домой к себе,
Будет горе в звериной семье.
Муравей большой трудяга,
Очищает лес от хлама.
Строит дом себе большой-
Муравейник лесной.
Муравья не обижай,
Дом его не разоряй.
Срывать охапками
Цветы в лесу - не дело.
Беречь природу надобно.
Чтоб не оскудело.
Если собрался костер развести,
Надо площадку очистить заранее.
Все, что способно гореть- отгрести,
Чтоб не устроить в лесу загорание.
Свалки вредят человеку
И губят природу.
Все отравляя: и почву, и воздух, и воду!
Находясь в гостях в лесу
Соблюдай ты тишину.
Послушай, как журчит ручей,
И щебечет соловей!
Воспитатель обращается к Тимуру: « Тимур, запомни эти правила и всегда соблюдай их.»