Исследовательско-краеведческая работа на тему ВКЛАД БРАТЬЕВ КАЙЗЕРОВ В ИСТОРИЮ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА»
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся
«ОТЕЧЕСТВО»
Номинация «Историческое краеведение»
«ВКЛАД БРАТЬЕВ КАЙЗЕРОВ
В ИСТОРИЮ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»
Подготовил:
Прокопенко Александр Валерьевич
обучающийся 11 класса
МОУ «Роскошненская школа»
296155 Джанкойский район,
с. Роскошное улица Ленина 36а
Домашний адрес:
296156 Республика Крым,
Джанкойский район, с.Зерновое,
улица Полевая ,
Руководитель:
Джалилова Леннара Ремзиевна
учитель истории и обществознания
МОУ «Роскошненская школа»
296155 Республика Крым,
Джанкойский район, с. Роскошное,
улица Ленина 36а, +79788404693
Роскошное-2015
Секция: Историческое краеведение
Автор: Прокопенко Александр Валерьевич
Место учёбы: МОУ «Роскошненская школа»
Научный руководитель: Джалилова Леннара Ремзиевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Роскошненская школа»
Аннотация на работу:
«Вклад братьев Кайзеров в историю моей малой Родины»
Предметом исследования моей работы является: названия сёл в разные эпохи и исторические объекты села Роскошное, Зерновое. Цель исследования: изучение истории села Роскошное, Зерновое его названия в разные исторические эпохи. Задачи исследования: изучить литературу по данной теме, узнать причину изменения названий села в разные исторические эпохи, собрать сведения об исторических памятниках села, выяснить, знают ли историю образования села ученики школы и старожилы. Методы исследования, которыми я пользовалась при написании работы: беседы со старожилами села, школьным и сельскими библиотекарями , анализ летописи села, работа с архивными документами о прошлом этих сёл, анкетирование. Список проведённых исследований. Изучение отношения людей к истории сел Роскошное и Зерновое. Цель исследования: определение отношения к истории села учеников МОУ «Роскошненская школа» и их родителей. Метод исследования: анкетирование. Цель исследования: определение значимости истории села для пожилых людей. Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий. Целью дальнейшей перспективы данной работы я думаю, будет составление путеводителя по данным сёлам. В данной работе 19 страниц, 9 фотографий, 1 исследование.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение-------------------------------------------------------------------------------стр.3
1.Далёкое прошлое нашего края-----------------------------------------------стр.6
2. Образование поселений Сеит-Булата и Тюбея---------------------------стр.7
3. История братьев Кайзеров----------------------------------------------------стр.8
4.Становление советской власти в Сеит-Булате и Тюбее----------------стр.10
Выводы-------------------------------------------------------------------------------стр.11
Список источников и использованной литературы---------------------стр.12
Приложения-------------------------------------------------------------------------стр.13
3
Введение
Мы, современные дети, мало знаем о родном крае, не знакомы с его прошлым, мало интересуемся настоящим. Каждый человек, как мне кажется, должен знать историю своей родины, любить её, ведь родина начинается с «порога» отчего дома. Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Однажды на уроке истории нам задали написать эссе о прошлом сел Роскошное и Зерновое. Литературы по данной тематике дома не было, поэтому пришлось идти искать в школьной, сельской библиотеке. Мне в руки попалась книга «Село моё - моя судьба». Мне стало интересно, что это за книга и откуда она в нашей библиотеке. С этим вопросом я обратилась к библиотекарю и узнала, что это книга об истории наших сел Роскошное и Зерновое, раньше они назывались Сеит-Булат (Роскошное), Тюбей (Зерновое). Библиотекарь мне рассказала, что эту книгу собирали люди, которым было интересно прошлое. Также книга « В архивах ищем наши корни» написала руководитель архивного отдела Джанкойского района Людмила Александровна Кошман, которая собирала информацию о наших сёлах и написала эту книгу.
Меня это заинтересовало и захотелось познакомиться с историей нашего села, с историей своего края.
Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, «без знания прошлого, нет будущего». Каждый человек любит то место, где он родился. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать его, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
«Выйди за дверь и пройдись по центральным улицам, оглянись вокруг, и ты увидишь, что история рядом – старинные дома, сохранившиеся до наших дней, до сих пор «несут свою службу», - посоветовала мне учитель истории Л.Р.Джалилова.
4
Выйдя из школы, будто окунулся в прошлое, увидел старые, но ещё прекрасные здания (многие здания были отреставрированы за последние годы, предав им былое величие и красоту), старинные улицы и перекрёстки.
Собранные сведения об истории сел, помогут написать работу, которая поможет всем желающим познакомиться с его историей.
Тема моей исследовательской работы «Вклад братьев Кайзеров в историю моей малой Родины ».
Цель исследования: изучение истории села Роскошное, Зерновое его названия в разные исторические эпохи.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной теме.
Узнать причину изменения названий сёл в разные исторические эпохи.
Собрать сведения об исторических памятниках сёл.
Выяснить, знают ли историю образования сёл ученики школы и старожилы.
Хронологические рамки исследования: с периода образования нашего сёл до получения сёлами нынешних названий.
Методы исследования: беседы со старожилами села, библиотекарем школьным и сельскими; анализ летописи села, работа с архивными документами о прошлом этих сёл.
Научно-практическая значимость. Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, а также желающим приезжим гостям познакомиться с историей прошлого наших сёл.
5
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы обратить внимание молодого поколения на историю возникновения села и изменения его названия, ведь история села неразрывно связана с культурой, политикой и экономикой нашей страны в разные исторические эпохи.
Краткий обзор литературных источников: по истории села Роскошное, Зерновое мало работ, где представлена информация о них. Основные «В архивах ищем наши корни», книга «Село моё - моя судьба».
Место и сроки проведения исследования: сентябрь-октябрь 2015 год
Объектом исследования: села Роскошное, Зерновое.
Географическое положение: Зерновое и Роскошное села на крайнем юго-западе Джанкойского района, в степном Крыму, на стыке границ с Красногвардейским и Первомайским районами, высота над уровнем моря 35 м. Соседние сёла: Краснодарка в 4 км на юго-запад и Победино в 4,2 км на юго-восток оба Красногвардейского района. Расстояние до райцентра около 22 километров, там же ближайшая железнодорожная станция. Население села Роскошное 626 человек, дворов 200. Население села Зерновое 705 человек, дворов 211, по переписи 2015 года.
Предмет исследования: названия села в разные эпохи и исторические объекты села Роскошное, Зерновое.
6
1.Далёкое прошлое нашей малой Родины
Знойные крымские степи Когда-то они назывались Сеит-Булат. И жили в этой степи, бесконечно сменяя друг друга, воинственные племена кочевников, смуглых, скуластых, с раскосыми глазами.
Смотрю в зеркало: скулы, разрез глаз Да, во мне течёт их кровь. Это - несомненно. А что ещё я знаю о своих предках, об истории своего края, своего села, наконец? Да ничего, кроме того, что они называются Роскошное и Зерновое. А как они именно назывались раньше? Какие люди и как жили на этой земле? С этих вопросов начинается мое увлекательное путешествие в Прошлое.
История сел начинается со времени Екатерины ІІ. Они славятся историей и жителями, которые своим трудом вложили немалую лепту в их развитие, плодородием почвы.
История сел плотно связана с историей обоснования немецких колонистов, появившихся в начале XIX в. Масштабы и уровень хозяйствования немцев поражают и сегодня. Пример этому – экономии и помещичьи усадьбы братьев Кайзеров в селах Роскошное и Зерновое Джанкойского района
На дворе октябрь, но пахнет весной. Уже опали листья, завяли цветы. Мы внимательно смотрим по сторонам и видим грязную, разбитую дорогу, где разноцветные, с масляными разводами лужи не высыхают ни зимой, ни летом.
Грязные стены серых домов, разорённая, полурастасканная ферма, разрушенная до фундамента школа, развалины брошенных домов Попадаются и чистенькие, ухоженные дома, но их так мало, что они кажутся исключением на фоне разрухи и запустения.
Всегда ли оно было таким, наше Роскошное и Зерновое? Какие люди и как жили здесь раньше? Эти вопросы ведут нас в библиотеку, в дома старожилов. К поискам подключились наши родные, друзья, соседи. И вот, что нам удалось узнать.
7
2.Образование поселений Сеит-Булат (Роскошное) и Тюбей (Зерновое).
До 1948 года наше село называлось Хаджи Тюбей, входило в Перекопское каймаканство, правители которого в 1783 году был Сеит Ибрагим Ага. Жители сел разводили овец, лошадей, занимались земледелием. Село располагалось на берегу речки Чатырлык, которая несла свои воды в Каркинитский залив. Сейчас от той реки, когда-то дарившей жизнь этим местам, осталось только высохшее русло. [2с.45] Рядом с Сеит -Булатом находилась деревня Тюбей. Эти две деревни разделяла транзитная дорога, Перекоп с Карасубазаром. И Сеит-Булат, и Тюбей относились к Перекопскому каймаканству. Перекоп назывался Ор и считался воротами Крыма. Его правителем назначался только принц крови, который назывался Ор-беком. Кайманство делилось на кадылыки. Сеит-Болат относился к Караул-кадылыку, а Тюбей входил в Чатырлык-кадылык.[4,с1-25].
Средневековый турецкий путешественник Евлия Челеби, проезжавший по этим местам в 1665-1667 годах, рассказывал, что дома строились из глиняных кирпичей и больших плит навоза. Между двумя кирпичами находился речной ил или гнилая солома, крыши домов покрывались глиной. Топили навозом. Ели конское мясо, талкан из проса, крупы. Воду доставали из колодцев. Сеяли зерно: ячмень, пшеницу, просо.
Зерно до недавнего времени хранили не в амбарах, а в орузах-ямах, обложенных сухой соломой или обмазанных глиной. Пшеницу возили в Карасубазар или Бахчисарай, меняли на яблоки, груши. Овощей не выращивали вовсе: считали, что зелень аллах даёт на потребу лошадям.
В 1810 году, когда в Крыму появляются первые переселенцы-немцы, в наши села приезжают братья Кайзеры.[4, с1-25]
8
3.История братьев Кайзеров
Рассказывая о богатстве братьев Кайзеров, старики вспоминают легенду о том, как они решили вымостить свой двор в Сеит-Булате золотыми монетами. Дабы не прогневать царя, они спросили на то высочайшего позволения. Царь, не любивший роскоши, согласился, но поставил условие: монеты должны быть положены не плашмя, а ребром. Немцы оказались понятливым и от золотого двора отказались [1,с176-180].
Масштабы и уровень хозяйствования немцев поражают и сегодня. Пример этому – экономии братьев Кайзеров и их помещичьи усадьбы в селе. Роскошном и Зерновом Джанкойского района [Фото 1,2]. Это строение было основано в конце 19 века и находится в стороне от туристических маршрутов, в степной части Крыма. И хотя, это не дворцы, в этой части полуострова нет других подобных архитектурных сооружений, которые так сохранились бы в нетронутом состоянии до нашего времени. Несколько слов хотелось бы сказать о самих постройках. Усадьба-это особняки в один-два этажа из красного кирпича, фасад которого построен в стиле немецкого барокко [1,с176-180]. Для постройки домов-усадьб использованы кирпич и черепица, которые изготавливались на местном кирпичном заводе из материала, который брался из карьера, расположенного в двух километрах от усадьбы [Фото 4].
Когда в Тюбей приехал один из братьев Кайзеров, он построил себе красивый особняк с просторной террасой, бассейном [Фото 2]. Он разводил овец, коров. Братья Кайзеры построили большую мельницу, на которую возят молоть зерно со всего уезда. Понятно, что для такого фронта работ местных жителей не хватало. Братья Кайзеры привозят для себя работников из Германии и построили для них несколько длинных домов. Впоследствии работников становиться так много, что рядом с Тюбеем вырастает новый посёлок, Петровка. Сейчас Петровки уже практически нет, одно разваливающееся здание, а поле, где она стояла, мы до сих пор называем «Петровкой» [Фото 7].
9
Немец умел ценить добросовестный труд, был строг, но справедлив, и старики вспоминают о нём с уважением.
Братья Кайзеры решили употребить свои богатства на общественное благо: задумали проложить железнодорожную ветку Джанкой - Евпатория, которая должна была пройти через наши села. Начали они с постройки вокзала. Красивое здание в стиле немецкого барокко является украшением наших сел. [Фото 3]. А железной дороги здесь до сих пор нет и, наверное, уже никогда не будет.
Экономии братьев Кайзеров процветали до революции. Здесь были построены кирпичные дома барачного типа для наёмных рабочих, помещение для скота, ремонтные мастерские и кузницы для ремонта сельскохозяйственного инвентаря. Плодородные поля долины реки Чатырлык, бесчисленные стада овец, из молока которых делали замечательную брынзу, а также карьер, из песка которого делали черепицу, приносили хозяину огромный доход. Также была построена сыроварня [Фото 5,6]. Здание сыроварни имело большие подвалы для хранения сыра и соли. Сейчас там живут и работают люди. Сыроварня Кайзера производила очень вкусный сыр из овечьего молока. Оказавшись любителями и знатоками лошадей, братья строят конный завод и большой ипподром [Фото 8] . Они первыми в этих местах начинают заниматься виноградарством. Саженцы винограда привозят и сажают из Никитского ботанического сада. Вода для нужд экономии добывалась с помощью подъёмного механизма, который приводился в действие лошадьми, ходившими по кругу. В 1926 году здесь был образован Сеит-Булатский сельсовет [Фото 9 ]. Позже в 1934 году на этих землях образовались товарищество по обработке земли, используя здание под контору.[5,6,с.75,280]
Последующие события и пришедшая власть сделала в одночасье нищим процветающих братьев Кайзеров. Советская власть национализировала конный завод, мельницу, сыроварню, скот, инвентарь, усадьбы и всё остальное. Крестьяне-батраки растащили всё имущество.
10
4. Становление Советской власти в Сеит-Булате и Тюбее.
В 1917 году началась революция, за ней - коллективизация Братья Кайзеры, которым из всего их имущества новая власть оставила только одного ослика, куда-то исчезли. Рассказывают, что братьев Кайзеров мёртвых нашли в одном из подвалов несостоявшегося вокзала. Убоявшись их судьбы, жители села стали поспешно продавать свой скот, резать его. Кто не успел, тот «добровольно» сдал его в колхоз. Жительница села рассказывает, что она в те годы работала на обобществлении скота. Ей пришлось лично уводить со двора своей сестры корову. За ней с плачем бежали её маленькие племянники, и просили вернуть кормилицу по выражению её лица, трудно было понять, гордится она этим поступком или стыдится его.
Мне вспоминаются стихи, сочинённые к десятилетию нашей школы:
« Есть в Джанкойских степях
небольшое село
И Роскошным село то зовут
Хоть людей, что живет у заботы в сетях
Не богатство тут вместе свело»
По всесоюзной переписи 1926 года, в Сеит-Булатский сельский совет входили сёла Бос-Гоз (татарский), Сеит-Булат, село и хутор Топай-Кемельчи и совхоз «Тюбей».[1,с176-180]
В предвоенные годы совхоз имел высокие для того времени производственные показатели и агротехнику.
В 1948 г. с новым названием Роскошное Зерновое села начинают новую жизнь. На их восстановление приезжают люди разных национальностей - эстонцы, чехи, немцы. Жили дружно одной семьёй. В больших общественных печах пекли хлеб. Бабушка Надя вспоминала, как бочками продавалась красная и чёрная икра, но её никто не покупал, потому что к ней надо было привыкнуть: она казалась горькой и невкусной.[1.176-180]
11
Выводы
При написании работы мне удалось изучить литературу по данной теме. Узнать причину изменений названий села в разные исторические эпохи. Собрать сведения об исторических памятниках села. Выяснить, знают ли историю образования села ученики школы, родители, старожилы.
Данная работа познакомила меня с историей родного края, родного села Роскошное, Зерновое. История нашего края началась много веков назад. Более 180 лет имеет историю и наши села Роскошное, Зерновое. За годы своего существования они два раза меняли своё название. Смена названий происходила во времена исторических событий, перемен в стране.
Первичное название села получило в честь основателей. После становления Советской власти в стране наше село вновь меняет своё название. Это название село носит и в настоящее время. По собранным данным об истории и достопримечательностях сел составлена данная работа. Она познакомит с историй всех желающих и гостей села, родителей, обучающихся, а возможно поможет организовать экскурсию по селу для всех желающих.
Целью дальнейшей перспективы данной работы я думаю, будет составление путеводителя по данным сёлам. Путеводитель (или гид) печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь селе, городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности.
12
Список источников и использованной литературы
1) «В архивах ищем наши корни», Кошман Л. Летопись Джанкойского района-Симферополь:СОНАТ, 2008-252с.
2) «История Джанкойского района», под.редакцией Пятниковского В.В.. Джанкой, 2008-107с.
3) Книга памяти Республики Крым 4 том, Джанкойский, Красноперекопский, Нижнегорский, Первомайский, Советский районы г.Симферополь. Барановский В.«Таврида» 1995г.
4) Подборка периодических изданий из сельской библиотеки «Село моё-моя судьба».
5) «Словарь географических названий Крыма. Бугачёв Д.В. Симферополь: «ЧерноморПРЕСС, 2013-380 с.:ил.;карты.
6) «Я помню! Я горжусь!»Сидоренко А.И., Черникова Е.В. Отдел образования Джанкойской райгосадминистрации 2012г.
13
ПРИЛОЖЕНИЯ H
Фото 1. Помещичья усадьба братьев Кайзеров в наше время село Роскошное
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Фото 2. Усадьба братьев Кайзеров в наше время село Зерновое
14
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Фото 3. Вокзал братьев Кайзеров в селе Зерновом(нынешний медпункт)
Фото 4. Черепица изготовленная на местном кирпичном заводе братьев Кайзеров 1830г.
15
Фото 5. Сыроварня братьев Кайзеров вид спереди (наше время).
Фото 6. Сыроварня братьев Кайзеров вид с обратной стороны (наше время).
16
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Фото 7. Петровка (наше время)
Фото 8. Бывший конный завод(наше время)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 17
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Фото 9. Роскошненский сельский совет (в наше время)
18
ПРИЛОЖЕНИЯ
Знаем ли мы историю своего села?
Изучение отношения людей к истории села Роскошного и Зернового
Цель исследования: определение отношения к истории села Роскошное, Зерновое учеников МОУ «Роскошненская школа» и их родителей
Метод исследования: анкетирование
Анкета для учащихся школы:
В каком веке (году) образовались наши села?
Какое первичное название они имели?
Какие названия имели за годы существования?
Кто оказал влияние на развитие сёл?
Какие достопримечательности сёл вы знаете?
Какие реликвии хранятся в вашей семье?
Оказывалась ли вам помощь в изучении истории родного края? Кем?
Выводы по анкетированию 30учеников 6-11классов школы:
8 человек знают дату образования сёл.
16 человек знают, какое первичное название они носили.
Только 1 человек назвал правильно все названия сёл, которые они имели за годы существования.
8 человек знают, кто оказал влияние на развитие сёл.
15 человек знакомы с достопримечательностями сёл.
2 человека знают о реликвиях, хранящихся в семье.
15 человек ответили, что помощь оказывали бабушки, учителя истории, родители, библиотекари.
19
Анкета для родителей:
В каком году образовались наши села?
Кто были его основателями?
Какие названия имело за годы существования?
Сколько раз села были лидерами в производстве зерновых культур?
Знакомили ли с историей села детей? О каких достопримечательностях села рассказывали?
Какие реликвии хранятся в вашей семье?
Выводы по анкетированию 26 родителей:
25 человек знают год основания наших сёл.
20 человек правильно назвали основателей сёл Сеит-Булат и Тюбея.
14 человек знают все названия села, которые менялись с момента его основания.
12 человек знают, сколько раз сёла были лидерами в производстве зерновых культур.
15 человек знакомили своих детей с историей сёл.
14 человек хранят дома реликвии, передавая из поколения в поколение.
Вывод: Проведя анкетирование, можно точно утверждать, что дети плохо знают историю села: не знают дату основания, не могут ответить, почему село называлось Сеит-Булатом, Тюбеем; сколько раз, и по какой причине оно переименовывалось; многие ничего не знают о памятниках культуры.
Родители знакомы с историей села. Они назвали основателей и год основания. Больше половины знают все названия села, которые оно имело. Многие хранят семейные реликвии. Многие родители стараются свои знания передавать детям.
15