Конспеки урока окружающего мира во 2 классе по теме«Строение тела человека: внешнее и внутреннее»
МБОУ Лежневская СОШ № 10
Ивановская область Лежневский район
п. Лежнево пл. Советская, д. 15
Конспект урока окружающий мир
во 2 классе на тему: «Строение тела человека: внешнее и внутреннее »
Педагог: Дементьева Марина Николаевна
Тип урока: изучение нового материала.
Урок построен в ТРКМ.
Цель: формировать первоначальные представления детей о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека, научить определять на своем теле места расположения внутренних органов.
Задачи:
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: умение определять и высказывать самые простые , общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
- коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе.
- познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать по заданным основаниям объекты.
- регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, планировать деятельность с помощью учителя.
Оборудование и технические средства обучения: Проектор, ИД, презентация в программе Smart Notebook, инвентарь для проведения опыта (сосуд с физ.раствором, белок яйца), су-джоки индивидуальные.
Наглядные пособия: макет внутренних органов человека, макет лёгких – модель Дондерса, верёвка - 8 м.
Ключевые слова: строение тела человека, внешнее, внутреннее.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник. Окружающий мир. 2 класс. Ч. 2 с. 4-7. карточки-задания, Толковый словарь Ожегова, светофоры-сигналы для обратной связи.
Автор учебника: А.А.Плешаков.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая работа.
Технологическая карта урока.
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Примечания
Слайд 2.
ВЫЗОВ
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин.).
-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
-Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.
-И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
-Давайте пожелаем здоровья друг другу и всем, кто находится в нашем классе и скажем: «Здравствуйте!»
- Сегодня мы начинаем работу по 2-й части учебника. Откройте учебник и прочитайте, о чем пойдет речь?
- О чем будет идти речь в этой части учебника?
-Как связаны здоровье и безопасность?
-А что значит слово «здоровье»?
- Вот какое определение дано в «Толковом словаре».
Чтение учителем определения из Толкового словаря.
-Зачем нам нужны знания о здоровье?
Хотели бы вы узнать побольше о своем здоровье?
– Прочитайте девиз нашего урока.
(Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».)
– Значит, мы сегодня на уроке будем
-«Здравствуйте!»
Дети открывают учебник и читают название раздела и краткое его содержание.
- О здоровье и безопасности человека.
- От безопасности зависит здоровье.
- Ответы детей.
- Чтобы не болеть; долго жить и др.
- Да.
– «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
– Открываем новое знание.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
(9 мин.).
– Наш урок можно назвать «Про самого себя» Именно так называется книга писателя Алексея Дорохова. Читали вы эту книгу? Советую обязательно прочитать. Сегодня мы с вами начинаем изучать самого себя, т е. - человека.
-Знаете ли вы, из чего состоит человек?
(Прием «Корзина идей»)
-Подумайте и запишите свое мнение на листочках.
Индивидуальная работа ( 1 мин).
Обсуждение в парах (1 мин) .
Дети подчеркивают похожие или одинаковые записи.
«Сброс идей в корзину»
- Каждая пара поочередно должна назвать одно из выписанных выражений. Вы не должны повторять, что уже было сказано другими.
Учитель записывает ответы детей на доске.
Тело человека состоит из _______
- На какие две группы можно разделить все перечисленное?
(Дети цветом (зеленым и красным) на доске показывают вариант деления на группы)
- По какому принципу вы выполнили деление на группы?
На доске:
СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ
- Вот мы и подошли к теме урока. Кто сможет ее сформулировать?
-Давайте уточним тему урока. Откройте учебник на с. 4.и прочитайте.
«Строение тела человека» .
- Посмотрите на доску: какие новые понятия появились?
– Итак, наша тема объединяет три понятия: строение тела человека, «внешнее», «внутреннее».
- Какая же цель перед нами стоит?
- Да.
- Дети записывают свои предположения на листочках.
- Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные, вырабатывают вариант ответа
- Рук, ног, головы, туловища, сердца, печени, спины, ушей, волос и т.д.
- Внешнее строение и внутреннее строение.
- Внешнее и внутреннее строение тела человека.
- «Внешнее» и «внутреннее».
-Выяснить, что значит- «внешнее» и «внутреннее» строение.
Слайд 3.
ОСМЫСЛЕНИЕ
Слайд 5.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 13.
III. Открытие нового знания (25 мин.).
IV.Применение нового знания.
( 3 мин)
– Прочитайте и выполните в паре задание № 1 на с.4.Работая, сделайте пометы: «+» - это мне известно, «V» - новое для меня, «?»- вопрос.
– Что нового вы узнали, выполняя задание?
- Какие же части тела есть у человека?
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА
- Покажите их (слайд на ИД)
Учитель обращает внимание детей на запись на доске и просит исправить запись (если это нужно).
- О каком строение тела человека мы сейчас говорили?
САМООЦЕНКА
-А сейчас оцените свои знания. Если вы поняли внешнее строение тела человека, поднимите зеленый фонарик; если что – то не понятно - жёлтый, а если ничего не поняли, то красный.
Учитель обращается к записи на доске.
- Что теперь нам нужно сделать?
- А что находится внутри?
Каждый из них имеет свою форму, свое строение и каждый из них выполняет свою работу.
- Положите руку на грудь и давайте глубоко вдохнем воздух и выдохнем. Что вы заметили?
- Почему?
- Что вы знаете про легкие?
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
– Найдите и прочитайте на с. 6 учебника в статье информацию про легкие.
Чтение текста с маркировкой «Инсерт»
«*»- уже знал;«+»- новая информация;«?» - не понял.
ПРОВЕРКА.
- Какие вопросы?
- Что нового для себя вы узнали?
Показ видео фрагмента ( как дышат легкие)
-Можно и самим смастерить модель легких и показать младшим ребятам механизм работы этого органа.
Демонстрация модели легких.
- Кто сможет показать на макете, где у человека находятся легкие.
-Чтобы наши легкие были крепкими и здоровыми мы выполним с вами упражнения на дыхание.
ФИЗМИНУТКА НА ДЫХАНИЕ
(по методу А. Стрельниковой )
«Кошка» и «Насос» 1-2 мин.
- Сожмите кулак и посмотри на него. Вы знаете, какой орган по размеру чуть больше твоего кулака? Это сердце. Послушаем, как работает сердце. Положите руку на верхнюю часть слева в груди. Послушайте: тук-тук, тук-тук. Что вам известно про сердце?
-Прочитайте в учебнике на с. 6 про сердце, делая на полях пометы.
ПРОВЕРКА.
-Что не поняли?
- Что нового вы узнали?
-Сердце перекачивает 10 тыс. литров крови, это целая цистерна, а весит оно всего 300 граммов.
-Покажите на макете где расположено сердце.
Показ видеофрагмента «Работа сердца»
- Ты прибежал домой из школы и сел обедать. Мама поставила перед тобой тарелку с фаршем и горсть сырого риса. Ты же просишь ее приготовить настоящий обед. Вот так и организм будет готовить для тебя еду. Какие органы ему в этом помогут? Конечно, желудок и кишечник и печень.
- Что вам известно про эти органы?
- Покажите, где у нас находится желудок, кишечник и печень?
- Покажите на макете.
- Прочитайте в учебнике про эти органы, делая пометы на полях.
«*»- уже знал;«+»- новая информация;«?» - не понял.
ПРОВЕРКА.
-Какие возникли вопросы?
-Что нового вы узнали о желудке? О кишечнике? О печени?
-Давайте попытаемся наглядно представить, что происходит с пищей в нашем желудке.
Учитель демонстрирует ОПЫТ.
(переваривание пищи)
Учитель берет веревку длиной 8 метров. Просит ученика растянуть ее по классу.
- Вот такой же длины кишечник у взрослого человека. Только он плотно уложен в полости живота. Какой длинный путь проделывает пища, пока превратится в прозрачный раствор.
- Важны ли для нашего организма эти органы? Почему?
- Ребята. А какой орган управляет работой и нашего тела и всех органов в нашем организме?
- А где он находится?
- Поэтому он и называется головной мозг.
- Прочитайте, как о нем написано в учебнике.
- С чем сравнивается головной мозг? Почему?
ФИЗМИНУТКА.
(Динамическая с су-джоками (шариками)).
Учитель обращает внимание на запись на доске.
СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
ВНЕШНЕЕ ВНУТРЕННЕЕ
- Что относится к внутреннему строению человека? (дети стирают ненужные варианты ответов на доске и дополняют устно недостающие)
- Давайте проверим, как вы это поняли и запомнили.
Работа в паре.
КАРТОЧКА (ВНУТРЕННЕЕ СРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА)
(У доски 2 ученика работают с тем же заданием.)
ПРОВЕРКА РАБОТЫ У ДОСКИ И ПАР.
САМООЦЕНКА
- А сейчас оцените свои знания. Если вы поняли внутреннее строение тела человека, поднимите зеленый фонарик; если что – то не понятно - жёлтый, а если ничего не поняли, то красный.
-Итак, мы подробно рассмотрели строение тела человека?
Какие у вас есть вопросы?
Сейчас мы проверим, как хорошо вы поняли тему урока.
Вам нужно угадать, о чем идет речь. Работать вы будете в группах (карточка 2)
1. «Командный пункт» тела человека.
2. «Дыхательный аппарат» похожий на две губки.
3. Неутомимый мотор, заставляющий кровь обегать все тело
4. Главное отделение внутренней кухни человека.
5. «Извилистый коридор», в котором переваривается пища.
САМОПРОВЕРКА (с доски)
САМООЦЕНКА
- А сейчас оцените свои знания (дети показывают сигналы - фонарики).
Работают самостоятельно, ставят «+» , «V» , «?» на полях учебника..
- Ответы детей.
Ученики выходят к доске и расставляют нужные таблички с частями тела. (ИД)
-- О «внешнем» строении.
Дети показывают сигналы.
- Изучить внутреннее строение.
-Органы.
- Рука то поднимается, то опускается.
- Это работают легкие.
- Ответы детей.
Индивидуальная работа.
Ответы детей
- Ученик выходит к макету и пытается показать легкие.
- Дети выполняют движения физ.минутки под руководством учителя.
- Ответы детей.
- Ответы детей.
.
Дети объясняют, как работает желудок, кишечник и печень.
- Ответы детей.
.
- Ответы детей.
- Мозг.
- В голове.
- Дети читают самостоятельно.
- С «командным пунктом».
Дети удаляют ненужные варианты ответов на доске и дополняют устно недостающие)
У доски 2 ученика работают с тем же заданием.
Дети сравнивают свою работу с работой ребят у доски и если нужно делают исправления.
- Дети выполняют задание, заполняют «кроссворд».
-
- Дети сравнивают свою работу с эталоном.
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
IV. Рефлексия учебной деятельности
(8 мин.).
– Какая была тема урока?
– Какое новое знание открыли?
-Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Как?
-Напишем СИНКВЕЙН про один из органов. (совместно с учителем)
МозгЗдоровый, главный.Думает, работает, заботится.Очень важен для человека.Командир.
– Строение тела человека.
– Что строение тела человека бывает «внешнее» и «внутреннее».
- Ответы детей.
Дети предлагают варианты, учитель открывает заготовку на доске.
V. Домашнее задание
(1 мин.).
– Просмотрите на доску.
– Я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание из предложенных ( записаны на доске).
1. Р/т с. 4-5 № 3 -4
2.Придумать синквейн про один из внутренних органов.
3. Написать советы для одноклассников, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.
САМООЦЕНКА
- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы поняли тему урока, поднимите зеленый фонарик; если что – то не понятно - жёлтый, а если ничего не поняли, то красный.
-Чью работу на уроке вы бы хотели особо отметить?
-Вы все работали хорошо. Спасибо за урок!
Слушают задание.
- Дети называют имена ребят и все хлопают им.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15