Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме Строение тела человека
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема урока: «Строение тела человека»
Цели педагогической деятельности: формировать представление о внешнем и внутреннем строении тела человека; расширить представление о строении и основных функциях организма человека.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся называть и показывать внешние части тела человека; определять основные системы органов человека, их роль в организме; соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметные: регулятивные – осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результатам и способу действия; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; решать практические задачи с помощью наблюдения.
Личностные: раскрывать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; определять личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми.
Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы: презентация; тест для обучающихся; для опытов: поролоновая губка, литровая банка с водой, воздушный шарик, веревка.
Ход урока.
Мотивация учащихся.
- Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока. А сейчас наш урок можно назвать так: «Про себя самого»
- Именно так называется книга писателя Алексея Дорохова (демонстрация книги). Читал ли кто-нибудь её? Я советую вам обязательно прочитать эту книгу.
2. Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения.
- Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови».
Я буду показывать силуэты различных животных, а вы называть кто это? (3 слайд) картинки
Проблемно – диалогическая беседа.
- Как вам удавалось узнать то или иное животное, по каким признакам узнали человека? (по внешнему строению тела)
- Сейчас я вам предлагаю рассмотреть ещё одну картинку. (1 слайд)
- Что вы видите? (дом)
- Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна и т.д.)
- То, что мы видим снаружи это внешнее строение дома.
- Как выдумаете, что находится внутри дома? (мебель, техника, посуда и т. д.) (2 слайд)
- То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома.
Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее. (на доске таблица)
строение
внешнее внутреннее
Сообщение целей урока.
- Вот сегодня на уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строении тела человека. (3 слайд)
5. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания.
Работа в паре по учебнику с. 4-5
- Что изображено на с.4? (внешнее строение)
- Что изображено на с.5?(внутреннее строение)
6. Внешнее строение человека.
- Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи. (высказывания детей)
- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: (4 слайд)
- Как назвать по-другому руки и ноги? (верхние конечности)
- Как одним словом назвать грудь, живот и спину? (туловище)
7. Внутреннее строение тела.
- Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. (высказывания детей) (5 слайд)
- Тело человека внутри состоит из органов. Более подробно о них нам может рассказать наш учебник с.6-7.
1.Мозг.
(дети читают вслух материал учебника) (6 слайд)
(рассказ учителя)
- Действительно мозг управляет работой всего организма. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Вы без труда вспомните, где были вчера, и представите себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг-главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг.
- В какой части тела располагается этот орган? ( в голове) макет
2. Лёгкие.
- головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим.
- Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.
- Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.
- Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. (7 слайд)
(дети читают вслух материал учебника)
(учитель проводит опыты)
- У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются.
- Полтонны – это 500кг или 500 таких банок. (показ. литровую банку с водой)
- В какой части тела расположены лёгкие? (в груди) макет
3.Сердце.
- Скажите, как узнают, жив человек или умер?
- Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце. (8 слайд) Где оно находится?(в груди в левой части) макет
- Приложите ладонь к сердцу.
(дети читают материал учебника)
4.Желудок.
- Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед?
- Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».
- Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок. (9 слайд)
(опыт) Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.
-Где находится желудок? (в верхней части живота, под рёбрами) макет
- Почему надо хорошо прожёвывать пищу, а не проглатывать большими кусками?
(дети читают материал учебника)
5.Кишечник.
- Но куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше?
(дети читают материал учебника) (10 слайд)
(опыт) Кишечник тянется почти на 8 метров.(показ. верёвка длиной 8 метров)
- Где расположен кишечник? макет
6. Печень.
- на этом можно было бы закончить разговор о «Внутренней кухни» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка – печени. (11 слайд)
(дети читают материал учебника)
- Печень живёт с правой стороны от желудка в верхней части живота.
макет
Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.
(12 слайд) Тело человека сложно устроено. Различают внешнее и внутреннее строение тела. Все части тела работают согласованно, слаженно.
8.Физминутка.
Поднимите верхние конечности вверх, потянитесь.
Погладьте себя по голове.
Обхватите ладонями шею.
Слегка похлопайте себя по груди.
Почешите себе спину.
Погладьте себе живот.
Вытяните в сторону правую нижнюю конечность и слегка потрясите ею. Теперь в сторону вытяните левую верхнюю конечность и тоже потрясите ею. Поднимите руки вверх, потянитесь, выдохните. Садитесь.
9. Обобщение и систематизация полученных знаний.
1)Проверь себя. (13 слайд)
2) работа с тестом.
3) задание в рабочей тетради стр.3 №1.
10. Проверка и оценивание.
1) проверяет компьютер.
2) взаимопроверка с помощью презентации.
- Оцените свои знания сами.
11. Итог урока.
- Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна? ( Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!)
- о том, как правильно следить за своим здоровьем мы поговорим на следующем уроке.
12.Домашнее задание.
- Разгадать кроссворд в рабочей тетради с.3 №2.
- Составить свой режим дня.
13. Рефлексия
- Ребята, нарисуйте своё настроение в конце урока.
15