Конспект урока: Введение в историю Средних веков.6 класс.ФГОС


Технологическая карта урока
Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________
Тема Введение в историю Средних веков
Цели познакомить ребят с основным содержанием курса «История «Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Планируемые результаты
предметные: определять хронологические рамки средневековья; объяснять значение и задачи курса «История Средних веков»; характеризовать основные источники средневековой истории;ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Античностью и Средневековьем;
метапредметные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.
Основные понятия История «средних веков», средневековье, исторические источники
Ресурсы схема «Классификация исторических источников»; мультимедийная презентация; лента времени.
Тип урока
усвоения новых знаний (вступительный)
Форма урока Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающегося Примечания
2 Организационный момент Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.
Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Настраиваются на работу.
Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку 2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Демонстрация схемы «Линия времени».
Демонстрация схемы «Всеобщая история».
Обобщая ответы учащихся, вывожу понятие история-наука,изучающая в хронологической последовательности ход развития человеческого общества и его закономерности.(в пер. с древнегреч.-рассказ о прошлом, познанном).

Отечественная Всемирная Ученики отвечают на вопросы фронтальной беседы:
—Что такое история,что изучает данная наука?
-Что изучает Всеобщая история? Отечественная история?
—Какой раздел истории вы изучали в прошлом году?
—Какие темы и почему вы особенно запомнили?
—Какие события произошли до н.э.? Какие относятся к периоду н.э.?
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
3. Мотивация УД
Мы продолжаем с вами путешествовать во времени. —
В какой период истории мы отправимся в этом году?
Однако среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что собой представляют Средние века.
1. Средние века — это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков — такова точка зрения гуманистов, просветителей.
2. Средние века — это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями — такова точка зрения романтиков.
3. Средневековье — неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности — такова точка зрения историков-материалистов. Ученики отвечают на вопросы.
Задание: познакомьтесь с различными точками зрения на этот вопрос.
—Кто же из них прав?
—Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос? (Ученики выполняют задание.)
Проблемное задание на весь период изучения курса истории Средних веков. Какими были Средние века в истории человечества?
1.Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.), как считали гуманисты.
2.Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и пр. 4.Постановка целей и задач урока Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
План урока
1.Средневековье как часть всемирной истории.
2.Основные этапы эпохи Средневековья.
3.Исторические источники, их типы и виды.
4.Путешествие по учебнику «История Средних веков». Оформляют записи в тетради. 5.Изучение нового материала 1. Средневековье как часть всемирной истории
Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга.
Средние века — это эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (476) и до начала эпохи Великих географических открытий (1492), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений.
Само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначал период истории с V по XV в., т. е. период между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение — две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли.
А между ними — «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» — именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века».
Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического целого не было».
Европа в Средние века


Единый «исторический континент»Единый христианский мирСходный образ жизни

Появились языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе
(Проверка выполнения задания.) Работа со словарем
Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы.
— Можно ли применить этот термин по отношению к истории
Азии, Африки и Америки? (Ответы учеников.)
Разделившись на две группы, выполните творческое задание.
Задание для первой группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях Римской империи.
Задание для второй группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях северных и восточных соседей Римской империи.
(Группы презентуют свою работу. Проверка выполнения задания.)
- Что же изменилось в Средние века?
Задание: изучите предложенную схему и ответьте на поставленный вопрос.
7.Физминутка Организация физминутки
МАРТЫШКИ
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Проводят групповую физкультминутку, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении. Продолжение изучения нового материала Основные этапы эпохи Средневековья
Этап Характеристика
Первый этап.
Раннее
Средневековье Хронологические рамки: с конца Удо середины XIв. Содержание: в процессе смешения народов и обычаев складывались основные черты эпохи
Второй этап.
Развитое
Средневековье Хронологические рамки: с середины XIв. до конца XIIIв. Содержание: сложились феодальные государства-монархи

Этап Характеристика
Третий этап.
Позднее
Средневековье Хронологические рамки: период XIV—XVвв. Содержание: этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце XVпереход к раннему Новому времени
Проверка выполнения задания. — Какие этапы в своем развитии прошли Средние века? Задание: работая с текстом учебника на с. 9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья». 3. Исторические источники
Время, ход которого нельзя ни остановить, ни изменить, оставляет свои следы. Но следы времени нужно уметь читать.
Эти следы в науке называются историческими источниками. Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
•Письменные источники — летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале.
•Устные источники - предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы.
•Вещественные источники — орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, оружие, гербы, здания и другие архитектурные сооружения.
Источники: пословицы, храмы, монеты, саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, до-говооы. мебель, сказания.
Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)
Вещественные источники Письменные источники Устные источники
Храмы, монеты, предметы быта, ювелирные изделия, мебель Саги, хозяйственные записи, письма, договоры Пословицы, притчи, сказания
Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов использования исторических источников.
Вспомогательная историческая дисциплина Характеристика
Историческая текстология Занимается установлением подлинности текстов, точной даты их создания
Палеография Изучает древние рукописи, преимущественно их внешнюю сторону (способ написания, формы букв, особенности материала, на котором писали, и т. д.), с целью определения времени и места их создания
Генеалогия Занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных
Эпиграфика Изучает надписи на древних памятниках, зданиях, произведениях искусства, надгробиях, каменных стелах и плитах
Нумизматика Изучает монеты и другие денежные знаки
Геральдика Изучает гербы
Топонимика Изучает происхождение названий
Ономастика Изучает личные имена
Фалеристика Изучает ордена, медали и другие знаки отличия
Хронология Изучает системы летоисчисления
Метрология Изучает различные меры(длины, объема,веса)
Групповая работа:ученики делятся на 3 команды, на доске записывают примеры источников истории с.в. (на «время и количество»)
При желании производят запись в тетрадь.
Задание: изучите данные предложенной таблицы и охарактеризуйте исторические дисциплины.
- Как эти науки могут помочь нам в изучении истории Средних веков? 8.Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся.
Выслушиваются мнения учеников Частично закрепление пройденного материала проходило на каждом этапе урока.
Возвращаемся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока: -Почему важно изучать историю?
-Чему можно научиться на уроках истории?
Хронологическая задача: Используя «линиювремени» определи, сколько времени длилась эпоха средневековья? (1016 лет) 9.Рефлексия.
Подведения итогов. Оценивание. Творческое задание (работа в малых группах):
-Используя прием «Реклама», придумайте рекламу и слоган предмета «История средних веков» Проверяю выполнение творческого задания, провожу оценивание учащихся 10. Домашнее задание (дифференцированное). 1.Для всего класса: проработать с.
2.Для сильных учеников-подготовить презентацию на тему «Известные события средневековой истории».
2.Для средних учеников – исследовать исторические источники ( на выбор).