Конспект урока на тему Черепно — мозговая травма


Урок 13
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ
Цели: познакомить учащихся с видами черепно-мозговой травмы, правилами оказания первой медицинской помощи при подобных травмах; отработать навыки шинирования и иммобилизации конечностей.
Оборудование: шины стационарные (проволочные, дит-рехса, пластиковые, надувные, картонные, фанерные и др.)? подручные средства для изготовления или использования вместо шины (доски, палки, куски фанеры, ветки, зонтик и др.), вата, бинт, полотенце, шарф и т. п., плакат «Правила наложения шин».Ход урока
1. Проверка выполнения домашнего задания.
1.Практикум.
Осуществляется в виде практических действий по иммобилизации конечностей при закрытых переломах, выборочно с обсуждением действий учащихся другими учениками и комментарием учителя. Оценивание выполненного задания происходит коллективно.
2. Проверочная работа по теме предыдущего урока. Задание 1: перечислите правила наложения шин, используя
плакат «Правила наложения шин и иммобилизация».
При переломах костей голени и нижней трети бедра.
ЗАПОМНИ!
При открытых переломах - сначала наложить повязку на рану и только затем - шину
Ответ: шины не накладываются на оголенное тело; накладывается шина на конечности, которые находятся в нейтральном, расслабленном положении. При наложении шины фиксируются 2 сустава - выше и ниже перелома; исключение составляют переломы плеча и бедра, при которых фиксируются три сустава; шину нужно моделировать, прибинтовывать.
Задание 2: дополните предложения.
При переломах костей конечностей надо:
• наложить__________________________________________
(шину стационарную или из подручных средств - палок, прутьев, пучков камыша и др.)',
• придать сломанной конечности (возвышенное положение)',
• приложить_________________
(холодный компресс)',
• дать_______________________________(обезболивающее)',
• при открытом переломе наложить на рану _______________
(антисептическую повязку)',
• одежду и обувь с поврежденной конечности _____________
(вырезать)',
нельзя:
• пытаться
(сопоставлять отломки костей)',
• фиксировать шину в месте, где________________________
(выступает кость)',
• прикладывать к месту перелома__________(грелку)',
• без необходимости снимать с поврежденной конечности___
(обувь и одежду).
П. Изучение новой темы.
1. Лекция на тему «Понятие о черепно-мозговой травме и коматозном состоянии».
Учитель. Молодой человек сбит троллейбусом; он неподвижно лежит на дороге; его переворачивают на спину, выясняют, что еще дышит, видят окровавленное лицо.
Такой информации достаточно для безошибочного вывода -пострадавший находится без сознания: он не пытается подняться из грязи и не реагирует на вопросы и реплики окружающих.
Это дает основание заподозрить черепно-мозговую травму-ушиб или сотрясение головного мозга, внутричерепное кровоизлияние из поврежденных мозговых сосудов или повреждение мозговой ткани обломками костей черепа.
Как правило, черепно-мозговая травма сопровождается потерей сознания или так называемой мозговой комой.
Внешне КОМА напоминает глубокий сон (греч. Кота - глубокий сон).Самое страшное заключается в том, что в зависимости от глубины комы резко снижается тонус подъязычных мышц и мягкого неба - вот главная опасность бессознательного состояния.
В каких случаях можно предположить черепно-мозговую травму?
• Когда пострадавший без сознания.
• В случаях падения или нанесения удара по голове.
• При наличии ссадин или ран на голове.
• Даже при кратковременной потере сознания и жалобах на подташнивание или рвоту после получения травмы.
ЗАПОМНИ!
В положении лежа на спине происходит западание языка, который настолько плотно прилипает к задней стенке глотки, что полностью блокирует доступ воздуха в легкие
Наступает механическая АСФИКСИЯ. В современной медицине этот термин означает удушение, хотя древние греки трактовали его как отсутствие пульса и признаков жизни (греч. а — отрицание, - пульс).
ЗАПОМНИ!
В подавляющем большинстве случаев
пострадавшие ПОГИБАЮТ ОТ УДУШЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ
В состоянии комы язык начнет играть роль подвижного инородного тела, которым пострадавший будет периодически давиться.
Другая опасность коматозного состояния заключается в угнетении кашлевого и глотательного рефлексов, защищающих дыхательные пути от попадания инородных тел и слюны.
Если человек в состоянии комы лежит на спине, то слюна, мокрота, кровь из носа и разбитых губ или из лунок выбитых зубов, а также рвотные массы будут обязательно затекать в дыхательные пути.
Происходит АСПИРАЦИЯ (лат. азрггайо - вдыхание) содержимого ротовой полости в легкие.
Учитывая, что при черепно-мозговой травме рвота - обязательный симптом, аспирация содержимого желудка будет неизбежной. Многие жизни оборвались именно таким образом.
ЗАПОМНИ!
Для человека в состоянии комы
ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕЖА НА СПИНЕ
КРАЙНЕ ОПАСНО!
И наконец, о самом досадном. Если бы наш герой остался лежать лицом вниз в дорожной грязи, даже без всякой помощи, то кровь, мокрота и содержимое желудка, стекая вниз, удалились бы естественным путем. Под собственной тяжестью язык самопроизвольно отошел бы от задней стенки глотки и высвободил просвет дыхательных путей.
Юноше не угрожали бы ни аспирация, ни асфиксия, и в случае банального сотрясения головного мозга он уже через 15 минут очнулся бы, встал. Головная боль и головокружение, подташнивание или рвота какое-то время беспокоили бы нашего героя. Но это уже мелочи жизни. Он остался бы жив. Но, к сожалению, его не только перевернули на спину, ему еще подложили под голову злосчастную авоську-подушку.
Наверное, каждому теперь понятно, что при таком положении задняя стенка глотки настолько плотно придвинется к корню языка, что не оставит никакой надежды на спасение. Те из нас, кто в подобном случае подкладывают под голову подушку, невольно убивают человека.
Черепно-мозговая травма — это наиболее жизнеопасный вид травмы, следствием которого может стать контузия головного мозга либо разрушение его вещества.
Черепно-мозговые травмы разделяют на:
• ушибы;
• с давления;
• ранения;
• сотрясение головного мозга с повреждением или без повреждения костей, оболочек, мозгового вещества.
Признаками ушибов головного мозга являются головные боли, поташнивание, а иногда и рвота, но сознание сохранено.
Сотрясение головного мозга сопровождается потерей сознания, тошнотой, рвотой, сильными головными болями, головокружением.
Первая медицинская помощь при ушибе и сотрясении заключается в создании полного покоя пострадавшему и применения холода на голову. При отсутствии сознания нужна фиксация языка, при отсутствии дыхания и сердечной деятельности следует немедленно приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции лёгких.
2. Сообщения учащихся на тему «Виды черепно-мозговой травмы».
Примерный материал сообщений.
Синдром сдавления.
Симптомы. Развивается вскоре после устранения причины сдавления. Боли и ограничение активных движений, бледность или цианотичность конечности, ослабление пульсации периферических сосудов. Затем появление отека, пузырей с серозным и серозно-геморрагическим содержимым, отсутствие пульсации сосудов, нарушение чувствительности и снижение температуры кожи конечности. Ухудшение общего состояния: вялость, заторможенность, резкая слабость, тошнота, рвота, учащение и ослабление пульса, снижение артериального давления. Лаково-красная окраска и высокая относительная плотность мочи. Острая почечная недостаточность. Сгущение крови.
Доврачебная помощь:
а) на месте происшествия. Одновременно с освобождением от сдавления - наложение жгута выше места сдавления, введение обезболивающих средств. Тугое бинтование и иммобилизация пострадавшей конечности. Бережная переноска (доставка) больного на носилках в лечебное учреждение или в безопасное место, где может быть оказана первая медицинская помощь;
б) в медпункте. Производится охлаждение пострадавшей конечности (конечностей) - обкладывание льдом, снегом, пузырями со льдом, холодной водой. Срочный вызов машины скорой помощи.
Сотрясение головного мозга.
Симптомы. Наступающее сразу после травмы бессознательное состояние, рвота, в тяжелых случаях судороги. Амнезия. Бра-дикардия (редкий пульс). Иногда расширенные зрачки, ослабление сухожильных рефлексов.
Доврачебная помощь: создание полного покоя пострадавшему. Освобождение дыхательных путей от рвотных масс. При западении языка - фиксация его, введение и срочная госпитализация.
Ушиб головного мозга.
Симптомы. Те же, что и при сотрясении головного мозга. Кроме того, очаговые симптомы: парезы и параличи отдельных частей тела, выпадение функции черепно-мозговых нервов, расстройство речи, нарушение дыхания, сердечно-сосудистой деятельности (до глубокого коллапса), мочеиспускания и др. Иногда менингеальные симптомы. По прошествии нескольких часов после травмы субфебрильная температура. В спинномозговой жидкости может быть примесь крови.
Доврачебная помощь: то же, что и при сотрясении головного мозга. Госпитализация проводится в специализированное отделение. Эвакуации не подлежат больные, находящиеся в аго-нальном состоянии или при явлениях быстро нарастающего внутричерепного давления.
Сдавление головного мозга.
Симптомы. Те же, что и при сотрясении и ушибе мозга, но состояние постепенно ухудшается. Изредка наблюдается период относительно удовлетворительного состояния (светлый промежуток), после которого оно прогрессивно ухудшается: возникает и нарастает головная боль, появляется повторная рвота, отмечается брадикардия, нарушается дыхание, расширяются зрачки (анизоко-рия), прогрессируют симптомы очагового поражения, учащаются судорожные приступы.
Доврачебная помощь: то же, что и при ушибах мозга, осуществляется экстренная госпитализация.
III. Итог урока.
Учитель. Составьте опорную таблицу классификации повязок.
Повязки
По характеру и назначению: По месту наложения (различные участки туловища, голову, конечности):
простая, мягкая давящая, корригирующая, иммобили-зирующая (обездвиживающая) «чепец», шапка Гиппократа, «уздечка», повязка Дезо, спиральная, колосовидная, косыночная и др.
защитная лекарственная транспортная лечебная Домашнее задание: ответить на вопросы: какие признаки наблюдаются при ушибе и сотрясении головного мозга, общей контузии и в чём заключается первая медицинская помощь при таких травмах?
В целях опережающего обучения поручить отдельным учащимся подготовить сообщения по теме следующего урока: Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.