Зачетное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы»
Зачетное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы»
Ирина Щетинина Зачетное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы»
Цель: познакомить детей с бытовыми приборами и правилами безопасности при пользовании ими, дать элементарные представления об истории обычных вещей. Учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать; расширять представления детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, закрепить правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.
Материал: пластмассовые палочки, мелко нарезанная бумага (конфетти, сюжетные картинки, музыкальный центр, квадратик шерстяной ткани.Формы и методы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети входят в группу с воспитателем, встают полукругом.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Сегодня утром придя на работу, я увидела, что на пороге лежит письмо. А на нем наш адрес: с. Каштановое, детский сад «Солнышко» группа «Пчелка». Давайте его прочитаем и узнаем от кого это письмо?
Текст письма: Здравствуйте дети, мы ребята из старшей группы детского сада «Росинка». Передаем вам привет и наше письмо. Мы побывали в мире необычных вещей и узнали много нового и интересного. О том, что мы узнали, предлагаем вам отгадать.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это… .(электричество). Предлагаем вам тоже познакомиться с «волшебным» электричеством.
Воспитатель: - Улыбнитесь! Ребята, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня на занятии вам поможет сообразительность и смекалка. Ведь мы сегодня узнаем много нового и интересного об электричестве. Согласны? Скажите мне пожалуйста, вы все любите сказки? Давайте с вами вместе вспомним одну сказочную героиню:
Она не боится работы,
Красива и очень мила.
Все время в трудах и заботах.
У мачехи злобной была.
Но крестная фея однажды
На бал ей попасть помогла.
Там принца она повстречала
Но туфельку там потеряла. (Золушка)
Показ картинки про Золушку.
Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожаленью не знаю.
Не справиться Золушке с тяжкой работой,
А на бал во дворец оказаться охота.
Никто не оценит стараний бедняжки!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую фею.
Воспитатель: - Ребята, как помочь Золушке? Что поможет Золушке быстрее справиться с тяжелой работой?
Дети: - электрический чайник, пылесос, холодильник, стиральная машина, кофемолка.
Воспитатель: - А как мы можем назвать эти предметы, одним словом?
Дети: - Электроприборы.
Воспитатель: - Правильно! Электроприборы или бытовые электрические приборы.
Показ картинки с электроприборами
Воспитатель: - Да, действительно, электрические приборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Вот и Золушке помогут электроприборы. А какие и как они работают, вы узнаете, отгадав загадки:
«Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот, нос,
Коврик чистит … .(пылесос) » Выставляется картинка пылесоса.
«Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг Имя у него… .(утюг) » Выставляется картинка утюга.
«Пыхтел, сопел
Нам песни пел
И щелк- вскипел (электрочайник) » Выставляется картинка чайника.
«Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке. (швейная машинка) » Выставляется картинка швейной машинки.
«Белый шкаф стоит в углу,
В нашей кухне на полу.
В нем морозно даже летом
Кто мне скажет: что же это? (холодильник) » Выставляется картинка холодильника.
Воспитатель: - Ребята, а если бы эти все приборы были у Золушки, успела бы она на бал? (предположительные ответы детей)
Воспитатель: - А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться?
Дети: - Электричество, электрический ток.
Воспитатель: - А откуда берется электричество? (ответы детей)
Выставляю картинку электростанции
Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу.
Золушка справилась со всеми поручениями злобной мачехи и отправилась на бал. Давайте ребята вместе с вами потанцуем.
(звучит песня «Добрый жук» из кинофильма «Золушка», автор Е. Шварц)
Воспитатель: - Знаете ребята, а ведь не всегда электроприборы были такие, какими вы привыкли их видеть каждый день. Давайте с вами поиграем в игру: «Что было, что есть» Я буду показывать вам рисунки, а вы назовите предмет, который заменил его в настоящее время.
(дети на картинках видят старинные бытовые предметы и называют, предмет, который заменил его в настоящем) .1. Свеча – настольная лампа
2. Веник – пылесос
3. Печка – электроплита
4. Корыто – стиральная машина
5. Веер – вентилятор.
Да, посмотрите, сколько бытовой техники усовершенствовал человек с помощью электричества. Электричество – это великое открытие. Учены научились получать электрический ток около 200 лет назад. Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества. Человеку помогают компьютеры, станки, роботы.
А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.
Я приглашаю вас в страну волшебных предметов, где мы научимся ловить электричество. (Дети подходят к воспитателю) .Чтобы попасть в эту страну надо закрыть глаза, сосчитать до десяти и обратно. (Дети выполняют, звучит музыка) .Воспитатель: - Вот мы и в волшебной стране!
Экспериментальная деятельность:
1 опыт. «Волшебники»
Воспитатель: - Сейчас мы с вами попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге – конфетти, цветным маленьким бабочкам. Что вы видите?
Дети: - Ничего не происходит, бумага лежит на тарелочке.
Воспитатель: - А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать наших бабочек. Возьмите и натрите палочку о кусочек шерстяной ткани. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему?
Вывод: электричество живет и в одежде
2 опыт. «Неопасное электричество»
Воспитатель: - Ребята, у меня в руках наши настенные часы, но они не ходят, Почему?
Дети: - Там нет батарейки.
Воспитатель: - Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему?
Дети: - Правильно вставили батарейки.
Воспитатель: - Когда мы вставили батарейки, через часы пошел электрический ток, и они заработали.
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество.
Воспитатель: - В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество?
Дети:- В игрушках, в пульте от телевизора.
Воспитатель: - Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глазки, представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
Заключительная беседа о безопасном обращении с электричеством.
Воспитатель: - Ребята, электричество- наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята? (предположительные ответы детей). Чтобы закрепить правила пользования электроприборами я предлагаю вам поиграть в игру «Можно – нельзя»
Я прошу детей, если это, что я назову делать можно, то они хлопают в ладоши, а, если – нельзя, то они присаживаются на корточки.
• Засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно электрические предметы (нельзя) .• Включать настольную лампу (можно) .• Касаться руками оголенных проводов (нельзя) .• Включать электрочайник (можно) .• Прикасаться к включенным электропроводам мокрыми руками (нельзя) .• Оставлять включенные электроприборы без присмотра (нельзя) .• Пользоваться неисправными приборами (нельзя)
• Включать свет в комнате (можно) .• Вставлять много приборов в одну розетку (нельзя) .• Включать самостоятельно электроплиту (нельзя) .По ходу объясняю - почему нельзя!
Подведение итогов.
- С чем мы сегодня познакомились на занятии (с электричеством)
- Где «живет» электричество?
- Электричество – наш друг или враг?
Молодцы ребята. Вы сегодня были очень внимательны.