Интеллектуальная командная игра брейн-ринг по математике 4 класс. Тема: «Нахождение части от числа, числа по его части»

Урок математики. 4 класс.
Тема: Закрепление по теме «Нахождение части от числа, числа по его части»
Цели:
Развивать вычислительные навыки.
Закреплять умение находить часть от числа, число по его части.
Записывать смешанное число в виде неправильной дроби.
Решать простейшие задачи на %.
Тренировать навыки решения текстовых задач.
Развивать логическое мышление, интерес к математике.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие умения принимать решение в нестандартных ситуациях
Тип урока
урок самостоятельного применения знаний в комплексе;
Выбрана активная форма проведения урока - работа в группах с элементами соревнования, что позволяет повышать учебную мотивацию учащихся, создать условия для самостоятельной добычи новых знаний.
отношений.
Ход урока:
(Класс поделён на 4 группы. Сидят, сдвинув 2 парты.)
Приветствие. Сегодня мы будем работать в группах, попробуем показать знания, а как у нас это получится, покажет в конце урока таблица результатов.

ПРАВИЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «БРЕЙН – РИНГ»
В игре могут участвовать любой количество команд.
Количество игроков в каждой команде может быть от 4 до 6.
За игровыми столами соревнуются между собой только две команды.
Команда может начать обсуждение или дать ответ после того, как ведущий зачитает вопрос и скажет слово: «ВРЕМЯ».
Игра продолжается до 3 очков (выигравшая команда остаётся за игровым столом);
Любой из двух команд предоставляется право досрочно дать ответ.
Команде для ответа предоставляется одна минута внутреннего обсуждения.
В случае неправильного (неполного) ответа право дать ответ переходит ко второй команде, которой даётся время на обсуждение, оставшееся от неполной предоставленной минуты (за минусом времени с момента «звонка» первой команды).
В случае если на исходе минуты ни одна из команд не даёт правильного ответа, то стоимость следующего вопроса возрастает на балл.
Команде может быть присуждена победа в случае полного правильного ответа на вопрос.
В случае любой подсказки ответ команды может быть оспорен «на суд Арбитров».
Если командой даётся неполный ответ, то на основании решения Арбитров ответ «принимается» или «не принимается» - других вариантов нет.
В случае если команда трижды даёт неправильный ответ, то она считается проигравшей.
Место проигравшей команды занимают команды в оговорённом порядке.
После того, как все команды-участники один раз поучаствовали в игре, то право играть с последней командой-победительницей предоставляется право любой команде (при альтернативе выбирают арбитры, учитывая (в основном) первоочередность младших по классу участников).

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ ПОДСЧЁТА НАБРАННЫХ БАЛЛОВ.

игры
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда










































































В конце игры провести рефлексию. Спросить:
что понравилось в игре?
кто по вашему мнению был сегодня «сильным звеном» в команде?
чему научились?
есть ли вопросы, в которых вы затруднялись?
пригодились ли вам знания, накопленные на уроках математики?
получилась ли у вас работа в группе?
какой вывод сделали для себя?

При ответах на вопросы учитель фиксирует:
в каких вопросах ребята испытывали затруднения;
и в какой команде;

Работать дальше так же продуктивно, чтобы полученные детьми знания пригодились им в жизни.
Вопросы для игры «Математический брейн – ринг»

Вопросы
Ответы

Во сколько раз 640 больше 8?
в 80 раз, так как 640: 8 = 8

Самолёт летел до заправки 2 ч со скоростью 900 км/ч. После этого ему осталось лететь в 3 раза меньше. Какое расстояние осталось пролетёть самолёту?
300 км
900*2=1800км - S1
900:3=300 s2

Получи из смешанного числа 1 ѕ неправильную дробь
7/4

Что называют процентом?
Процентом называют одну сотую часть числа.

Вычисли наиболее удобным способом: (68+27)+73.
68+(27+73)=168 Правило: сочетательный закон.

Исключи лишнее слово: см, масса, длина, площадь, объём.
см (это единица измерения длины, а остальное всё величины)

Сколько ножек у 30 паучков?
8*30=240 ножек.

Ганс Христиан Андерсен написал 56 сказок с печальным концом. Если количество уменьшить на 4, то полученное число составит часть всех сказок, написанных им. Сколько всего сказок написал Андерсен?
(56-4)*3=156 сказок

Найди 5 % от 600?

600:100*5=30

В книге 300 страниц. Мальчик прочитал 1/6 часть всей книги. Сколько страниц ему ещё осталось причитать?
250 стр.
300- 300:6=250 (стр.)
Добавлю балл, если запишите выражением!

Периметр квадрата 24см. Какова его площадь?

36 кв. м

Температура тела верблюда ночью равна 34 градуса Цельсия, что составляет 17/20 температуры его тела в дневную жару. Чему равна температура тела верблюда в жару?
34:17*20=40
·С

Десять ребят выстроились парами. Сколько получилось пар?
5 пар.

Уменьшаемое 730, вычитаемое 70. Чему равна разность?
730-70=660

У продавца в 3 вазах стоят по 5 роз и в 2 вазах по 9 гвоздик. Сколько цветов у продавца?
5*3+9*2=33 цв.

Длительность урока равна 45 мин, что составляет 5/12 продолжительности полёта Ю.Гагарина. Сколько времени длился первый в мире космический полёт?
45:5*12=108 мин

Площадь огорода 600кв.м. засеяли картофелем, а остальное - фасолью. Какова площадь, занятая фасолью?
600:3*2=400(кв.м) – картофель
600-400=200 (кв. м) горох.
Дам 2 балла! За 2 способ!
1-= 1/3
600:3=200

Задумали число, увеличили его в 3 раза, уменьшили сначала на 15, а затем в 3 раза уменьшили и получили 2. Какое число задумали?
7

Чему равно частное чисел 350 и 50?
7

Из двух городов навстречу друг другу одновременно выехали два автобуса. Скорость первого 80 км/ч, а второго 70 км/ч. Через сколько часов встретятся автобусы, если расстояние между городами 900 км?
900: (80+70)=6 часов

Частное 80, делитель 3. Чему равно делимое?
240

Сколько см в 40 дм?
400 см.

Сторона огорода квадратной формы 10 м. Чему равна площадь огорода?
100кв.м.(кто знает, что это сотка)

Найди число, если 1/7 равна 30?
30*7=210


В библиотеку привезли новые книги. После того, как 9 читателей взяли по 4 книги каждый, осталось 17 новых книг. Сколько книг привезли в библиотеку?
4*9+17=53

Что показывает дробь 7/16?
Что целое разделили на 16 частей, а взяли 7 таких частей.

Длина прямоугольника 5 см, а ширина 4 см. Найти площадь и периметр прямоугольника.
Площадь - 20 кв.см
периметр - 18 см.

Сколько кв.см в 1 кв.дм?
100 кв.см

Найди число, если: 46 % его равны 92?
92:46*100=200

Начертили два отрезка: один длиной 150 см, а другой в 3 раза короче. Какова длина 2 отрезка?
50 см.

Поезд проехал 70 км, что составило 14 % всего пути. Чему равен вест путь?
70:14*100=500 км

Чему равно произведение 320 и 3?
960

Перевести в кг: 5 т 4 ц
5400 кг

В трёх пачках по 18 фломастеров. Сколько фломастеров в 9 пачках?
18:3=6(ф). –в 1 пачке
6*9=54 (ф.)
2 способ! Дам 2 балла!
9:3=3 (раза) больше пачек, значит и фломастеров в 3 раза больше, 18*3=54

Перевести в минуты: 4ч 15 мин
255 минут

Найди число, если 2/3 равна 50?
50:2*3=75

Перевести в часы: 5 сут15 ч =
135 минут

На озере плавали утки. Вдруг в кустах послышался шорох, и 10 уток улетело, что составило 5/7 всех уток. Сколько уток осталось плавать в озере?
10:5*7=14 уток

Перевести в метры: 3км 22 м =
3022 м

Вырази в новых единицах изменения: 1/5 кг
200г

Перевести в дм: 5 м
50
·дм

Туристы в первый день прошли на байдарках 30 км, двигаясь со скоростью 6 км/ч, а во второй день 35 км со скоростью 7 км/ч. Сколько времени туристы шли на байдарках эти два дня?
30:6+35:7=10 часов

Вырази в новых единицах изменения: ѕ часа?
45 мин ( балл дам за или 2700 секунд!)

Вычисли периметр и площадь прямоугольника, у которого ширина 5 см, а длина 8 см
P =(5+8)*2=26 см
S = 5*8=40 кв.см

Самое высокое дерево на Земле – секвойя – вырастает высотой в три девятиэтажных дома, а это 120 м, что на 100 м больше, чем тополь. Какова высота тополя?

20м

Вырази в новых единицах изменения: 7/20 км?
350 м

С одного участка собрали 200 кг моркови, а с другого 300 кг. Всю морковь разложили в мешки по 25 кг в каждом? Сколько мешков понадобилось?
(300+200):25=20 мешков

4 кг муки стоят 80 рублей. Килограмм гороха вдвое дешевле 1 килограмма муки. Рассчитай стоимость 5 кг гороха
50 рублей.
80:4=20 (руб)- стоит 1 кг муки
20:2=10 (руб) стоит 1 кг гороха
10*5 = 50 (руб.)

Получи из смешанного числа 4 неправильную дробь
37/8

Получи из смешанного числа 7 неправильную дробь
23/3

Грузовая машина вышла из посёлка в 7 ч и прибыла в город в 13 ч. За это время она прошла 240 км, двигаясь с одинаковой скоростью. С какой скоростью шла машина?
60 км/ч

13-7=6 час
240:6=60км/ч

Из двух городов, расстояние между которыми 320 км, одновременно навстречу друг другу выехали мотоциклист и велосипедист. Их встреча произошла через 4 часа. Скорость велосипедиста – 20 км/ч. Найти скорость мотоциклиста?
60км/ч
20*4=80, 320-80=240,240:4=60
Рациональнее,
320:4=80км/ч – скорость сближения или общая скорость
80-20=60 км/ч



Задания повышенной сложности для сильных команд
В Санкт-Петербург несколько рек. Длина Мойки составляет 5 км, а длина Фонтанки больше на 1/5 длины Мойки. Чему равна длина Фонтанки?
5000м:5=1000 м
5000+1000=6000м

Масса одного куриного яйца равна 50 г , что составляет 1/8 массы яйца императорского пингвина. На сколько граммов тяжелее яйцо пингвина, чем куриное?
50*8=400 г масса яйца пингвина
400-50=на 350 г

В Древней Руси число 10000 называли «тьма». «Тьма» составляла десятую часть «легиона». Чему был равен «легион»?
10000*10=100.000

Расстояние между сёлами – 36 км. Пешеход прошёл 2/9 этого расстояния. Какое расстояние прошёл пешеход?
36:9*2=8 км

В бочке помещается 100 л воды. Она наполнена на 7/10 своего объёма. Сколько литров воды в бочке?
100:10*7=70 л

Температура тела верблюда ночью равна 34 градуса Цельсия, что составляет 17/20 температуры его тела в дневную жару. Чему равна температура тела верблюда в жару?
37:17*20=40

У человека 32 зуба, что составляет 8/25 количества зубов в одной челюсти пиявки. А всего у пиявки 3 челюсти. Сколько всего зубов у пиявки?
32:8*25=100 зубов в 1 челюсти
100*3=300 зубов всего

Длительность урока равна 45 мин, что составляет 5/12 продолжительности полёта космонавта Ю.Гагарина. Сколько времени длился первый в мире космический полёт?

45:5*12=108 мин


Вопросы для игры «Математический брейн – ринг»

Вопросы
Ответы

Что называют процентом?
Процентом называют одну сотую часть числа.

Найти 1/7 от 49
49:7=7

1/4 от 128
128:4=32

1/6 от 48
48:6=8

Найди 5 % от 600?
600:100*5=30

1/5 от 165
165:5=33

1/3 от 117
117:3=39

1/6 от 84
84:6=14

1/7 от 168
168:7=24

1/12 от 144
144:12=12

Найди 15% от 2ц.
200кг/100*15=30 кг

Девочка съела 20 слив, что составило [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] всех купленныхслив. Сколько слив было собрано всего?
20/1*3=60 слив

Масса дыни 8 кг. Сколько кг в 3/4 дыни?
8:4*3=6кг

2/3 отрезка равны 10 см. Чему равен весь отрезок?
10:2*3=15 см

Мама купила 6 кг конфет. Витя сразу же съел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] всех конфет и ему стало плохо. После какого количества конфет у Вити разболелся живот?
6/3*2=4 кг

Сколько часов в 5/8 суток?
24:8*5=15 ч

Найди 20% от 1 км.  
1000:100*20=200 м

Сколько минут в 7/10 часа?
60:10*7=42 мин

600 учащихся - это 4/5 всей школы. Сколько всего учащихся учится в школе?
600:4*5=750

Туристы прошли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] часть маршрута, что составило 28 км. Сколько километров им еще осталось пройти?
28/1*5=140 км весь путь
140-28=112 км

Тамара гуляла 1 ч 30 мин.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] этого времени она играла с ребятами в прятки, а остальное время гуляла по парку.  Сколько времени Тамара гуляла по парку?
1ч30мин=90 мин-90/3=60мин

Найди 28% от 1 т  
1000:100*28=280кг

В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] всех кур. Сколько кур утащила лиса?
40:8*3=15 кур

В коробке было 18 пирожных. Съели [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] всех пирожных. Сколько пирожных осталось?
18-18/6=15 п.
2 способ 1/1/6=5/6 18/6*5=15 п

Найди 4% от 3т4ц
34ц=3400кг/100*4=136кг

Турист прошел 70% пути. Это составило 4200 м. Чему равен весь путь?
4200/70*100=6000 м

Папа потратил на подарки детям 2 т 400 рублей. Это составило 10% его зарплаты. Найди сумму папиной зарплаты.
2400/10*100=24000 рублей

Найди число, 50% которого равны произведению чисел 50 и 13
1300

Найди 10% от 20 минут.
60*20=1200сек:100*10=120сек=2 мин

Угадай ребус


Масса воды, выпиваемой женщиной за один глоток, равна 14 г, что составляет 7/10 массы воды, выпиваемой за один глоток мужчиной. Сколько воды выпил мужчина, сделавший 10 глотков?
14:7*10=20г
20*10=200г

В Королевстве Бутан издана книга о местной природе и культуре, ширина которой равна 1 м 5 дм. Это составляет 5/7 длины книги. Чему равна длина книги?
15дм:5*7=21 дм

В магазине за неделю купили 63 холодильника, что составило 7/10 количества холодильников, имевшихся на складе. Сколько холодильников осталось продать?
63:7*10=90 было на складе
90-63=17осталось


Заяц с черепахой бежали кросс. Черепаха проползла 3 м, что составило 5% всей дистанции. Сколько метров осталось проползти до финиша? 

300см:5*100=6000 см=60м-3м=57 м

Алиса упала в сказочный колодец и за 1 минуту пролетела 90 м. Какова глубина колодца, если за 1 минуту Алиса пролетела[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] всего расстояния?
90:3*4=120м

Семья ежей собрала 100 грибов. Самый маленький ёж собрал 5% всех грибов. Сколько грибов собрали остальные ежи? 
100-100/100*5=95грибов

Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Чтобы выполнить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] этой работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу?
6:3*5=10ч












Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 715