Общее родительское собрание на тему: «Связь психологической готовности ребенка к школе и воспитание в семье»
Общее родительское собрание на тему: «Связь психологической готовности ребенка к школе и воспитание в семье»
Педагог-психолог МАОУ «СОШ №48»
Яковлева Г.С.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: интеллектуальную; мотивационную; волевую, коммуникативную и эмоциональную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7 годам ребенок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов, различать домашних и диких животных и т.д. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и в своём ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Достаточно дать понять ребенку, что учеба это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Коммуникативная и эмоциональная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам, установленным в коллективе, в обществе, в уважении к старшим, в готовности прийти на помощь слабым. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими, развивать его словарный запас. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. Очень важно посетить логопеда, который поможет устранить возможные нарушения речи ещё до поступления в школу вашего ребёнка.
Итак, ваш ребёнок психологически готов к обучению в школе? Некоторые родители скажут, что это идеальный ребёнок. Вовсе нет. Вот именно таким и должен быть ученик первого класса. Но в последнее время всё меньше и меньше таких вот «идеальных» детей приходит в общеобразовательную школу. Многие родители усвоили, что ребёнок должен овладеть интеллектуальной готовностью, ну и ещё немного коммуникативной составляющей, т.е. уметь играть в коллективе, а вот волевой готовности, правилам и нормам поведения научат в школе педагоги. Давайте с вами разберёмся на примерах почему так происходит?
Семья, которая живёт отдельно от родителей, отмечает день рождения единственного сына, ему 5 лет. За большим праздничным столом собрались родственники и родители. Именинник, явно польщённый таким вниманием, качается на стуле, кривляется, лезет под стол, роняя приборы и мешая всем остальным. На робкое замечание свекрови, что за столом так себя не ведут, мама ребёнка, демонстрируя «высшие правила хорошего тона», кричит, что только она сама знает как воспитывать сына. Ребёнок вылезает из-за стола с довольным видом и показывает бабушке язык. Как вы думаете, будет он уважать старших? Привили ли ему родители нормы и правила поведения, принятые в обществе? А ведь маме даже невдомёк, что недалёк тот день, когда и она будет старой и то, что она «посеяла» корнями прорастёт в сыне.
А может быть он, придя в школу, будет выполнять требования учителя? Всё зависит от характера взрослого, с сильным, волевым педагогом ребёнок приспособится, но только на время и в поле его зрения.
А вот другой пример. Маленькая девочка 3-х лет вышла с бабушкой на прогулку. Бабушка несёт ведёрко, которое полно игрушек. Они устраиваются на песочнице играть. Через некоторое время девочка с криком «ты не положила мне рыбку» бьёт бабушку ведёрком. Бабушка извин
·яется, а внучка ещё сильнее продолжает её колотить и на вопрос одной из мам почему она позволяет так с собой обращаться отвечает, что «она ведь ещё маленькая и ничего не понимает». Вот так бабушка формирует отношение к старшим. Видимо в этой семье принято выплёскивать эмоциональную агрессию на слабых. Как вы думаете, а в школе она как будет поступать?
Уважаемые родители, скажите пожалуйста, ваш ребёнок, которому 6, 7 лет выполняет какие – либо обязанности в доме, например, регулярно поливает цветы, выносит мусор, моет посуду, помогает вам с уборкой? Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7-8 х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упрёки в адрес детей, что они «ленивы» столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эту «лень» родители, не замечая того, порой сотворяют сами.
Рассказывает ученица 4 класса: «В этот день нам задали мало уроков и я решила к приходу мамы помыть полы. Я очень старалась. Когда мама пришла с работы, я с гордостью ей рассказала, что в доме чисто. Я думала она меня похвалит, или даже просто улыбнётся, а она прошлась по комнате, посмотрела в углы и сказала, что я плохо вымыла полы, а потом взяла тряпку и начала перемывать. С тех пор я ненавижу мыть полы». А как бы вы поступили?
Ученик 1 класса не хочет выполнять требования учителя на уроке письма. Когда все пишут, он просто сидит. Он не мешает классу, просто не хочет, ему не интересно. Учитель пытается вовлечь его, подбадривает, пытается вместе с ним писать, но ребёнок отклоняет все попытки, ничего не говоря. На уроке природоведения он оживляется, что-то правильно отвечает, его хвалят. Домашние задания он делает только те, которые нравятся, остальные игнорирует, причём интеллектуальное развитие у него выше нормы. Разговор с мамой мальчика прояснил ситуацию. В семье принято жить как душе угодно, т. е. нравиться - делай, а не нравится - не делай. Сын ничего делать не привык. Посещение семьи учителем подтвердило это правило. Дома вещи были раскиданы, видно было, что уборки не было давно, да и родителей это особо и не смущало. Как вы думаете, труд здесь в почёте? Когда вы говорите, что ваш отпрыск ленив, не кажется ли вам, что начинать надо с себя?
Вот вам и волевая готовность, которая предполагает умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Для школьника это ежедневное выполнение домашних заданий, это проявление волевых усилий. Если ребёнок до школы ничего не делал, никому не помогал, у него не было обязанностей, он только играл, то, как вы думаете, он сразу же «исправится», ведь учёба – это труд? Ответьте себе на вопрос: почему он не хочет каждый день учить уроки? А затем, задайте себе, а не педагогу, вопрос: что вы сделали для привития сыну или дочери привычки трудиться не от случая к случаю, а каждый день? Многие из вас сейчас думают, вот приду домой и начну требовать от ребёнка каждый день мыть за собой посуду или выносить мусор. Не спешите. Начинать надо вместе с ребёнком, постепенно перекладывая простые обязанности на него и только в хорошем настроении, обязательно похвалив при этом и тогда у вас всё получится и в доме, и в школе.
Можно ещё много приводить примеров из жизни. Может кто-то узнал себя? Никогда не забывайте правило: дети – отражение нас самих. Есть ещё время что-то изменить – начинайте с себя и только тогда вы получите результат от ребёнка. Народная мудрость гласит:
«Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу!»
Уважаемые родители! Ваша «жизненная философия», ваши приоритеты и ценности, ваши привычки, ваш характер взаимоотношения с людьми создают атмосферу, в которой живёт ребёнок. Удачи вам в воспитании ваших детей!