Занятие по ознакомлению с окружающим миром Магнит в старшей группе
Цель: Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Формировать у дошкольников представления о неживой природе. Познакомить детей с магнитом и его свойствами. Развивать умственные способности, логическое мышление, самостоятельность. Учить детей проводить опыты. Дать возможность ощутить радость поиска наилучших решений. Учить делать выводы.
Материал: Магниты на каждого ребёнка, пластмассовые, деревянные, мягкие, металлические игрушки или предметы, алюминиевая и железная ложки, фигурки, скрепки, нить со скрепкой на конце, предметы с магнитным действием, карточки для игры.
Ход занятия: 1. Воспитатель предлагает детям открыть свою
научную лабораторию.
- Кто работает в научных лабораториях?
- Что делают научные сотрудники?
Я предлагаю назвать её – Детская Экспериментальная Научно-Игровая лаборатория.
- Почему детская?
- Экспериментальная Научно-Игровая, потому что мы будем проводить научные эксперименты в игре.
- Я буду старшим научным сотрудником, а вы – младшими научными сотрудниками.
- Прошу младших научных сотрудников занять свои рабочие места.
2.Сюрпризный момент. Приходит Почемучка. Приносит детям магнит.
Почемучка: Я вам принёс какой-то интересный камень. Я знаю, что он называется – магнит. Но я не знаю, для чего он нужен.
Вос-ль: Почемучка, ты попал в Детскую Экспериментальную Научно-Игровую Лабораторию. Мы приглашаем тебя поработать с нами. Здесь ты сможешь ответить на все интересующие тебя вопросы. Проходи, садись и трудись с нами.
У меня в руках магнит. Возьмите магнит в руки, потрогайте его. Какой магнит? (твёрдый, тяжёлый, гладкий). Что вы знаете о магните?
Сегодня мы будем изучать свойства магнита по плану:
1. Я буду задавать вопрос.
2. Вы пытаетесь ответить на него.
3. Вы будете проводить опыты.
4. Мы будем делать выводы.
Первый вопрос: Все ли предметы притягивает к себе магнит? Ответы детей.
Опыт:
У вас на столах предметы, сделанные из различных материалов. Проверьте каждый предмет и разделите их на группы. На одной тарелочке должны лежать предметы, которые притягивает к себе магнит. А на другой – предметы, которые магнит не притягивает. (На каждой тарелке по три предмета.)
Дети проводят опыт.
- Назовите предметы, которые не притягиваются магнитом. Из чего они сделаны?
- Какие предметы магнит притянул к себе?
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы.
Второй вопрос: Все ли металлические предметы притягиваются магнитом?
Ответы детей.
Опыт:
У вас две ложки: обе металлические. Одна ложка алюминиевая, другая – железная. Как определить, какая ложка алюминиевая? (она легче, светлее, может гнуться). Проверьте их.
- Какую ложку притянул магнит?
- Какая ложка магнитом не притянулась?
Вывод: Магнит притягивает к себе железные предметы.
Люди давно заметили, что между магнитом и железными предметами существует какая-то непонятная «привязанность». На некоторых языках магнит до сих пор называют «любящий камень».
Третий вопрос: (У воспитателя на столе фигурка, на ногах у неё скрепки. Вос-ль под столом проводит магнитом.) Почему движется фигурка?
Ответы детей.
Дети рассматривают фигурки и проводят свой опыт.
-Что двигало фигурку?
Вывод: При движении магнита движутся и металлические предметы.
Физминутка.
Раз – поднялся, потянулся,
Два – согнулся, разогнулся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик сесть опять.
Четвёртый вопрос: Может ли магнит поднять лист бумаги?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает провести такой опыт:
На нитке привязана скрепка. Растянуть нить. На скрепку положить листок бумаги. Свободный конец нити придержать левой рукой. В правой руке магнит. Попробовать поднять лист бумаги магнитом.
- Что получилось?
Вывод: Магнит может поднять лист бумаги, если под листом находится железный предмет.
Вопрос пятый: Где ещё используется магнит?
Ответы детей.
Опыт:
У вас на столах предметы. Обследуйте их, и объясните зачем они нужны. (У детей на столах разные предметы с магнитом: магнитные доски, удочки с рыбками, магниты на холодильник, сумочки для сотовых телефонов).
Рассказать о магнитной доске. На магнитной доске может писать только специальный карандаш. Рассмотрите его. Попробуйте написать им на листе бумаги. Получилось? Поверхность магнитной доски покрыта магнитной крошкой. Когда мы проводим карандашом с железным стержнем по магнитной доске, магнитная крошка притягивается к стержню, и на доске остаётся след.
Вывод: Магнит используют для игр, для рисования, для замков сумочек и кошельков, для украшения холодильника, в дверцах шкафов, для лучшего закрывания.
Вос-ль: Магнит широко используется в быту и промышленности. На заводах мощный магнит притягивает к себе тяжёлые металлические детали, которые затем переносит на нужное место.
3. Д\И «Что притягивает магнит». Воспитатель показывает карточку, дети хлопают, если предмет притягивается магнитом.
Два магнита могут притягиваться друг к другу, а могут и отталкивать друг друга. Об этом свойстве магнита вы узнаете, когда будете учиться в школе.
Стихотворение.
Волшебником слывёт не даром
Обыкновенный наш магнит.
Он обладает интересным даром,
Железные предметы он манит.
- Понравилось ли вам работать в научной лаборатории?
- Что нового вы узнали о магните?
- Почемучка, а ты нашёл ответы на свои вопросы?
Мне понравилось, как вы работали, как умело проводили опыты, были догадливы.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: «Игры - забавы с магнитом».
Воспитатель: Геслер М.В.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415