Презентация к уроку окружающего мира по теме: Кладовые Земли (3 класс)
Конспект урока по теме «Кладовые Земли»
Класс: 3
УМК: «Перспектива»
Основное содержание темы: изучение полезных ископаемых, использование их человеком.
Термины и понятия: природный газ, гранит, горные породы, жидкость, карьер, месторождение, минералы, минеральные соли, полезные ископаемые, скважина, каменный уголь, нефть, известняк, шахта.
Цель урока: познакомить с многообразием полезных ископаемых, раскрыть их роль в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Стимулировать:
интерес к природным богатствам;
Актуализировать знания о веществах, о земле.
Ввести понятия «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение». Научить:
раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», полезные ископаемые», «месторождение» и использовать их в активном словаре;
различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение
определять значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;
рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;
выполнять исследование и оформлять вывод;
производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых;
Планируемые результаты:
Личностные умения:
проявлять бережное отношение к природным богатствам.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение» и использовать их в активном словаре;
различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение;
определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
выполнять самоооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Предметные умения:
рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;
наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых;
Организация образовательного пространства:
Оборудование:
Ноутбук учителя;
Проектор;
Интерактивная доска;
Документ-камера;
Цифровой микроскоп;
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3). Использование интерактивной доски.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
- Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4). Интерактивная доска.
- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
III. Учебно-познавательная деятельность.
1. Работа в малых группах. Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд 5). Интерактивная доска.
- Рассмотрите слайд. Дайте определение, что такое полезные ископаемые.
Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд 6). Интерактивная доска.
2. Работа по учебнику. С.70-71
-Найдите значение слова «минералы». (Природные вещества.)
-Найдите значение выражения «горные породы». (Природное соединение одного или нескольких минералов.)
-Назовите минералы. (Полевой шпат, кварц, слюда.)
-Назовите горные породы. (Песок, глина, гранит, мел, мрамор)
-Можно ли утверждать, что горные породы встречаются только в горах? Обоснуйте своё мнение.
3. Сообщение учителя о граните.
Слово «гранит» произошло от латинского слова «гранула» зерно. Гранит смесь веществ.
- Давайте рассмотрим образец гранита. Цифровой микроскоп.
- Определите, какого цвета гранит и из чего состоит?
Черные зерна – слюда, белые, блестящие – кварц, серые или розовые – шпат.
Гранит – очень прочный материал, и он применяется для строительства особо прочных сооружений.
- Посмотрите на слайды, где используется гранит (Слайд 7) Интерактивная доска.
4. Практическая работа. Каменный уголь.
- Рассмотрим образец каменного угля. Цифровой микроскоп.
- Какого цвета каменный уголь?
- Проведем небольшие опыты с каменным углем. (Опыты демонстрируются с помощью документ-камеры).
А) Поломайте руками каменный уголь. Что происходит? (Вывод: каменный уголь твердый)
Б) Ударим по куску угля, завернутому в бумагу. Раскололся уголь? (Вывод: хрупкий)
В) Попробуем растворить в воде. Что произошло? (Вывод: в воде не растворяется)
Г) Попробуем поджечь кусочек угля. Что происходит? (Вывод: каменный уголь горит)
5. Работа по учебнику. С. 72-73
- Назовите твёрдые полезные ископаемые. (Каменная соль, железная руда, каменный уголь.)
- Назовите жидкие и газообразные полезные ископаемые. (Нефть, природный газ.)
- Расскажите об использовании полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.
Сообщение учителя
- Большинство полезных ископаемых находится в земле (песок, глина), поэтому для них строят шахты, рудники. Полезные ископаемые добывают и карьерным способом.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
- Посмотрите на слайды, как добывают каменный уголь.
Каменный уголь в основном залегает под землей. Для того, чтобы его добыть приходиться рыть глубокие колодцы – шахты, и добывать его под землей. Специальный лифт (клеть) опускает людей. Шахтеры отбойными молотками добывают каменный уголь, загружают его в вагонетки. Специальный лифт поднимает полезные ископаемые. Шахты бывает глубокие, до 2 км. Работа в шахте опасна: обвалы, взрыв газов, затопление водой.
(Слайд 8-9). Интерактивная доска.
- Объясните значение слова «месторождение».
- Верно ли, что все полезные ископаемые добывают из глубин земли? Обоснуйте своё мнение.
- Посмотрите на карту России. Найдите на ней месторождения каменного угла, нефти, природного газа. (Используется документ-камеры и атлас «Мир и человек»)
IV. Интеллектуально- преобразовательная деятельность.
Рабочая тетрадь, с. 49, № 3, с взаимопроверкой.
Подберите к названию соответствующее изображение полезного ископаемого, используя приложение. (Проверка проводится с помощью документ-камеры)
V. Диагностика качества освоения темы.
Тестирование. (Используется система PROClass).
1. Отгадайте загадку.
Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
А) каменный уголь В) гранит С) песок
2. Отгадайте загадку.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже
А) глина В) каменная соль С) песок
3. Отгадайте загадку.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
А) природный газ В) каменный уголь С) каменная соль
4. Найдите жидкое полезное ископаемое.
А) природный газ В) нефть С) гранит
5. Найдите горючее полезное ископаемое.
А) песок В) каменный уголь С) железная руда
6. Полезными ископаемыми называют
А) горные породы Земли.
Б) горные породы, которые добывают из глубины земли и используют для нужд человека.
7. Месторождения – это
А) места залегания полезных ископаемых;
Б) место, где добывают полезные ископаемые.
8. Как нужно относиться к полезным ископаемым?
А) экономно;
В) бережно и экономно;
С) уничтожать.
VI. Рефлексивная деятельность.
Дополните фразу, записанную на доске. (Слайд 10) Интерактивная доска.
Сегодня я узнал .
Мне понравилось на уроке .
Мне захотелось ..
Я выполнял задания
Я понял, что
Домашнее задание. Слайд 11. Интерактивная доска.
- Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Самарской области.
- Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
15