Конспект урока по технологии «Древесина – природный конструкционный материал» 5 класс


Технологическая карта урока Дата проведения __________________
(по технологии по ФГОС второго поколения)
на тему «Древесина – природный конструкционный материал».
Учебный предмет Технология
Класс 5
Тип урока Комбинированный урок
Технология построения урока Проблемно-диагностическая
Тема урока Древесина - природный конструкционный материал.
Цель урока Познакомить учащихся с природными конструкционными материалами, видами древесины и ее строением; формировать умение применять полученные знания; развивать трудолюбие, аккуратность в работе.
Основные термины, понятия Древесина, породы деревьев, древесные материалы
Планируемые результаты
Личностные Формировать понятие учебной деятельности; учить детей сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; прививать основные морально- этических норм; проявление интерес к предмету.
Формирование способности к саморазвития и самообразования.
Метапредметные Учить учащихся понимать учебную задачу урока; работать по инструкции учителя ; выполнять работу по технологическим картам; воспринимать оценку учителя; самостоятельно оценивать правильность выполнения операций; учить применять полученные знания в различных галузях.
Предметные Учащиеся должны научиться различать виды древесины, оказывать посильную помощь сверстникам; соблюдать правила Т.Б.при работе в мастерской, научиться правильно находить способы устранения ошибок при выполнении различных операций.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная работа
Работа в группах
Индивидуальная работа Учебник «Технология. Технический труд: 5 класс», Казакевич, Молина
Презентация «Древесина - природный конструкционный материал ».
Образцы древесины, пород деревье, древесных материалов
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые умения
1. Организация на уроке
Цель этапа: 
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. - приветствует учащихся;
- проверяет готовность учащихся к уроку.
Контролируют готовность к уроку. Приветствуют учителя.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
2. Актуализация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока.
Цели урока:
Предметные Научиться различать виды древесины Метапредметные (УУД):
регулятивные – учиться организовывать свой рабочий процесс, воспринимать и выполнять инструкцию учителя.
коммуникативные – научиться работать в парах, группах.
Личностные – развитие мотивов учебной деятельности; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету.
Все конструкционные материалы делятся на металлы, пластмассу и древесину. Самым доступным и распространенным материалом считается древесина.
-Давай посмотрим на эту схему. Что здесь изображено? ( схема строения дерева).
18415476250-Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке? (Изучать древесину)
Строение дерева:
1- корень;
2- ствол;
3- сучья;
4- листья (хвоя)
- Посмотрите на схему. Что вы можете сказать о строении дерева? (Все деревья имеют одинаковое строение, но в промышленности используются по- разному).
- Как вы думаете, где могут использоваться эти части дерева?
Ветви: при переработке получают щепу,лаки, смолу, кинопленку.
Корни : при переработке получают скипидар и канифоль.
Стволы: при обработке получают пиломатериалы для изготовления строительных конструкций, мебели, бумаги, музыкальных инструментов, игрушек и многого другого. Отвечают вопросы и формулируют свои выводы о назначении древесины
Познавательные: умение анализировать, ориентироваться в различных видах древесины и древесных материалов.
Коммуникативные: умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками.
3. Изучение нового материала Предполагает ответить на вопросы:
-где применяется древесина?
- как определить возраст дерева?
-что называют текстурой древесины?
Демонстрирует презентацию «Древесина - природный конструкционный материал».
Для того чтобы вырастить древесину до тех размеров когда она будет пригодна для изготовления пиломатериалов нужно очень много времени так для дуба-80 лет, березы 60-70 лет, липы, осины, ольхи 40-60 лет.
Поперечный разрез ствола
Сердцевина
Сердцевидные лучи
Ядро
Пробковый слой
18415-601345Лубяной слой
Заболонь
Камбий
Годичные кольца
- как можно определить возраст дерева ( по годичным кольцам)
Главные разрезы ствола
Поперечный (торцовый)
Радиальный
-50800-549910тангенциальный
Перпендикулярные середине разрезы - называют поперечными или торцевыми;
Разрез, проходящий через сердцевину ствол,называют радиальным;
Разрез проходящий параллельно сердцевине ствола и удаленный от нее на некоторое расстояние называют тангенциальным.
На территории России растет более 100 видов различных пород деревьев. Но в природе различается 2 вида пород : лиственные, хвойные.
К хвойным породам относятся сосна,ель, лиственница, кедр, пихта. Хвойные породы древесины играют ведущую роль в деревообрабатывающей промышленности на территории России.
К лиственным породам относятся такие как: дуб, ясень, осина, липа, яблоня, груша, акации и др.
По строению древесины различают мягкие, средней твердости и твердые породы.
Мягкие лиственные породы: липа, ива, осина, тополь, ольха, каштан
Среднетвердые лиственные породы: береза, вяз, берест
Твердые лиственные породы: дуб, бук, граб, клен, ясень, самшит.
Твердая древесина фруктовых деревьев: яблоня, груша, вишня, рябина, орех.
Мягкие хвойные породы: ель, кедр, сосна, пихта
Твердые хвойные породы: лиственница, можжевельник, тис, кипарис.
Цвет пород древесины
Слушают и анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно определяют тему урока, цель и задачи.
Определяют направление волокон у древесины, ее породу, пороки древесины.
Регулятивные:
- самостоятельное определение темы урока
- осознание целей и задач обучения
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Личностные:
- осмысление темы нового материала
- применение на практике и закрепление нового материала
Познавательные:
- развитие умения получать информацию
- развитие умения проводить сравнение изученных объектов - развитие умения строить простые рассуждения
Коммуникативные:
- умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками.
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
4.Инструктаж по ТБ - Знакомит учащихся с заданием;
- проводит инструктаж по технике безопасности;
- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля. Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности. Регулятивные:
- составляют план и последовательность работы;
Познавательные:
- выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.
Коммуникативные:
- обсуждают правильность выполнения приемов работы.

5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж Заполнение с учащимися технологической карты
Порода древесины Характерные признаки
запах текстура цвет твердая Мягк.
Заполнение технологической карты
Перед учащимися лежат несколько брусков пиломатериалов различных пород древесины. Используя полученные на сегодняшнем уроке знания по внешним признакам определить, к какой породе относятся образцы, представленные на рассмотрение. Определить , какая порода тяжелее , какая легче. Режущим инструментом сделать разрезы вдоль и поперек волокон. Подумать и объяснить одинаково ли расщепляется древесина вдоль или поперек волокон. К каким породам древесины по твердости можно отнести представленные образцы. Все результаты оформите в виде таблицы. ЛУУД: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.
РУУД: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
ПУУД: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.
КУУД: строят рабочие отношения, работая в коллективе.
6. Рефлексивно-оценочный этап - предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.
- организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин;
- оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки.
Сравнивают и оценивают работы.
Делают вывод по теме урока. Отмечают трудности, возникшие во время урока и их причины. Личностные: умение провести самооценку и взаимооценку.
Коммуникативные:
- оценка и самооценка учебной деятельности
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.
7. Уборка рабочих мест - организует уборку рабочих мест. Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской. Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест.