Духовно-нравственные ресурсы школьного курса в формировании поликультурной личности
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
Горохводацкая А.В.
Новоишимская средняя школа №2 Северо-Казахстанская область район имени Г.Мусрепова
Поэт не человек, он тоько дух –
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух,
Всё видит, слышит, всем владеет..
Анна Ахматова
Современное общество характеризуется как информационное. Актуальность поликультурного обучения определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах.
Литература – это предмет, который знакомит нас с миром. И центром всех событий, отражённых писателями, всегда является человек: его душа, мысли, переживания. Словесник в школе – главная фигура. За ним стоит Абай, Пушкин, Лермонтов, Сейфуллин, Нурпеисов.. и весь сонм великих словесников. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, - это особое и наиболее значительное дарование. Литература, родной язык, затем история, прежде всего, творят сына Отечества, а уж затем пусть в него закладывают профильные знания.
Говоря о нравственном воспитании, я делаю акцент на сопоставительном анализе произведений народов-соседей. Этот приём помогает прийти к усвоению общечеловеческих качеств. Всё изменяется в мире, но во все времена душа человеческая болела от неразделённой любви, предательства, человек радовался и радуется красоте природы. Не важно, в какой точке земного шара ты живёшь, какой у тебя цвет кожи, разрез глаз. Главное – остаться человеком в самом высоком понимании этого слова. Именно эти приёмы работы помогают воспитывать толерантную, поликультурную личность.
Опыт применения на практике приёмов сопоставления позволяет комплексно решать задачи и воспитания и обучения. Кроме нравственных начал, такой вид работы помогает формировать речевую и коммуникативную компетенцию школьника, развивает мышление, формирует собственное отношение к полученным фактам, их осмыслению, сознательному усвоению.
Именно такими качествами должен обладать современный человек: способностью логично, доказательно, образно излагать свои мысли, принимать верные решения в условиях быстро меняющегося мира.
Ум заключается в том, чтобы видеть сходство различных вещей и различие схожих.
Жермена де Сталь.
Процесс разработки и подготовки обобщающих уроков-сравнений можно разделить на несколько этапов:
1.Определение насущной проблемы.
2.выбор формулировки темы, включающей аспекты, общие для сравниваемых произведений ( в русле определённой проблемы).
3.Подбор общих для обоих произведений вопросов в такой последовательности, которая приведёт в результате сопоставления к выводу-ответу на проблемный вопрос. На данном этапе помогают такие виды работ, как сведение результатов сравнеия в таблицы, отражающие логику анализа; составление диаграмм Венна.
4. Специальная предварительная работа учащихся, когда в качестве домашнего задания они получают те вопросы, которые будут обсуждаться в классе.
5.Организация урока в такой форме, которая более всего активизирует учащихся к сравнительному анализу в зависимости от особенностей класса (деление на группы, работа в парах), то есть обучение в сотрудничестве.
Родным языком в русской школе является русский. Одним из приоритетов в обучении русскому языку и литературе является - познание культуры русского народа в диалоге культур. Диалог культур в преподавании русского языка и литературы должен открыть перед обучаемыми многообразие духовного и материального мира, помочь им понять ценности другой культуры, в конечном счёте научить жить и общаться в многонациональном Казахстане. Сейчас, когда проблема межнационального взаимопонимания приобретает особую значимость, диалог культур важен как средство гармонизации национальных отношений, воспитания этнокультурной терпимости.
Приведу несколько примеров результата сопоставительного анализа при изучении творчества Михаила Юрьевича Лермонтова и Магжана Жумабаева.
На уроках изучения лирики Лермонтова мы знакомимся с его стихотворением «Пророк». «Пророк» Лермонтова уже самим названием и начальными строками подсказывает читателю, что является фактическим продолжением «Пророка» Пушкинского:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всевиденье пророка
Это краткое изложение пушкинского текста. Лермонтов как бы перешагивает точку, которую поставил в конце своего стихотворения Пушкин, и задаётся вопросом: а что же дальше? А дальше – непонимание, неприятие пророка людьми, издевательства и насмешки. Далее – каменья и язвительная речь старцев, поучающая детей:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Дальше - возможность жизни только в одиночестве, в пустыне (с пустыни начинается пушкинский «Пророк»). Итак, поэт остаётся один, он вынужден бежать от людей – и участь эта горька и тяжела.
В Лермонтовском «Пророке» гораздо меньше, чем в пушкинском, старославянизмов. Относительная нейтральность стиля – подчёркнутая. Отказ от стилизации приглушает библейский план подразумеваемый, - современность. Герой стихотворения не поэт, а именно боговдохновённый пророк, тут нет никакой аллегории. Но Лермонтов подразумевал и судьбу поэтов – пророков, не исключая своей. Пишет он о типичной общечеловеческой ситуации.
Эта же тема в творчестве Магжана Жумабаева звучит так:
Был в древности рожден от Солнца гунн,
От гунна – я, как пламя, вечно юн.Я ликом чист, глазами я раскос,И, пламенея, жду я свой канун.
О, не грусти, слепец мой, дай мне срок,Я Солнца сын, верней, его зрачок.Иду я к вам, пылая, словно весть,Рожденный гунном солнечный пророк.
Лирический герой - Бог Земли, а быть Богом значит не просто брать, а разумно управлять и нести людям свет.
У Бога неба Тенгри
Рода нет и сути нет.
Ну а я – Бог Земли. Тимур,
Родом - тюрк, сутью – пламени свет.
Герой Магжана рождён светом, «Солнцем» и «Небом». Он повинуется лишь Тенгри, а поклоняется только себе. Он весь из огня: улыбка его - зарево, «в раскосых глазах огонь». Он сгорает, пожирая сам себя, но несёт свет людям, туда, где затаилась темнота. И другой жизни ему не надо, ведь «жизнь – огонь».
Сам я – огонь, из огня я,
Рождённое в нём дитя,
Солнцем я появился,
Сердце своё даря
Прекрасны только Огонь и Небо, а « всё прочее – ничто»! Всё другое – тьма, которую нужно разогнать. В первой части стихотворения «Пророк» автор разъясняет, что представляет собой мрак в душах человеческих, говорит о том, что «Запад объяла тьма». На рубеже 19-20 веков проблема Запада и Востока приобретает особую актуальность в связи с осложнившейся политической обстановкой в Европе. У Магжана Запад – символ тьмы, Восток – света. Автор говорит о том, что человеческие души, заблудшие в ночи, забыты, а люди не знают своей веры, они поклоняются лишь сытости тела, то есть живут только ради накопления богатства. Они продали душу дьяволу, заблудились. Всё объято тьмой Запада, преобладают сумрачные тревожные тона, вселяющие в душу чувство страха, безысходности, тоски. Но эти мысли не смогли заглушить огромной душевной энергии поэта Вторая часть «Пророка» озарена солнечным светом, блеском огня и, будто пламя, неся свет и добро против войн, зла и насилия, возникает Пророк, «огненное» слово которого направлено к утверждению солидарности Востока и Запада.
Стихотворение «Пророк» М. Жумабаева отражает идею прекращения войн, насилия. И служить этому призван Поэт, олицетворяющий миролюбивый Восток. Человек должен нести свет. Поэт несёт словом своим. Магжан Жумабаев как поэт поклонялся лишь единственному Богу, имя которому – человеческое слово:
Я сам огонь – я сам себе поклоняюсь,
Моё слово – огонь –
Я своему слову поклоняюсь.
Тема назначения поэта и поэзии прослеживается и в другом стихотворении Магжана «Баллада о глазах»
Путь поэтов не усыпан розами
Лавры, слава – это всё потом,
А при жизни – слёзы на берёзах,
Кровь и пот, да сплетен грязный ком,
Параллель между творчеством Магжана Жумабаева и Михаила Лермонтова можно провести при изучении темы Родины. Сходство творчества этих поэтов в большой любви к своей родине, родной природе, несмотря на все недостатки, поэты воспевают красоту родного края. У Лермонтова:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью.
Ни полный гордого доверия покой,
В его стихах природа оживает. Живёт всё: горы, скалы. Утёсы, потоки, реки, деревья, камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой. Такая же беспредельная любовь к родному краю у М.Жумабаева. Он видит не просто степь, а живое, величавое существо – степь, она у него синоним родного края, его высоких духовно-нравственных достоинств, она у него святыня.
Зимой бураны, летом миражи,
То саван белый, то желтее ржи,
Ни гор, ни рек, - безмолвие да камни.
Одни лишь камни да солончаки
Но всё-таки и такая дорога мне
За то её, наверное, люблю,
Что не пойму, за что и почему.
Сопоставив стихи двух великих поэтов, мы приходим к выводу, что во всех уголках Земли настоящий гражданин своей родины любит её и за достоинства и за недостатки.
Когда к груди прижму простор степной,
Волной озёрной утолю свой взор
Тогда душой воспряну в Сары-Арке – шелков нежней,
Я их люблю и до скончанья дней любить не перестану.
Говорит М. Жумабаев. И у Лермонтова:
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы,
Чету белеющих берёз.
К творчеству М. Жумабаева я обращаюсь при изучении темы: «Лермонтов и его поколение». Лермонтовский герой активен:
Мне нужно действовать.
Мне нужно действовать,
Я каждый день
Бессмертным сделать бы желал
Такая же позиция у лирического героя М. Жумабаева:
Слышишь, судьба, не хочу подаяний!
Полною мерой отмерь мне страданий.
В огненном вихре сжигая дотла.
Сравнив два стихотворения Лермонтова, обращённых к своему поколению, делаем вывод, что самым страшным врагом молодых людей он считал мёртвую душу, сонную волю и рабскую психологию. «Вначале поприща мы вянем без борьбы». Позже к этой теме обратился Абай Кунанбаев, а в 20 веке и Магжан Жумабаев:
Зачем, скажи мне, сверстник мой,
Живя без цели, наугад,
На блеск обманно-золотой
С надеждой устремляем взгляд?
Поэты желают видеть своих современников благородными, искренними, с активной жизненной позицией.
Уроки сопоставительного анализа проходят очень интересно и воспринимаются учащимися с одухотворением, как своеобразный литературный синтез. Выявление общности и национального своеобразия в сопоставлении жизни и творчества русских казахских писателей позволит учащимся понимать общность эстетических идеалов. Поликультурное образование способствует формированию открытого человека - открытого миру, людям, добру и готового к деятельности на благо других людей.
Литература
Быстрова Е.А. Сборник научных трудов. (Под ред. Ю.И. Дина, А.В. Хуторского – М. 1999 г.с. 47).
Концепция развития образования Р К
Сборники стихов М. Жумабаева и М.Лермонтова
15