Урок на тему: Природный комплекс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Аргун
Урок на тему:
«Природный комплекс»
Учителя географии: Ясуевой Марины Шахруновны
2015 г.
Тема: Природный комплекс.
Цель - узнать смысловое значение и содержание географического термина
« природный комплекс»,ознакомиться с многообразием природных комплексов, узнать о влиянии человека на окружающую природу.
Планируемый результат: 1)предметный– сформировать элементарное представление о природном комплексе как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое - географическую оболочку.2)метапредметный –
1)совершенствование умения работы с научно-справочной литературой ( учебником , словарем, атласом),
2)совершенствование умений анализировать текст совместно с другими людьми;
3)совершенствование навыков самостоятельного поиска и систематизации материала;
4)развивать умение работать с картой;
5)развивать умение обобщать информацию и делать свои выводы, отстаивать свою точку зрения;3)личностный–
а) способствовать росту познавательной самостоятельности школьников,
б)воспитывать культура умственного труда,в)продолжить работу над формированием географической картины мира
г)совершенствование умений работать в группе и самостоятельно.
Универсальные учебные действия:
1)личностные - осознание необходимости изучения информационного пространства;
2)планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать результаты и записывать их;
3)извлекать информацию через игру, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.Ресурсы: учебники, тетради, географические атласы ,портрет В.И. Вернадского, компьютер, презентация, схемы, мини-животные, растения
Ход урока:
Организационно-мотивационный этап.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в воображаемое путешествие - на природу.
II. Целеполагание.Вопрос. Обратите внимание на картинки и послушайте музыку. Далее предположите, о чём мы сегодня должны узнать.
(ответы обучающихся).Предполагаемый ответ ученика.
Природа - это все, что окружает нас: воздух, вода, растения, животные, почва, горные породы. III. Изучение нового материала.1. Создание проблемной ситуации на уроке.1.1Вводная информация Вопрос. Какие слова близкие по значению к слову комплекс вы знаете?( Создание психологического дискомфорта)1.2 Наводящая информация. Какой источник информации вы можете использовать?( Словарь С.И. Ожегова )1.3 Дополнительная информация. Комплекс – это сочетание чего – нибудь. (значение из словаря)1.4 Разрешение проблемной ситуации.В результате ответа школьники приходят к обобщающему выводу.Природный комплекс- сочетание живой и неживой природы: воздуха, воды, растений, животных, почв, горных пород.
Нарисовать кластер: «Взаимосвязь компонентов природы»
2 Организация работы с учебником и работы в тетради.2.1 Соотнесение наработанной информации с определением ПК в учебнике и составление кластера ПК в тетради и на доске. (стр.202)
2.2 Решение проблемной задачи.
-Вводная информация. Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения. Вопрос. Почему расплодились мыши, от которых погибли растения? -Поиск путей решения проблемы, применение известных способов действия. Предполагаемый ответ. Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность. -Нахождение решения. В этом природном комплексе нарушено сочетание компонентов. Вопрос. Как можно показать связь между компонентами ПК на схеме? Учащиеся устанавливают связи между компонентами, приводят свои примеры, показывают на схеме стрелками;
2.3 Составление опорного конспекта в тетради ( источник знаний - атлас )
№
Название пк
растения
животные
1
Водоем
2
Луг
3
Лес хвойный
Предполагаемый вывод: «Природные комплексы разнообразны и неповторимы».
2.4 Рассказ учителя. Все компоненты природы взаимодействуют и образуют единую оболочку, которая называется географической. Географическая оболочка самый большой природный комплекс.
Ее составляют оболочки Земли:
литосфера,
гидросфера,
атмосфера.
гидросфера
Условия в географической оболочке оказались благоприятными для развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они создали «живую» оболочку Земли - биосферу. Учение о биосфере разработал академик Владимир Иванович Вернадский.IV Закрепление изученного материала1.4 Создание игровой ситуации. Найди «белую ворону»- Сосна, ель, рысь, карась. ( карась из другого ПК - водоема)-Гидросфера, почва, литосфера, биосфера, атмосфера (почва - компонент)-Заяц, волк, косуля, олень (волк - хищник)-Океан, луг, овраг, озеро (океан - крупный ПК)
2.4.Игра «Ты мне ,я тебе» .
Докажите влияние компонентов природы.
V. Подведение итогов урока .
Ребята давайте подведём итог урока.
Какова была наша цель?
Дали мы с вами определение - что такое природный комплекс?
Приведите примеры природных комплексов.
Что мы узнали нового с вами?
Как влияет человек на природу? Как называется влияние человека на природу? Что нужно сделать ,чтобы сохранить её?
VI .Рефлексия:
Мне было интересно.
Я узнал, что.
Я смогу самостоятельно.
Мне было.
Ребята оцените работу других. Кто был самым активным?
Кто правильно отвечал на вопросы? Кому вы поставите хорошие отметки? Они получат маленькие награды в виде открыток: «Молодец», «За правильный ответ», «За быстрый ответ», «Самый активный», «За старание». Как у вас настроение? Спасибо за прекрасный урок! Все молодцы!
Ребята, у вас на столах лежат листы со словами песни «Улыбка»,давайте споём все вместе.
Спасибо всем! Удачи вам!
VI I.V. Домашнее задание:1 уровень: знать, что обозначают географические термины ПК, географическая оболочка, биосфера, уметь приводить примеры разнообразных ПК2 уровень: приведите примеры того, как в результате изменения одного компонента меняется весь природный комплекс3 уровень: докажите, что Мировой круговорот воды связывает компоненты географической оболочки.
Урок на тему:
«Природный комплекс»
(6 «Б» класс МБОУ СОШ №1 г.Грозный Гимназия №12)
Учитель географии:Ясуева Марина Шахруновна
2014 г.
Рисунок 115