Конспект упрка «Фольклор народная песня»
Конспект урока музыки 1-й класс
Тема: «Фольклор. Народная песня»
Тип урока: Интегрированный
Методы: наглядные словесные
Технология: развивающая технология, ценностно ориентированная ( ценность знаний); технология деятельностного подхода, здоровье сберегающая технология
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная
Цель формировать у учащихся умение отличать народную песню от авторской
Задачи
Образовательные:
Познакомить с разнообразием жанров народного творчества
Создать условия для развития творческих способностей
Раскрыть связь между жанрами народного творчество и фольклора
Развивающие:
Развивать музыкально-творческие способности
Развивать умения ориентироваться в информационном материале:
развивать личностные качества ( мышления, внимания, общение, музыкально-художественное восприятие)
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к русской культуре
Воспитывать в процессе музыкального восприятия и исполнения народной песни и авторской нравственные позиции, общекультурной и гражданской идентичности
Воспитывать любознательность, вежливость, чувство товарищества
Планируемые результаты:
Предметные
-научиться и слушать понимать авторскую и народную песню;
- иметь представление о колыбельной песне;
- уметь работать с музыкальным словарём, фоно-христоматией;
- уметь находить отличительные признаки народной песни
Метапредметные
Регулятивные
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-умение овладевать способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- освоение умения понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
-умение контролировать и анализировать свои действия, умение анализировать свою работу на уроке;
- освоение начальных форм личностной рефлексии; оценивать совместно с учителем результат своих действий
ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ :
- Интерес к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя
- Находит и различает жанры народного творчества, характер и настроение колыбельной песни
-Умеет правильно исполнять и узнавать народные песни, авторские
- Отличает авторскую песню от народной
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- принимать участие в работе группами и парами;
- освоение и использование речевых средств;
- умение делать вывод, умение договориться в совместной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ
- овладение способностью самостоятельно мыслить;
-овладение установкой на здоровый образ жизни;
-разрядка и подготовка к дальнейшей работе;
-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками
- умение строить продуктивное взаимодействие в паре
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Характеристика деятельности обучающихся
Форимруемые УУД
Организационный момент
Постановка учебной задачи
Планирование деятельности.
(модельный план)
Актуализация
Вход в класс под РНП «Все мы песни перепели»
-Ребята, вы видите у нас на уроке
сегодня гости, они хотят с вами познакомиться. Давайте поприветствуем наших гостей.
Вы знаете, что гость многое замечает.
Чтобы наш урок доставил всем удовольствие, нужно быть внимательными, уметь мыслить, говорить, слушать.
Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.
Начинаем работать.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
( загадка, считалка, скороговорка). Как это можно назвать одним словом?
Да, это жанры устного народного творчества
Как вы думаете, всё ли вам известно о народном творчестве?
Какую же учебную задачу мы можем перед собой сегодня поставить?
А хорошо ли мы умеем различать жанры народного творчества?
Какова же вторая учебная задача?
А как мы можем это узнавать?
Открытия мы сегодня будем совершать не только в литературе но и в музыке
А почему мы так много времени уделяем народному творчеству?
Обобщение
- Народное творчество – это история нашего государства, его культура
Поэтому, мы можем поставить ещё одну задачу - установить: какая связь существует между народными произведениями и авторскими
.
О народных произведениях А.С. Пушкин говорил так:
«Что за роскошь!
Что за смысл!
Какой толк в каждом слове!
Что за золото!» (А.С.Пушкин)
Дети настраиваются на работу
-
Узнать новое о жанрах народного творчества.
Учиться различать жанры народного творчества по их характерным признакам
обсуждать в парах, в группах,
прочитать в книге
.
.
Личностные
Подготовка к дальнейшей работе;
Регулятивные .
Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Рефлексивный контроль
Регулятивные
Определять цель выполнения заданий на уроке
Целеполагание
Регулятивные УУД.
Планирование
Модельный план.
Познавательные
Ориентироваться в учебнике: определять умения которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
Преобразование информации.
Повторение
Интерактивная проверка.
Оценочная деятельность.
Формирование адекватной самооценки
Формирование умения задавать вопросы
- И так, мы отправляемся открывать новое.
- Чтобы открывать новое, надо вспомнить уже известное.
- Подумайте, умеете ли вы различать уже известные жанры устного народного творчества.
- Оцените себя по этому критерию на волшебной линеечке.
Отложите линеечки в сторону и приступим к работе.
-Я предлагаю вам поработать в группах.
Назовите правила работы в группе.
-
Прочитайте тексты на белых листочках, разгруппируйте эти тексты по жанрам народного творчества. Названия жанров напечатаны на цветных листочках.
Что нужно было сделать?
Проверим работу по образцу:
Каждая группа текстов появляется на доске последовательно, по мере ответов детей.
- Прочитайте тексты. У кого они так объединены? Какой это жанр?
- Объясните, как вы узнали, что это загадки;
- Прочитайте другую группу текстов (доказательство)
- Прочитайте третью группу (доказательство)
- Можно ли узнать каждый жанр по определённым признакам?
Обобщение:
У каждого жанра есть
Задача жанра
Особое содержание
- Возьмите волшебные линеечки и отметьте свой уровень выполнения работы по критерию
«умение различать жанры устного народного творчества» после проверки.
- у кого из вас вторая оценка совпала с первой?
- у кого она оказалась выше первой? Как вы думаете, почему у вас так получилось?
- ребята, что бы вы посоветовали этой группе детей?
- у кого вторая оценка оказалась ниже первой? - Над чем надо поработать, чтобы не было ошибок?
Нет ли у вас вопросов по выполнению работы?
(Все ли тексты вы разгруппировали7 Почему?)
Поднимите руку, у кого остался «лишний текст»?
Прочитайте этот текст.
Баю-бай, баю-бай,Ты, собачка, не лай,Белолапа не скули,Нашу Лену не будиА ты, доченька, усни.Крепкий сон к тебе приди.А – а – а!
Как вы думаете, что же это?
Какую подсказку вы для себя нашли в этом тексте?
- А вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?
Да, пели её мамы, бабушки, порой меняя слова. Мы знаем варианты этой песни:
Баю-бай, баю-бай,Ты, собачка, не лай,Белолапа не скули,Нашу Лену не буди. Тёмной ноченькой не спится, Наша Леночка боится.
Можно ли назвать эту песню народной?
Правила работы в группе.
Говорить спокойно, не мешать другим группам.
Уметь слушать и слышать своих товарищей.
Уметь отстаивать свою точку зрения.
Уметь принимать точку зрения другого.
Работают по группам. Разгруппировывают тексты по жанрам народного творчества
:
Разгруппировать тексты по жанрам народного творчества.
Объясняют, почему так распределили группы.
Делают вывод:
Были неуверенны в своих силах.
Быть смелее.
Есть. К какой группе отнести ещё один текст?
Нет.
Один текст не подходит ни к одному из жанров.
Это песня.
Слова «баю-бай»
Мама , возле кроватки..
Прогностическая оценка
Коммуникативные
Принимать участие в работе группами и парами; освоение и использование речевых средств, умение делать вывод, умение договориться в совместной деятельности
(осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном.)
Познавательные
Анализ, обобщение
Ретроспективная самооценка
Коммуникативные
Умение ставить вопросы перед собой и другими участниками работы.
Работа по теме урока
Понятие народной колыбельной песни.
Характер и настроение
Колыбельной.
Разучивание и исполнение колыбельной.
Физкультминутка
(имитационные действия).
.
Знакомство с авторской песней, её особенностями.
Догадайтесь,
- О каком же жанре народного творчества у нас сегодня пойдёт речь?
- О каких именно песнях мы будем говорить?
- Ребята, так что же такое колыбельная песня?
Давайте, послушаем рассказ о колыбельной песне. может мы узнаем что-то новое? (Интернет)
(использование единой коллекции цифровых ресурсов: Колыбельная песня умеет говорить простыми словами, соединёнными несложной, легко запоминающейся музыкой. Эти песни, как считали предки, защищают спящего ребёнка от тёмных сил. К кому обращается исполнитель, призывая защитить и уберечь ребёнка? )
- Ребята, вы поняли, кому же обращается исполнитель?
(к котику-оберегу, доброй силе, защитнику дома и дитя)
- Как выдумаете , а зачем нужна была колыбельная песня?
(Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени Давно, очень давно родились колыбельные песни. В древности колыбельные песни считались защитным оберегом, который может передать только мать.
Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают. Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны. Ребенок быстрее забывает свои беды, его укладывают спать лаской, именно ласка передается с колыбельной песней, он чувствует любовь, нежность мамы. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. Народные детские песни отражают жизнь народа, традиции, обычаи.
Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).
- Какой должна быть песня по характеру и настроению? Как она должна исполняться?
-Взгляните на словарь настроений и выберите подходящие для колыбельной песни слова.
бодро, мелодично, весело,
грустно, героически,
жутко, напевно, загадочно,
нежно, обиженно, спокойно,
протяжно, робко, сердито,
сонно, тепло, ласково,
тихо, певуче, тоскливо,
тревожно, мягко, шаловливо, нежно
РНП «БЛИНЫ».
мелодично,
напевно,
спокойно,
протяжно,
ласково,
тихо,
певуче,
мягко,
нежно
- Послушайте вот такую песню. Соответствует ли она настроению и характеру колыбельной песни?
Исполнение Л П «Колыбельная медведицы» муз Шаинского
- Так соответствует ли она настроению колыбельной
- Давайте вместе споём, но сначала настроим свой голос.
- А что ещё делают мамы, когда поют колыбельную?
- Споём колыбельную и покачаем малыша. Возьмите в руки свои любимые игрушки. Поём и укачиваем
- Какие музыкальные инструменты по характеру ближе всего подойдут для исполнения. Выберите, подходящие, на ваш взгляд, инструменты.
- Исполним эту песню под аккомпанемент этих музыкальных инструментов.
(Анализ исполнения)
-Обычно колыбельные песни поёт один человек-мама, бабушка. и вот Юля приготовилась исполнить песню одна.
- Давайте послушаем, какую песню она нам споёт. Колыбельная из Спокойной ночи малыши
- Вам понравилось Юлино исполнение?
Молодец, Юля. Спасибо!
- Мы сейчас пели народные колыбельные песни.
- Как вы думаете, а композитор может сочинить колыбельную ?
- Откуда он знает, какой должна быть колыбельная?
- Послушайте ещё одну песню.
Её сочинил композитор Евгений Крылатов.(
Это современный композитор. Он написал много детских песен и вы их хорошо знаете. (исполнение учителя).
- Кому песня понравилась?
- Можно ли назвать эту песню колыбельной?
- Давайте вспомним, о каких признаках жанра мы сегодня уже говорили.
Задача колыбельной песни?
Её особенности.
- Кто хотел бы выучить эту песню?
- На следующем уроке мы и будем с вами её разучивать эту песню.
- А сейчас подведём итог
О народной песне.
Колыбельных
Научиться узнавать песню.
Умение находить особенности песни, умении определять её характер, умение правильно исполнять песню.
Ответы детей
Читают вслух.
Распевка, разучивание.
Укачивают малыша
Исполнение
Напомнить характер исполнения.
Юля исполняет песню:
.
Ему пели колыбельные мама, бабушка, и он запомнил эти песни.
Познавательные
Поиск информации в Интернете.
Познавательные
Анализ и интерпретация информации.
Познавательные
Анализ, синтез, сравнение.
Познавательные
Расширение словарного запаса.
Познавательные
Сравнении
Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные . Рефлексивный контроль
Целеполагание к следующему уроку.
Итог урока
Какую учебную задачу ставили в начале урока?
О каком жанре народного творчества сегодня шла речь? (Открыть на доске ПЕСНЯ)
Как мы узнаем колыбельную песню?
Что на уроке вам сегодня особенно понравилось?
Узнать новое народном творчестве.
О колыбельной песне.
По особенным словам (баю-бай, спи, убаюкивающие слова), по манере исполнения
Рефлексивный контроль и оценочная деятельность
Дома вы можете спросить, какие колыбельные песни знают ваши мамы и бабушки..
.
Анализ урока по теме : «Фольклор. Народная песня»
Урок построен в соответствии с программными требованиями. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, достаточно высокая мотивация. Цель: Обогащение культурного и духовного мира детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия народов мира. Задачи: Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса. Тип урока: интегрированныйМетоды и методические приемы.Послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы: Интерактивный (учитель-ученик) объяснительно - иллюстративный; наглядно-слуховой; словесный;
Рассмотрим этапы урока1 Организационный Использование уже знакомой попевки-приветствия. 2 Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Ставятся проблемные вопросы, которые раскрываются на протяжении урока. 3 Формирование знаний Преподнесении нового материала, как музыкального, так и литературного. Здесь очень хорошо просматривается метод междисциплинарных взаимодействий. 4 Закрепление новых знаний На этом этапе мы возвращаемся к постановке вопросов 5 Подведение итогов На этом уроке планируется выставить оценки 50% учащихся за ответы. Положительные стороны урока: 1. активность учащихся; 2. динамичность урока; 3. цели и задачи выполнены; 4. все этапы комбинированного урока были соблюдены и раскрыты;
15