Древесина –как природный конструкционный материал ее строение, свойства и об¬ласти приме¬нения

План-конспект урока 1-2
5 класс
Тема урока

Вводный урок. Инструктаж по ТБ.
Древесина –как природный конструкционный материал ее строение, свойства и области применения

Тип, вид урока


Комбинированный урок (лекция, лабораторная работа)

Образовательные цели
Предметные:
- знать о древесине как о природном материале, о пиломатериалах и древесных материалах;
- уметь различать породы древесины;
- учитывать различие видов древесины при выполнении столярных операций;

Личностные:
- способствовать осмыслению и первичному запоминанию;
- обогащению словарного запаса.
Метапредметные:
- способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям
- способствовать формированию выбора действия в соответствии с поставленной задачи и условиями её реализации;
-способствовать умению различать способ и результат действия;
Профориентационные:
- ознакомление с профессиями «столяр», «плотник».


Содержание материала
Породы древесины. Достоинства и недостатки. Текстура. Виды древесных материалов и пиломатериалов. Элементы пиломатериалов. Получение шпона. Изготовление фанеры. Лабораторно – практическая работа №1 «Распознавание древесины и древесных материалов».

Предметные связи (межпредметные, внутрипредметные)
природоведение, математика, изоискусство

Содержание деятельности
Учителя
- словесный
- формирование, применение ЗУН
- частично-поисковый


учащихся
- фронтальный
- индивидуальный
групповой

Практическая работа
«Распознавание древесины и древесных материалов».




Дидактическое обеспечение
Учебник Технология 5 (Индустриальная технологии), рабочая тетрадь, учебно-техническая документация (УТД), образцы объектов труда, материалы для контроля знаний учащихся (карточки-задания, тесты). ЭОР.



Домашнее задание
1. Ответить на вопросы параграфа
2. Выучить терминологию древесных материалов, пиломатериалов, формировать






ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест - закрепление новых знаний
Древесина- это
Часть ствола дерева
Природный конструкционный материал
Кора дерева
Строительный материал
Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?
Столяр
Плотник
Токарь
Слесарь
Какие породы деревьев относятся к лиственным?
Дуб
Берёза
Ель
Осина
Лиственница
Какие породы деревьев относятся к хвойным?
Бук
Кедр
Сосна
Липа
Ствол дерева снаружи покрыт
Слоем заболонь
Лубом
Корой
Сердцевиной
При разрезе ствола поперёк , на срезе можно увидеть
Годовые слои
Сердцевину
Ядро
Питательные вещества
Что такое текстура древесины?
Шероховатость
Рисунок на срезе древесины
Годичные кольца
Ядро ствола

Виды пиломатериалов
Бревно
Пласть
брус
Ребро
горбыль
Доска обрезная
Элементы пиломатериалов
Бревно
Горбыль
Ребро
Пласть
Кромка
Торец
Шпон- это
Тонкие слои древесины
Древесный материал, полученный путём склеивания нескольких тонких слоев древесины
Древесно- стружечная плита
Прессованная измельчённая древесина
Фанера - это
Тонкие слои древесины
Древесный материал, полученный путём склеивания нескольких тонких слоев древесины
Древесно- стружечная плита
Прессованная измельчённая древесина

Приложение.
Правила поведения в учебных мастерских
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место, получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;
не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную очередность при работе на станках.
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам. После урока убрать рабочее место и сдать изделия и инструмент бригадиру

Инструкция  по технике безопасности при ручной обработке древесины До начала работы
1 .Правильно надень спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет, при этом следует тщательно подобрать волосы). 2.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, сидение, подставная решетка). 3.Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю. 4.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана). Во время работы
1.Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках. 2.Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами. З. Во избежание травм следи за тем, чтобы: а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин; б) не отвлекайся во время работы; в) при работе с ножовкой выполняя запил используй приспособления. 4.Не проверяй пальцами качество обработанной поверхности, 5.Столярными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.
После окончания работы
1.Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю. Приведи в исправное состояние инструменты. Тщательно убери рабочее место (опилки не сдувай и не смахивай руками) Отходы сложи в специальный ящик. Положи инструменты в том порядке, который установил учитель. Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм. Приведи себя в порядок. 7.Из мастерской выходи с разрешения учителя.


Приложение-рефлексия

Чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

15