Командная интеллектуальная игра «Мы — пермяки»
Субботина
Наталия Алексеевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей № 4» г. Перми
Командная интеллектуальная игра «Мы – пермяки!»
для учащихся 1 – 2 классов
Цель: развивать интерес к своей малой Родине и стремление к её изучению
Задачи:
Расширить представления детей о своём крае, его достопримечательностях, культурной жизни и природных особенностях.
Формировать умение работать в группе одноклассников в условиях ограниченного времени, добиваться поставленной цели, не отступать перед трудностями.
Развивать стремление к получению новых знаний, активность в интеллектуальной деятельности, кругозор, способность к применению своих умений при решении разнообразных задач, в том числе нестандартных.
Прививать любовь к своей Родине, гордость за её достижения, стремление трудиться на её благо.
Отрабатывать навыки интеллектуального соперничества и состязательности.
Оборудование:
Игровое поле из 15 клеток в виде ступеней.
Карточки-жетоны для каждой команды (4 вида – в данной игре Бабушка-ротонда, господин Татищев, пермский медведь, Её величество Галерея ) См. Приложение 1.
Разрезные карточки с буквами (комплект из 15 штук)
Карточки с цифрами от 1 до 5 и задачами с обратной стороны (15 штук)
Картины-пазлы с видами Перми (4 вида) – дополнительный материал
Разрезные картинки с вопросами (15 элементов)
Каждая команда состоит из 6 человек. К игре команда готовит творческое домашнее задание – сценки из любых произведений пермских авторов.
Правила игры:
Игра состоит из 5 раундов, в каждом из которых команды набирают баллы. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Между раундами проводятся творческие переменки, во время которой команды представляют своё домашнее задание.
Ход игры:
Команды рассаживаются за своими столами.
Ведущий предъявляет игровое поле и объясняет правила игры.
Раунд 1. ЦВЕТНЫЕ ВОПРОСЫ.
Ведущий задаёт вопросы по очереди каждой команде. Ответив правильно, команда может выставить свою эмблему на любую клетку игрового поля с таким расчётом, чтобы рядом оказалось как можно больше одинаковых эмблем. В конце раунда команда может заработать столько дополнительных баллов, сколько эмблем оказались на одной линии (вертикально, горизонтально или по диагоналям).
Каждая команда отвечает на 4 вопроса, затем ведущий разыгрывает 3 оставшихся клетки игрового поля, задавая вопрос всем командам сразу. Жюри следит за скоростью реакции команд по поднятию эмблемы.
- Первые вопросы нашей игры посвящены природе Пермского края:
Какие деревья чаще всего встречаются в лесах пермского края?
Назовите животных Пермского края.
Назовите города Пермского края.
Какие птицы остаются зимовать в нашей местности?
(На эти вопросы даёт ответ каждый участник игры – всего 6 названий от команды).
- В нашем городе много различных учебных заведений. Это и школы, и университеты, институты и колледжи. Для чего нужны все эти заведения?
Сейчас вам предстоит ответить на вопросы о разных науках:
Что или кого изучает наука орнитология?
Что или кого изучает наука ихтиология?
Что изучает наука ботаника?
Что или кого изучает наука кинология?
(На эти вопросы команда даёт ответ после совещания, но не более 1 минуты).
- Сейчас вам будут зачитаны отрывки из литературных произведений, которые созданы пермскими и уральскими писателями. Ваша задача – угадать литературного героя, назвать автора и полное название произведения. Максимальный балл за каждый вопрос – 3 (жюри присуждает баллы в зависимости от полноты ответа команды, по 1 баллу за имя героя, фамилию автора и название произведения)
« Павлик проснулся и сразу увидел маленького человечка, ростом с кошку. Он сидел на спинке Павликовой кровати и болтал ножками. Волосы у него торчали во все стороны. Лицо и руки грязные-прегрязные. Рубашка вылезла из штанишек, а те надеты задом наперёд.».
(Капризка. Владимир Воробьёв, «Капризка»)
«Ему было 7 лет, и он учился в 1 классе. Как ученик он был отличником! Но вот его любовь к животным Эта любовь выводила учительницу Людмилу Анатольевну из себя. Когда он притаскивал в школу разных животных, учительница выгоняла его из класса и требовала родителей». (Корюшкин. Андрей Зеленин, «Корюшкин»)
11. «Он - несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всём белом свете.
Почему?
Да потому, что, между нами говоря,он не любит учиться, и жизнь для него – сплошная мука.
Представьте себе крепкого, рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет.
И этот богатырь учится хуже всех в классе.
А, честно говоря, учится он хуже всех в школе». (Иван Семёнов.
Лев Иванович Давыдычев,
«Многотрудная,полная невзгод и опасностейжизньИвана Семёнова,второклассника и второгодника,написанная на основе личных наблюдений автора и рассказов, которые он слышал от участников излагаемых событий,а также некоторой доли фантазии»)
12. «Он прищурил один глаз и уверенно объявил:
С этого дня, с этого часа нужно называть меня: месье Коко! Это имя почётное, заграничное. А я не позже как сегодня собираюсь уехать за границу, посетить славный Городок по названию Валяй-Форси. Вы слышали что-нибудь о Валяй-Форси?»
(Бабушкин петух Петька. Лев Иванович Кузьмин, «Капитан Коко и Зелёное Стёклышко»).
13. Как называется фестиваль современного искусства, который проводится в Перми каждый год в июне? («Белые ночи в Перми» или «Живая Пермь»)
14. Какая птица в наших лесах выводит птенцов зимой, во время морозов? (клёст)
15. Всем вам приходилось видеть радугу. А какой цвет в радуге является средним? (Зелёный).
Творческая переменка.
Раунд 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕРШИНЫ.
Для проведения этого раунда на игровое поле выставляются карточки с цифрами от 1 до 5 и задачами логического содержания с обратной стороны. Команды по очереди выбирают вопрос – чем больше номер, тем сложнее вопрос. Соответствующее количество баллов присуждается команде в случае правильного ответа. Если ответ неверный, карточка возвращается на игровое поле. Когда каждая команда использует по 3 попытки, оставшиеся вопросы могут забрать те команды, у которых в данном раунде больше выставленных эмблем. Если же все задачи решены правильно, то последние 3 задачи разыгрываются на скорость, так же, как и в 1 раунде.
Задачи на 1 балл:
По Каме плыли 7 теплоходов, а потом 2 из них причалили к пристани. Сколько теплоходов осталось на воде? (7)
На крыльце Пермской художественной галереи лестница из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине лестницы? (четвёртая)
На праздновании Дня Города в Перми два сына и два отца съели 3 порции мороженого. Известно, что каждому досталась целая порция. Как такое могло быть?
Туристы ехали в Пермь на машине. Навстречу им попалось 3 автобуса, 2 грузовика и 5 легковых машин. Сколько всего машин ехало в Пермь?
Два пермских шахматиста играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа)
Задачи на 2 балла:
В Пермском зоопарке есть животное, у которого 2 правых ноги, 2 левых ноги, 2 ноги спереди и 2 ноги сзади. Сколько ног у этого животного? (4 ноги)
В зоопарке дети насчитали в клетке с кроликами 16 ног и 8 ушей. Сколько было кроликов в клетке? (4 кролика)
В классе одной из пермских школ 15 девочек и 12 мальчиков. Сколько потребуется двухместных парт, чтобы рассадить всех учеников этого класса? (14)
На городской эспланаде развешивали шарики в такой последовательности: голубой, красный, белый, синий. Какого цвета будет 17 шарик? (голубой)
Задачи на 3 балла:
Во время грозы на улице Луначарского упало дерево. Его распилили в 5 местах и увезли. Сколько частей дерева увезли? (6 частей)
Пермскому театру кукол «Туки-Луки» год назад исполнилось 6 лет. Сколько лет будет театру через 3 года? (10 лет)
Какой водопад в Пермском крае самый высокий, если известно, что водопад Плакун ниже водопада Жилаган, но выше водопада Алай? (Жилаган)
Задачи на 4 балла:
В пермском цирке три медведя катались на велосипедах. У них были трёхколёсные и двухколёсные велосипеды, а всего 8 колёс. Сколько было трёхколёсных велосипедов? (два)
Заяц-русак, обитающий в лесах Пермского края, весит 3 кг и ещё пол-зайца. Сколько весит заяц-русак?
Задача на 5 баллов:
Самое высокое здание в Перми – жилой комплекс «Грибоедовский квартал». Его высота 89,5 метров, и в нём 26 этажей. Саша живёт на 9 этаже этого дома, а его друг Витя – на 3 этаже. Во сколько раз больше ступенек пройдёт Саша, если мальчики увидят табличку «Лифт не работает» и пойдут домой по лестнице? (в 4 раза больше)
Творческая переменка.
Раунд 3. «ПЕРМЯКИ – СОЛЁНЫЕ УШИ».
На игровое поле выставляются карточки с буквами, из которых можно составить сочетание «Наш Пермский край». Но пока ведущий об этом не сообщает.
- В этом раунде вам предстоит подтвердить, что все вы – настоящие пермяки, что вы интересуетесь историей своего города, любите его и гордитесь его красотой и успехами. Каждый из вас слышал выражение «Пермяк – солёные уши». Как и когда оно появилось?
- Сейчас каждая команда получит лист с вопросами о нашем городе и крае. За отведённое время вам надо постараться на них ответить. По сигналу лист сдаёте на проверку жюри.
Год основания Перми:
А) 1147 Б) 1917
В) 1723 Г) 1825
2. Некоторое время город Пермь назывался:
А) Серов Б) Охотов
В) Мешков Г) Молотов
3. Длина реки Камы:
А) 2000 метров Б) 200 километров
В) 2000 километров Г) 100000 километров
4. Река Кама – это самый крупный приток:
А) Днепра Б) Волги
В) Невы Г) Амура
5. На месте города сначала был построен:
А) хлебозавод Б) конный завод
В) чугунный завод Г) медеплавильный завод
6. В городе Перми не существует:
А) театра кукол Б) театра драмы
В) театра оперетты Г) театра юного зрителя
7. Главные пешеходные экскурсионные маршруты Перми называются:
А) красная линия Б) белая линия
В) синяя линия Г) зелёная линия
8. Самая длинная улица Перми (почти 16 км):
А) Комсомольский проспект Б) улица Ленина
В) Шоссе Космонавтов Г) улица Куйбышева
Пока жюри проверяет викторины, команды составляют из данных 15 букв слова. Ведущий объявляет, что используя все 15 букв, можно составить сочетание, которое имеет отношение к теме игры. Команда, которая сумеет составить это сочетание, получит дополнительно 5 баллов.
Время на составление слов – 3 минуты. Баллы присуждаются командам по количеству составленных слов.
Творческая переменка.
Раунд 4. «ГОРОДА - БРАТЬЯ».
- Этот раунд является продолжением предыдущего, потому что сейчас вам предстоит узнать много нового о нашем городе.
- Существует такое понятие – города-побратимы, или породнённые города. Это города, между которыми установлены постоянная дружба, сотрудничество, обмен художественными выставками, книгами, кинофильмами. Представители этих городов отправляют друг другу спортивные команды, делегации, художественные коллективы.
- Наверное, вы уже догадались, что сейчас команды будут отгадывать названия городов-побратимов Перми. Перед вами листы с загадками из книги Бориса Ширшова, который прожил в Перми почти всю свою жизнь. Многие из вас, конечно, знают, что книга Бориса Ширшова называется «100 загадок». Вам надо отгадать лишь несколько из них, взять некоторые буквы слов-отгадок и из них составить названия городов-побратимов Перми.
1 команда.
- город США
1, 7, 8 буквы: За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало - Нет ни дыма, ни пожара. (лисица)- Взять первую букву из отгадки.
2 буква: У неё во рту пила, Под водой она жила, Всех пугала, всех глотала, А теперь в уху попала. (щука)- Взять вторую букву из отгадки.
3, 6 буквы: Она о домик тесный свой Лишь почесалась головой. И сразу – словно не жила – Сгорела, бедная, дотла. (спичка)- Взять третью букву из отгадки.
4 буква: По небу ходит Маляр без кистей - Краской коричневой Красит людей. (солнце)- Взять первую букву из отгадки.
5 буква: Не похож я на коня, А седло есть у меня. Спицы есть. Они, признаться, Для вязанья не годятся. Не будильник, не трамвай, Но звоню я то и знай. (велосипед)- Взять первую букву из отгадки.
ОТВЕТ: город ЛУИСВИЛЛ, США
2 команда.
- город Великобритании
1 и 5 буквы: Когда с тобою этот друг Ты можешь без дорог Шагать на север, и на юг, На запад и восток. (компас)- Взять вторую букву из отгадки.
2 буква: У забора я гуляла босиком И ошпарилась зелёным кипятком. (крапива)
- Взять первую букву из отгадки.
3 буква: По небу ходит Маляр без кистей - Краской коричневой Красит людей. (солнце)- Взять первую букву из отгадки.
4 буква: Возле пальмы водяной Нам прохладно в летний зной. (фонтан)- Взять первую букву из отгадки.
6 буква: Я горячее храню, И холодное храню, Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (термос)- Взять третью букву из отгадки.
7 буква: На когтях на столб сосновый Влез монтёр красноголовый. Он трудился на весу, Да не вспыхнул свет в лесу! (дятел)- Взять первую букву из отгадки.
ОТВЕТ: город ОКСФОРД, Великобритания
3 команда.
- город Германии
1 буква: На когтях на столб сосновый Влез монтёр красноголовый. Он трудился на весу, Да не вспыхнул свет в лесу! (дятел)- Взять первую букву из отгадки.
2 и 6 буквы: У неё во рту пила, Под водой она жила, Всех пугала, всех глотала, А теперь в уху попала. (щука)- Взять вторую букву из отгадки.
3 буква: Это одиннадцатая буква русского алфавита.
4 буква: По небу ходит Маляр без кистей - Краской коричневой Красит людей. (солнце)- Взять первую букву из отгадки.
5 буква: С ним разведчику легко За врагами наблюдать: Враг таится далеко, А глядишь – рукой подать. (бинокль)- Взять первую букву из отгадки.
7 буква: Я горячее храню, И холодное храню, Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (термос)- Взять третью букву из отгадки.
8 буква: Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам. На одном таком листе Много разных новостей. (газета)- Взять первую букву из отгадки.
ОТВЕТ: город ДУЙСБУРГ, Германия.
4 команда.
- город Китая
1 буква: Дали братьям тёплый дом,Чтобы жили впятером.Брат большой не согласилсяИ отдельно поселился. (пальцы)- Взять 5 букву из отгадки.
2 буква: Она о домик тесный свойЛишь почесалась головой.И сразу – словно не жила –Сгорела, бедная, дотла. (спичка)- Взять третью букву из отгадки.
3 буква: На пяти проводахОтдыхает стая птах. (ноты)- Взять первую букву из отгадки.
4 буква: На когтях на столб сосновый Влез монтёр красноголовый. Он трудился на весу, Да не вспыхнул свет в лесу! (дятел)- Взять первую букву из отгадки.
5 буква: На окне – стеклянный пруд,А рыбачить не дают. (аквариум)- Взять первую букву из отгадки.
6 буква: Когда с тобою этот другТы можешь без дорогШагать на север, и на юг,На запад и восток. (компас)- Взять вторую букву из отгадки.
Творческая переменка.
Раунд 4. «Что такое, кто такой?»
- Ребята, сейчас наше жюри будет подводить окончательные итоги сегодняшней игры. В это время мы с вами сыграем в игру, которая называется «Что такое? Кто такой?» В коробке находится разрезанная картинка. Представители команд по очереди вытягивают кусочек этой картинки, читают вопрос и определяют, кому на него отвечать. Если ответ верный – часть картинки остаётся у команды. Собрав как можно больше кусочков, вам надо будет приклеить их на лист бумаги и постараться дорисовать картинку, которая должна получиться.
Вопросы:
На гербе Перми изображён (медведь), который несёт на спине (книгу)
Лев Кузьмин – это (детский писатель)
Игорь Сапко – это (мэр города Перми)
«Хохловка» - это (музей деревянного зодчества)
«Плакун» - это название (водопада)
Алексей Решетов – это пермский(поэт)
«Туки-Луки» - это название (молодёжного театра кукол)
Амкар – это (пермская футбольная команда)
Оса – это название насекомого, а также (города в Пермском крае)
«Урал-Грейт» – это название(пермского баскетбольного клуба)
Слог «-ва» в названиях пермских рек Сыл-ва, Кол-ва, Сюзь-ва означает (вода)
«Большое Савино» - это название (аэропорта в Перми)
Василий Татищев – это (основатель Перми)
Егошиха – это (старое название посёлка на месте Перми и название реки)
«Легенда о пермском медведе» - это название (скульптуры в Перми)
«Щелкунчик» - это название (балета)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 115