Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Где живет капелька
Конспект занятия « Где живет капелька?»
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив).
Материал: стаканчики с водой, кубики льда, термос, картинка - Капелька, картинки с изображением способов использования воды (8 шт.)
Ход занятия
1. Организационный момент (сюрпризный)
Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды (8 шт.). С обратной стороны мольберта спрятана картинка - Капелька.
Воспитатель: Поудобней садитесь,Не вертитесь, не крутитесь.Дети, ой, что утром было,Я же вам сказать забыла —Только в садик я зашла,Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),Плачет бедная, грустит,А потом мне говорит:«Дети кран закрыть забыли,И все капельки уплыли!»И сказала я в ответ:«Нет, таких детей здесь нет!Воду попусту не льем,Мы водичку бережем!»Капелька заулыбалась,И у нас в саду осталась
Сегодня дети я вам хочу рассказать сказку, которую мне рассказала капелька. Послушайте.
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье.
Затем ручей превратился в настоящую речку.
Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Однажды она очутилась в городе.
Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась.
Ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Люди привыкли к реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.
Шли годы. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. Однажды по реке прошел большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.
Совсем заболела река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей.
«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.
И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и березы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.
Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал:
«Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у нее прощения».
Попросили люди поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла.
Вернулась река в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием реки.
Вот такую сказку рассказала мне капелька о речке
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Дети. Да!
2. Проблемная ситуация
Воспитатель: Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде, зачем ее надо беречь. (Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них).
Воспитатель кратко подводит итог сказанному.
Затем предлагает детям прочитать стихотворения.)1. Вода везде — вода в стаканеИ в чайнике, и просто в кране.Когда водички вовсе нет —То и не сваришь ты обед.
2. Не могут рыбы без воды,Я не могу, не можешь ты.Давайте все вместе водичку беречь,И каждую капельку дружно стеречь.
3. Мы помогаем цветы поливать,И листья большие у них протирать.Еще наблюдаем, как лук наш растет,Как через корни водичку он пьет.Много всего узнаем каждый день,Нам все интересно — учиться не лень!
Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо! Вот видишь, Капелька, какие у нас добрые и бережливые дети. А сейчас подойдите, пожалуйста, все к столу. (Предлагает детям взять в руки по стакану с водой.)
Воспитатель: Как вы думаете, что в стаканах?
Дети. Вода.
Воспитатель: Давайте попробуем. Да, точно — вода. А какая она по вкусу? А можно ли ее сделать соленой? Как? А сладкой? Кислой? Цветной? (Ответы детей.)
Воспитатель проводит соответствующие опыты, добавляя в воду соль, сахар, краски.
Воспитатель: А теперь давайте послушаем песенку (предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель предлагает подойти к другому столу и каждому взять по кубику льда в руку.
Воспитатель: Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.)
- Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед — это что? (Ответы детей.)
- Правильно, лед это тоже вода, только твердая и вот посмотрите — термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.)
- Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды.
- Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей.) Значит, пар – это тоже вода.
Воспитатель: На этом наше познание и наблюдение о воде закончено.
3. Подведение итогов
Воспитатель: Кто у нас сегодня был в гостях? Что вы сегодня узнали? Как нужно относиться к воде?