Интегрированный урок литературы и философии с элементами опережающего обучения. Тема любви
Дивногорский лесхоз- техникум
Швецова И.В.
Интегрированный урок литературы и философии
Введение.
Тема любви для проведения интегрированного урока была выбрана неслучайно. Во- первых, ее актуальность для студентов возраста 16-18 лет несомненна. Во- вторых, вопрос любви является одним из основных как в литературе, так и в философии. Поэтому все поэты- немного философы, а все философы- немного поэты. Кроме того, авторы данной работы сочли необходимым придать уроку некоторую долю прагматизма, включив вопрос о наиболее сложном виде любви.
Сама тема продиктовала выбор методов, вида и типа урока.
Технологическая карта занятия
Тема: Литературно-философская интерпретация любви.
Тип – усвоение новых знаний.
Вид – интегрированный урок с элементами опережающего обучения.
Время-45 минут
Цели:
а) дидактическая:
раскрыть понятие «векторная пара»; поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви; показать, как поэты изображают влияние любви на человека.
б) развивающая:
развивать речь студентов, пробудить у них желание философствовать на тему любви, учить отстаивать своё мнение, приводя веские аргументы из текстов и биографий великих людей.
в) воспитательная:
интерес к философии и литературе; содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи, содействовать воспитанию культуры общения.
г) методическая: продемонстрировать методику проведения интегрированного урока с элементами опережающего обучения.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, видеоклип.
Междисциплинарные связи: психология, история, культурология.
Ход занятия.
1. Организация занятия-7 минут.
Слово преподавателей о значении любви в жизни человека:
(методы словесные, наглядные)
а). Слово преподавателя философии.
б). Слово преподавателя литературы.
2. Изложение материала.-17минут
Элемент опережающего обучения.(методы словесные, наглядные, самостоятельная работа студентов)
2.1. обзор «античная философия о любви» (докладчик Коломейчук Полина)
2.2. нонсенс – «векторная любовь» (докладчик Ревенько Ирина)
3. Закрепление материала.
Творчество выдающихся векторных пар (методы репродуктивный, наглядные, контроль)-16 минут
3.1. Ахматова – Гумилёв (докладчик Тетерина Вероника)
3.2. Есенин – Дункан (докладчик Цыплухина Анна).
4. Рефлексия. – 5 минут
Заключение – видео.
Приложения
Вступительное слово преподавателя литературы Швецовой И.В.
Здравствуйте! Сегодня у нас необычный, а интегрированный урок. Тема любви будет нами рассматриваться с точки зрения философии и литературы.
Что такое любовь? На протяжении веков на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в XVII веке известный драматург Ж.Б.Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил
Одним из примеров размышления о любви является стихотворение Омара Хайяма:
Я пришел к мудрецу и спросил у него: "Что такое любовь? Он сказал "Ничего" Но, я знаю, написано множество книг: Вечность пишут одни, а другие – что миг...То опалит огнем, то расплавит как снег, Что такое любовь? "Это все человек!" И тогда я взглянул ему прямо в лицо, Как тебя мне понять? "Ничего или все?" Он сказал улыбнувшись: "Ты сам дал ответ!: "Ничего или все!",- середины здесь нет!"Вступительное слово преподавателя философии Крыловой О.А.
Здравствуйте, сегодня мы проводим занятие интегрированное, с элементами опережающего обучения.
Суть его состоит в том, что вы познакомитесь с одним из наиболее важных вопросов науки, философия которую будете изучать только на втором курсе. И это вопрос о Любви!
В повседневной речи мы часто встречаемся со словами "любовь", "высшие человеческие чувства", как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые (как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.
предлагаю вам прослушать выступления ваших старших товарищей, студентов 3-го и 4-го курсов, которые уже освоили курс философии, сформулировали свои взгляды на основные её вопросы, имеют свои предпочтения и готовы поделиться с вами информацией о том, что представляется им наиболее интересным и важным.
В заключение нашего урока посмотрите, пожалуйста, очень красивый видеоклип. Он создан основе знаменитых высказываний великого писателя и философа современности Габриэля Гарсиа Маркеса и представляет собой практическое руководство для всей вашей жизни.
Обзор «Античная философия о любви».
Что такое любовь с философской точки зрения? Это вечный вопрос. Значит, что полного ответа на него быть не может. Одно из определений философии - это стремление рационально осмыслить иррациональное. Таким образом, мы имеем классический философский вопрос. Любовь - это чувство, а чувство постичь и выразить разумом невозможно. Философия требует всестороннего рассмотрения вопроса понятия Любви, как таковой.
Мне представляется наиболее интересным период «Античной философии».
Само понятие любви в античную эпоху редко становилось предметом исследования (хотя таковое и случалось). Но по поводу того, какая она бывает, была построена целая классификация. Вот она:
«Эрос» - главным образом, половая, страстная любовь, способная дойти до безумия:
«Филия» - приязнь к самым разнообразным «вещам», охватывающая любовь к родителям, к детям, к родине, друзьям, к познанию. Но и эротическая любовь тоже (эрос - лишь один из видов филии, по сравнению с которым она представляет собой более «мягкое» влечение);
«Сторге» - любовь-привязанность, особенно семейная;
«Агапэ» - любовь еще более мягкая, жертвенная, снисходящая к «ближнему».
Для античных философов любовь как космическая сила была фундаментом, объясняющим все миросоздание и мироустройство. Это находит отражение в мифологических образах, прежде всего, Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура).
Эрос «между вечными всеми богами прекраснейший... сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает» представляется как одна из первых сил, появившихся в мире (Гесиод, VII1-VII вв. до н.э.).
Согласно Пармениду (V в. до н.э.), Богиня любви занимает центральное место в космосе, определяя процессы рождения, взаимовлечения, связи земного и небесного миров: «А в середине кругов - Богиня, которая правит
Всем: от нее - начало слияний, мучительных родов.
Это она посылает смеситься мужнее с женским,
Женское с мужним.
Первым среди богов измыслила бога Эрота».
Правда, здесь стоило бы упомянуть еще и, как минимум, Гермеса - не только покровителя торговли и ремесел, но и весьма любвеобильного «вестника богов».
Эмпедокл (V в. до н.э.), утверждавший, что все в мире состоит из первоэлементов земли, воды, воздуха и огня, объяснял их сочетание действием двух противоположных сил - Вражды (Нейкос) и Любви (Филии), которые друг без друга не могут существовать.
В платоновском диалоге «Пир» (хотя настоящее-имя автора - Аристокл) приводятся сразу два отличных друг от друга взгляда на понятие любви. Один из них изложен в мифе об андрогинах. Когда-то землю населяли «двойные» люди, имевшие по четыре руки и ноги, две «срамные части», два лица, глядевшие в разные стороны. А полов у них было и вовсе три: мужского - от Солнца, женского - от Земли, а также «обоеполого» - от Луны, совмещающей оба начала.
Андрогины замыслили напасть на богов, и Зевс разделил каждого из них пополам, дабы ослабить. Люди стали «камбалоподобными» и принялись искать свою половинку, что непросто, а потому они утешаются хотя бы временным соединением с чужой половинкой, но подходящего пола. Зато если удается найти и обрести свою собственную, родную половинку, это дарит восторг истинной, постоянной, безграничной любви.
Кстати, здесь же находим и объяснение однополого влечения: «Женщины... представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины... Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому...».
Другая концепция описывается от имени самого автора. Платон утверждает, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности через продолжение рода.
Причем речь идет не только о деторождении как таковом. Кроме «беременных телом» он специально выделяет «беременных духовно», т.е. рождающих добродетели, открытия, творения. Вот именно такое «потомство» и является бессмертным.
Платон считает земную любовь ступенью па пути к любви небесной, не отвергая «низший эрос» (и не только теоретически. Афиной, например, восклицал: «У Аристотеля (ученика Платона) был сын Никонах от гетеры Герпеллиды, и он любил ее до самой смерти, поскольку, как говорил Гермипп, он находил у нее полное удовлетворение своих нужд, и разве красивый Платон не любил Арханассу, гетеру из Колофона...».
По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высокого порядка, которая есть суть творчество. Собственно, отсюда и произошло название «платонической любви» - от платоновской теории эроса.
Любовь - это волнующее, тревожащее чувство, которое однажды просыпается в человеке и наполняет жизнь смыслом, радостью, болью, тревогой, мыслью, жаждой, снами, грезами, планами, делами. Это дар Божий, который может быть наградой, а может и наказанием. И дается он не всем. Но Любовь как потребность, имманентно присущая человеку - дана всем. Кто отрицает Любовь - утверждает свою неполноценность, агрессивно признается-раскаивается в своей неудовлетворенной потребности. Без Любви жить проще, но зачем? Как? Как незаменимы вода и воздух для жизни тела, так незаменима Любовь для эмоциональной жизни, для духовной жизни, для полноты жизни. Любовь - глоток прохладной воды в жаркий день, но нельзя пить вечно. Все познается в сравнении. У всего есть границы, начало и конец. Любовь-вспышка, Любовь-состояние. Любовь-процесс. Уникальность Любви - непостижимая многоликость универсального чувства, как неповторимо-вечное мерцание звезд, как зыбь на поверхности океана, как трепет листьев, как изгибы пламени...
ДОКЛАД
«Нонсенс – векторная любовь»
В настоящее время выделяют несколько типов любви:
Романтическая любовь
Духовная любовь
Патриархальная любовь
Равная любовь
Векторная любовь
Остановимся более подробно на векторных отношениях.
Векторная связь - это кольцевая последовательности знаков Восточного гороскопа, где два знака образуют так называемую Векторную пару, в которой один знак играет роль энергетического донора «слуги», а другой похитителя энергии «хозяина». Векторное кольцо - настолько мощное явление, что перекрывает все другие типологии и психологические закономерности. В векторных парах действует только этот тип отношений. Здесь один человек - ведущий «хозяин», второй - ведомый «слуга». Законы логики здесь не работают - скорее, мистики. Векторное кольцо замкнуто само на себя. Внутри этих браков мы не можем точно определить характер взаимоотношений между супругами.
Структура векторного кольца:
На первом месте указан «хозяин», на втором - «слуга»:
Крыса - Лошадь - Кабан - Дракон - Кот - Петух - Собака - Бык - Тигр -
Коза - Змея - Обезьяна - Крыса.
Таким образом векторное кольцо даёт 12 векторных пар:
Хозяин
Слуга
Обезьяна
Крыса
Змея
Обезьяна
Коза
Змея
Тигр
Коза
Бык
Тигр
Собака
Бык
Петух
Собака
Кот
Петух
Дракон
Кот
Кабан
Дракон
Лошадь
Кабан
Крыса
Лошадь
В этих парах отношения возникают и развиваются помимо воли человека и его желаний - неосознанно, незапланированно. Не их начало, не их продолжение не укладывается не в какие стереотипы, они не подвластны контролю вовлечённых в них людей. То, что можно почувствовать с векторным партнёром, нельзя почувствовать ни с каким другим. Векторные отношения - это энергетическая буря, в которой трудно установить равновесие и надёжный строй. Их особенность в неподчинённости разуму, в невозможности проконтролировать и рационально объяснить свои действия и порывы. В этих отношения словно вторгается некая неведомая сила, которая является третьей важнейшей составляющей.
Диапазон отношений: от спаянного союза «не разлей вода» двух внешне совершенно разных людей - до неприязни, без всякой причины, и стойкого непонимания. А так же окончательного отдаления, если «слуга» покидает «хозяина». Энергетические затраты в рамках векторных отношений все же несопоставимы с их плюсами. Но, всё на свете имеет оборотную сторону и за этот полет приходится чем-то платить. Главная плата невозможность застабилизировать отношения.
В классическом варианте «хозяин» подавляет «слугу», а тот в свою очередь, терпит тиранию и гнёт. Взаимодействие идёт по типу подчиняющийся и властвующий. Кольцевые отношения между мужчиной и женщиной почти всегда сопровождает определение «роковая любовь», страсть. Несмотря на страстную любовь, отношения в таких парах трудно назвать безоблачными. Те, кто испытал подобное, могут сказать, что это не столько любовь, сколько что-то совершенно необъяснимое. Оказаться в векторном браке можно по большой любви или по необъяснимому притяжению, но никакие мотивы не могут спасти от приключений - векторный брак вывернет вас наизнанку. Стараться предугадать развитие этих отношений бессмысленно. Все варианты будущего, которые вы сможете предположить, могут вообще с ним не совпасть.
Знаки Восточного гороскопа
Крыса
1900
1912
1924
1936
1948
i960
1972
1984
1996
2008
Бык
1901
1913
1925
1937
1949
1961
1973
1985
1997
2009
Тигр
1902
1914
1926
1938
1950
1962
1974
1986
1998
2010
Кролик
1903
1915
1927
1939
1951
1963
1975
1987
1999
2011
Дракон
1904
1916
1928
1940
1952
1964
1976
1988
2000
2012
Змея
1905
1917
1929
1941
1953
1965
1977
1989
2001
2013
Лошадь
1906
1918
1930
1942
1954
1966
1978
1990
2002
2014
Коза
1907
1919
1931
1943
1955
1967
1979
1991
2003
2015
Обезьяна
1908
1920
1932
1944
1956
1968
1980
1992
2004
2016
Петух
1909
1921
1933
1945
1957
1969
1981
1993
2005
2017
Собака
1910
1922
1934
1946
1958
1970
1982
1994
2006
2018
Свиньи
1911
1923
1935
1947
1959
1970
1983
1995
2007
2019
Супруги в векторном браке могут расходиться годами, но у них это редко получается. Многие женщины жалуются своим психотерапевтам на мужей: «Я умираю с ним и без него». Если где-то слышишь такие слова - значит, скорее всего, речь идет о векторном браке. Векторный брак - это поистине непередаваемый феномен. Его невозможно объяснить или детально описать. Считается, что «слугу» никогда не сможет вырваться из кольца, оставить «хозяина», если тот его не отпустит.
Выделим несколько основных моментов:
векторные отношения характеризуются повышенной эмоциональностью и требуют серьезных затрат энергии; взаимодействие партнеров напоминает конфликт;
перед векторным кольцом все равны: противостоять его принципам не помогут ни логика, ни интуиция, ни воля;
векторные отношения легко разрушают собственное защитное поле человека или находят его уязвимые места;
плюсами векторных отношений являются быстро налаживающийся контакт между партнерами, полное ощущение комфорта, одновременная возможность и самой жаркой страсти, и духовного взаимопонимания, и интеллектуальной гармонии.
Векторная любовь: плюсы и минусы:
люди максимально открываются друг другу, это ведет к слиянию душ;
ни в каком другом союзе человек не способен испытывать столь сильные и разнообразные чувства;
брак становится источником конфликтов - партнеры часто ранят друг друга, в подобных отношениях сильнее, чем в любых других, проявляются ревность и обида, каждый участник такого союза ощущает зависимость от другого;
в любой момент и по любому поводу может начаться конфликт, ситуация морально очень выматывает, а постоянные стрессы подрывают здоровье.
Из жизненного опыта известно, что наиболее сильные эмоции в супружеской жизни выпадают именно на долю тех, кто состоит в векторном союзе. Когда эйфория начала романа заканчивается, а отношения принимают более стабильную форму, становятся очевидными и их «последствия» - выясняется, что кто-то имеет проблемы с нервной системой, у кого-то разбалансированы основные функции организма, кто-то стал слишком агрессивен, а кто-то абсолютно потерял интерес к происходящему.
Известные векторные пары
Екатерина Максимова (Кот-слуга) и Владимир Васильев (Дракон-хозяин)
Джейн Фонда (Бык-хозян) и Тед Тернер (Тигр-слуга)
Наташа Королёва (Бык-слуга) и Сергей Глушко (Собака-хозяин)
Эдуард Успенский (Бык-хозяин) и Элеонора Филина (Тигр-слуга)
Том Круз (Тигр-хозян) и Николь Кидман (Коза-слуга)
Вот, что часто происходит в векторном браке:
«слуга» может деградировать, а «хозяин» - потерять совесть;
«слуга» может стать истеричным, взбалмошным, и «хозяин» вынужден ходить за ним, как нянька;
итог развития подобных отношений нельзя предсказать, как нельзя гарантировать ни минуты спокойствия;
участники подобного союза, не замечают своих личностных трансформаций, не могут подолгу находиться врозь, а как только сойдутся - начинают ссориться;
супруги срастаются во всех областях жизни, подобно сиамским близнецам, теряют интерес к окружающему миру, погружаясь в пучину своих переживаний.
Человек, попавший в векторную ловушку, сам для себя должен решить, что ему важнее сохранение собственной личности, или то наслаждение, которое можно получить в подобном союзе. Важную роль может сыграть ближайшее окружение каждого из партнеров - со стороны, как правило, виднее, что с человеком творится что-то неладное.
Если же вы решились на подобные отношения, то:
не торопитесь оформлять брак и рожать «векторных» детей, пока не убедитесь в том, что подобные отношения вам по силам;
«хозяин» должен (просто обязан!) жалеть «слугу», личность которого постепенно теряет индивидуальность;
«слуге» следует помнить, о тех материальных и психологических выводах, которые он извлекает из этого брака;
иногда можно прибегнуть к варианту «временного развода», который облегчит ситуацию перед новым воссоединением;
чем чаще разлуки, тем слабее ураган, бушующий в вашей семье;
«слуга», решившись, на разрыв, должен выглядеть в глазах «хозяина» как можно более ничтожным - в этом случае можно выйти из ситуации с наименьшими потерями;
расставшись с «хозяином», не пытайтесь мстить, а тем более вернуться к нему - отстранитесь как можно дальше, лучше вообще не общаться, пока не заживут душевные раны.
И все-таки, можно ли прожить в векторных отношениях всю жизнь? Да, можно. Но лишь в том случае, если вы не готовы к браку как достаточно спокойному и равновесному союзу, созданному для воспитания детей, совместного ведения хозяйства, взаимной поддержки, и не представляете себе жизни без вдохновляющей любви и страстных супружеских отношений с самым близким на свете человеком.
ДОКЛАД «Есенин – Дункан»
Он был любимчиком музы, потрясающего дарования и романтизма. Ее уважали за мастерство и талант. Их любовь сыграла странную роль в их судьбах. Историю любви Есенина и Дункан вспоминают, пожалуй, чаще, чем какие-то другие романы.
Не гляди на запястья
И с плечей её льющийся шёлк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашёл...
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
Жить - так жить,
Любить - так уж влюбляться.
Знаменитая всему миру танцовщица Айседора Дункан приехала в Москву в 1921 году по приглашению советского правительства. Она была намерена передавать свое искусство молодым особам, для чего ей и был выделен один из столичных особняков.
С поэтом Сергеем Есениным она знакомится на вечере у художника Якудова. Их встречу присутствующие на вечере описывали так. Дункан полулежала на кушетке, вокруг нее толпились восторженные поклонники. Поэт же стоял перед ней на коленях. Танцовщица перебирала его светлые волосы и повторяла «За-ла-тая га-ла-ва». Айседора Дункан не знала русского, а Есенин не изъяснялся ни на одном из иностранных. Они понимали друг друга на уровне взглядов, сопровождаемых жестами.
Их роман развивался стремительно и довольно быстро они приняли решение жить вместе. Дункан была величественной женщиной. Своей гордой осанкой она походила на королеву. Единственное, чего она стеснялась это разницы в возрасте со своим возлюбленным. Она была старше поэта на пятнадцать лет. Поэтому, когда речь зашла о бракосочетании, она попросила своего администратора исправить в ее паспорте год рождения.
Пара Сергей Есенин (Коза) и Айседора Дункан (Тигр). «Они мазаны одним миром, похожи друг на друга, скроены на один образ, оба талантливы сверх меры, оба эмоциональны, безудержны, бесшабашны...» писал о них один из друзей.
Об их отношениях написаны тома, каждый видит что-то свое, но все признают здесь аномальность, объясняя происходившее с ними уникальностью самих супругов. Отрицать нельзя и эту причину. В вихре векторных приключений нет ни причины, ни следствия: то ли так ведут себя, потому что в векторном браке, то ли попали в векторный брак потому, что хотели так себя вести. Есенин, угрожающий выброситься из окна; Дункан, в своем танце падающая на колени перед Есениным; скандалы, ревность, взаимные упреки, внезапные расставания и бурные встречи, и снова скандалы, скандалы.
Многим казалось, что это уже безумство. Сколько раз бил и крушил все вокруг себя Есенин, но ведь то же самое могла сделать и Дункан (благо, средства позволяли). "Айседора то прячется от Есенина, то начинает его разыскивать. Своей подруге Роберте она признается что если не найдет исчезнувшего в очередной раз мужа, то умрет или сойдет с ума. Все эти раздоры и примирения с горами перебитого фарфора и хрусталя и перекалеченной дорогой мебели были бы смешны, если бы не реальность трагедии, которую чувствовали все вокруг.
А вот мнение еще одной подруги, наблюдавшей очередной погром, учинённый Есениным: «Айседора наслаждалась этим диким зрелищем что нашло на нежную, застенчивую Айседору?.. Его приступы оказывали на нее такое же умиротворяющее воздействие; как сумасшедшая гонка на машине или полет в самолете». Вскоре она сама уже с упоением швыряет тарелки о стены.
Векторным супругам нет возможности найти себе место на этом уютном шарике, как будто они уже и не люди, как будто сама земля уже не держит их. Убегают по очереди друг от друга, пересекают океан туда-сюда. В воспоминаниях М.Дэсти Есенин и Дункан предстают двумя заблудившимися душами. Ирина Одоевцева описывает атмосферу в доме супругов более образно: «Весело? Нет, здесь не весело. Не только не весело, но как- то удивительно неуютно. И хотя в комнате тепло, кажется, что из завешенных розовыми бархатными шторами окон тянет сквозняком. Что-то неблагополучно в воздухе, и даже хрустальная люстра светится как-то истерически ярко среди дыма папирос». Удивительно, но эти тихие слова поражают не меньше, чем описание знаменитых скандалов знаменитых супругов.
Менее двух лет длился этот роман, этот брак. Однако за это время наслучалось на несколько романов, пьес, а уж мемуаров и воспоминаний без счету. Они расстались в 1923 году. Смерть Есенина случилась в 1925 году (28 декабря), а 17 августа 1927 года погибла Дункан. Обстоятельства двух смертей удивительным образом переплетены. Есенин покончил с собой в том самом номере гостиницы, где они останавливались с Айседорой, ее задушил шарф, тот самый шарф, который в ее танцах символизировал самого Есенина. Мистика, во всем мистика... Вектор...
Ахматова – Гумилёв
Серебряный век русской поэзии подарил нам много имен, и среди них есть два, чьи судьбы тесно переплелись: Анны Андреевны Ахматовой (Бык) и Николая Степановича Гумилева (Собака). Союз двух поэтов был ярким и сложным.
Они познакомились еще в юности: Николаю Гумилеву было 17, Анне Горенко (настоящая фамилия поэтессы) – 14. Молодой человек, наделенный богатым внутренним миром, не мог не обратить внимания на девушку, которая, казалось, была окутана некоей тайной – тайной, как мы теперь понимаем, таланта! Через 7 лет молодые люди обвенчаются. Пока же, в 1903 году, их связывают лишь Царскосельская гимназия и увлечение поэзией.
Николай Степанович Гумилев, талантливый поэт, замечательный переводчик и критик, настоящий путешественник, был человеком глубоким, страстным, увлекающимся. И, конечно же, если он влюблялся, то отдавался этому чувству полностью, вознося свою возлюбленную на недосягаемую высоту. Анна Андреевна не сразу ответила ему взаимностью. Однако нет девушки, которую бы не покорила любовь, ради которой готовы пожертвовать жизнью. Трижды Гумилев предлагает Ахматовой руку и сердце – дважды получает отказ и дважды пытается свести счеты с жизнью из-за неразделенной любви. Третье предложение было принято
В 1910 году состоялось венчание и молодожены отправились в свадебное путешествие в Париж. Впереди их ждало много тяжелых испытаний.
Этот союз в собственном изображении его участников и свидетелей выглядит как яростный поединок свободолюбивых страстных натур. Еще до брака она пишет:
И когда друг друга проклинали,
В страсти, раскаленной добела, Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала,
И что память яростная мучит,
Пытка сильных огненный недуг!
Что может добавить брак в отношения двух огней, сливающихся в один костер? В них было все, что положено векторной паре, иначе Ахматова не призналась бы:
Как соломинкой, пьешь мою душу.
Знаю, вкус ее горек и хмелен.
Но я пытку мольбой не нарушу.
О, покой мой многонеделен.
Тот, кто побывал в векторном союзе, знает, как через соломинку выпивается душа, вся без остатка.
Страсть целиком захватила Анну. Николай Гумилев писал, что «ей по-прежнему хотелось вести «любовную войну» мучить и терзать, устраивать сцены ревности с бурными объяснениями и бурными примирениями...».
Творческие люди – натуры многогранные и сложные, их жизнь редко укладывается в принятые «рамки», потому что на первом плане у них всегда искусство. Брак А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилева был сложным и продлился всего 8 лет. В 1912 году у них родился сын – Лев Гумилев. Примерно в это же время в семье начинаются размолвки, через несколько лет семья фактически распадается. Развод, оформленный в 1918 году, был лишь документальным свидетельством того, что произошло намного раньше.
Роковая, векторная любовь погубила этот союз...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература XX век 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. 4.1 (Авт. - сост. С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 4-е изд., респ., М:, 2008.
Ахматова А.А. Избранное (сост. авт. примеч. И.К. . – М. просвещение, 1993 – 320 с.
Есенин С.А. Сочинения/ Сост., вступ. статья и коммент. А. Козловского. – М.: Худ. лит., 1988 -703 с.
Гумилёв Н.С. Избранное/ Составление примечания, комментарии Ю.Г. Кротова. – Красноярск: Кн. изд-во 1989 – 709 с.
Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. -.: Логос, 2005 – 288 с.: ил.
Газета «Аргументы и факты» №1, 2014.
Интернет – ресурсы:
www.antizlo.ru
15