Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Город — мой Экибастуз!
Организованная учебная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Город мой - Экибастуз»
Цель: систематизация знаний о родном городе - Экибастузе. Программное содержание: продолжать углублять знания детей о достопримечательностях родного города, познакомить с гербом города Экибастуз. Закрепить знание детей о значении знаков и символов. Побуждать детей выражать в речи свои знания, впечатления; уметь строить развёрнутые сообщения. Учить детей решать ребусы, кроссворды, развивать логическое мышление. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к родному городу, гордость за людей, проживающих в родном городе. Словарная работа: герб, угольный разрез, ГРЭС, роторное колесо экскаватора, обелиск, боевая машина пехоты. Материалы и оборудование: альбом с фотографиями города Экибастуза, эмблема города, герб, ребусы, кроссворды, д/и «Найди правильный ответ» Предварительная работа: беседа о знаках, символах, родительская конференция «Маленький гражданин». Рассматривание альбома «Город шахтерской славы - Экибастуз». Ход организованной учебной деятельности: Воспитатель. Сәлем күн! Сәлем аспан! Сәлем достар! Сәлеметсізбе мейрімді қонактар! Встало солнышко с утра, Просыпаться всем пора. С добрым утром глазки! С добрым утром ушки! С добрым утром ножки! С добрым утром ручки! Воспитатель. Все проснулись? Дети. Да! Воспитатель. Глазки смотрят, ушки слушают. Ручки хлопают, ножки топают. С добрым утром все друзья! Воспитатель: я хочу вас познакомить с очень интересным человеком. Он путешествует по всей нашей необъятной планете Земля. Путешественник: Я много путешествую и обо всём записываю в «Энциклопедию путешествий». Я впервые в Казахстане. Расскажите о своей стране. Что для вас Казахстан? Дети. Казахстан – наша Родина. У каждого человека есть Родина, родной город, село, дом, где он родился и вырос. Где бы ни был человек, он всегда любит и помнит свою Родину. Любить Родину – значит беречь её, всегда помнить о ней! О любви к Родине сложено много стихов и песен. Путешественник. Кто из вас помнит пословицы о родине? Дети. 1. Родина мать – умей за неё постоять 2. Человек без родины, что соловей без песни 3. Родина любимая, что мать родимая. Путешественник. Какие красивые слова! Их обязательно нужно записать в мою «Энциклопедию путешествий». Путешественник открывает энциклопедию. Путешественник. Да… моя энциклопедия испорчена. Мы с ней попали под дождь. И вот беда: все знаки и символы в моей энциклопедии перепутались. Не могли бы вы мне помочь? Д/и «Разложи правильно» Дети работают в микрогруппах.1-буквы; 2—цифры;3-дорожные знаки. Что это за знаки? Дети. Это буквы, цифры, дорожные знаки. Путешественник. А для чего они нужны? Дети. С помощью букв можно узнать названия улиц, магазинов, с помощью цифр номера домов, квартир, домашний адрес, дорожные знаки служат нам для безопасности на дорогах. (Повторение домашнего адреса, дорожных знаков) Путешественник. Ну, если вы так хорошо знаете всё о знаках, помогите разобраться, что же это за окошки с картинками? (обращает внимание детей на кроссворд на стене)…Похож на кроссворд, давайте все вместе попробуем его решить? Решение Кроссворда «Қала (город)». Путешественник. Что обозначает это слово? Значит вы живёте в городе? А кто знает, как называется ваш город? Дети. Наш город называется Экибастуз. Путешественник. Какое интересное название. А почему ваш город так называется? Легенда об Экибастузе Пастух в той степи, где теперь угольные разрезы, положил под котел три черных камня, развел костер и пошел собирать разбредшее стадо. А когда возвратился к костру, то увидел, что камни горят. Чтобы не забыть это место с чудесными, камнями, он побежал на озеро, притащил оттуда два больших куска соли. Потом о случившемся рассказал всем. И место у соленого озера стали называть Экибастуз (Две головы соли). Другие объясняют происхождение этого названия так. Шли два брата к Иртышу на промысел. Уставшие, они сели отдохнуть у озера. Видят — затвердевшая соль. — Зачем идти к Иртышу?—говорит один из них.—Давай собирать и продавать соль. Но братья ошиблись. Целый месяц, увязая в грязи, они собирали в озере соль, но набрали столько, что все уместилось в двух конских черепах. Проклиная озеро, которое обмануло | их надежды, братья назвали его Экибастузом. Путешественник. Смотрите, вот именно это название я и видел на знаке при въезде в ваш город. Оно было написано на монументе. Я его сфотографировал (достаёт фото). Ребята, как вы думаете, что это? Дети. Это символ нашего города. Путешественник. Молодцы! Во всех городах, где я бывал, есть герб города. Я могу вам рассказать о любом из них. Но вам, наверное, интересно знать о гербе вашего родного города. Знакомство с гербом. Д/и «Собери герб» дети работают в парах. Пальчиковая игра «В нашем городе» (Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.) Собранье улиц, площадей, - 5 Машин, автобусов, людей, - 4 Многоэтажные дома - 3 Стоят как книжные тома. - 2 Но всё же, любим город мы - 1 (смена рук) За то, что с лета до зимы - 1 Встречаем радостных друзей, - 2 А с ними можно и в музей, - 3 И в цирк пойти, и на каток - 4 И погулять в любой денёк! - 5 Путешественник. Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.) - Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов и стран? - Я думаю, что главной достопримечательностью нашего города являются люди, живущими здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Вы сможете назвать их? (казахи, русские, татары, белорусы, украинцы и много других народов.) Все они живут дружно в нашем красивом и уютном городе. Дидактическая игра «Узнай на фото» (Воспитатель предлагает детям поочередно рассказать немного о каждой достопримечательности, дети рассматривают открытки с видами Экибастуза и рассказывают об этом объекте) На просторах Казахстана Был заложен город мой- Средь степного океана, Там где уголь под землей… Мы живем, мы растем В нашем городе родном. Для кого-то он большой, А для нас - огромный! Пусть живет! Пусть растет! Городок наш скромный! Путешественник. Столько важной информации я узнал от вас. Теперь я с полной уверенностью могу сказать, что многое знаю о вашем городе и мне есть о чем написать в своей Энциклопедии. Рефлексия. Воспитатель. Давайте вспомним все, что мы с вами вспомнили на занятии. Где находится наш город? Почему у него такое название? Кто живет в нашем городе? Чем славен наш город Экибастуз? Его достопримечательности Путешественник. На прощание предлагаю сфотографироваться, а что бы мне вспомнить какое у вас было настроение во время нашего путешествия, предлагаю взять цветы. Рефлексия – положи цветок в круг по цвету.