Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка

Иркутская область
МБОУ СОШ №4 Средняя общеобразовательная школа



“ Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка”

Подготовила: Громова Татьяна Николаевна

Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние 10-15 лет, привели к решительному пересмотру места и роли иностранных языков в жизни российского общества. Это проявляется в том, что иностранный язык интенсивно изучаются теперь как взрослыми на самых различных курсах, так и детьми в детском саду или начальной школе.
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.
Проблема в другом: как понимать личность, где искать источники её развития. В основе подхода лежит признание индивидуальности, самооценки каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым опытом.
Целью моей работы как учителя английского языка является создание условий для проявления познавательной активности учеников и развитие творческих способностей каждого ученика, ввести детей в мир другой культуры и заложить основы коммуникативной компетенции.
Качественно новые взаимоотношения России со странами мирового сообщества потребовали иного подхода в изучении иностранных языков в школе, наполнили новым содержанием обучение.
Иностранный язык изучается со 2 класса по государственной программе, рекомендованной Управлением общего и среднего образования МО РФ.
В настоящее время в практике наблюдается повышенная акцентация прагматической направленности в обучении иностранному языку в ущерб личностно-ориентированному подходу к преподаванию данного предмета. При анализе соотношения базовой науки и учебного предмета «Английский язык» возникает вопрос, чему следует отдавать предпочтение в учебных условиях: устным, письменным формам общения или тем и другим в равной степени? В методике преподавания иностранных языков нет на этот вопрос однозначного ответа. На наш взгляд, ответить на него – значит определиться в поиске решения следующей задачи: кто из учащихся, где и когда будет реально пользоваться изучаемым языком в общении с его носителями. И, тем не менее, такие возможности есть, и, прежде всего, в следующих сферах: личные контакты; доступ к качественному образованию у себя в стране и за рубежом; доступ к мировому опыту и знаниям, технический прогресс, торговля, развитие производства, международное общение и кооперация. Все это предполагает развитие эффективного формирования личностно-ориентированного подхода преподавания иностранного языка.
Целью данного доклада является попытка рассмотреть некоторые положения методики обучения иностранного языка как частно-предметной с точки зрения личностно-ориентированного развивающего обучения.
По определению И.С. Якиманской, технология личностно-ориентированного обучения представляет собой "сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка." Содержание, методы, приемы данной технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрывать и использовать субъектный опыт каждого ученика, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Одним из основных принципов методического содержания урока ИЯ, наряду с речевой направленностью, ситуативностью, функциональностью и новизной, выступает индивидуализация. “Одна из важнейших проблем технологии обучения – это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время”. Методистами выделяются три вида индивидуализации: индивидная, субъектная и личностная.
Коммуникативное обучение предполагает, прежде всего, личностную индивидуализацию, "ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна". К личностным свойствам причисляют: контекст деятельности обучаемого; жизненный опыт учеников; интересы, желания, склонности; мировоззрение; эмоции и чувства, статус личности в коллективе. В практике преподавания учет личностной индивидуализации выражается в отборе содержания упражнений и их организации, например в формулировке контрольных заданий; содержании ролевых карт, в распределении ролей в ролевой игре; в выборе тем, подборе содержания и распределении функций при организации и проведении проектной работы; подборе пар для диалога, формировании малых групп; формулировке индивидуальных заданий; подборе текстов для чтения; индивидуализировании домашнего задания и т. д.
Таким образом, можно констатировать, что учет и использование личностной индивидуализации в обучении иностранными языками является частно-методическим преломлением основного положения личностно-ориентированного обучения об "актуализации субъектного опыта, поиске связей и определении зоны ближайшего развития" ученика.
Следующее положение личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская формулирует следующим образом. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные оперативные компоненты. В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
Исходя из общедидактического положения о том, что у каждого ученика вырабатывается свой стиль учебной деятельности, коммуникативная методика смещает акцент на научение учащихся наиболее рациональным приемам этой деятельности, так как по данным Ю.К. Бабанского, 50% школьников отстают в учении из-за слабого владения учебной деятельности. Для этого в коммуникативном обучении предусмотрена субъектная индивидуализация. Специфика состоит в том, что она предусматривает применение дидактических средств различных по форме, учитывающих возможности и своеобразие приемов учебной деятельности ученика, но приводящие в конечном счете к одинаковым результатам за равные промежутки времени. Одним из таких средств являются памятки. Их цель - мотивировать, ориентировать, настраивать ученика, мобилизовать все его психические процессы и учить оценивать свои действия. Таким образом, памятка – вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание. По характеру представления содержания выделяются следующие виды памяток: памятка–алгоритм, памятка–инструкция, памятка-совет, памятка-показ, памятка-стимул. Таким образом, цель субъектной индивидуализации – развитие индивидуального стиля учебной деятельности – достигается путем формирования таких учебных умений, как выполнение упражнений всех видов, работа с раздаточным материалом, работа в парах, группах, работа с различными опорами и т.д.
Для того, чтобы эффективно осуществлять процесс обучения английскому языку как иностранному необходимо дать ответы на ряд вопросов:
Основным из них является следующий: каково соотношение базовой науки и учебной дисциплины «Английский язык»? Это соотношение следует анализировать по целому комплексу показателей: чему мы учим в школе? (Каково содержательное наполнение данного учебного предмета). Адекватен ли учебный предмет «Английский язык» языку, на котором говорят его носители? Кого мы учим? (Является ли этот процесс целенаправленным и специально организованным или усвоение языка происходит естественно?) Где мы учим? (В системе специально организованных занятий или в естественной языковой среде?) Как мы учим? (Используя специальные формы и методы или в процессе спонтанного языкового общения?) Каков процесс обучения по длительности (Является ли он перманентным или дискретным?) Кто обучает? (Преподаватель, аудио или видеозапись или языковая среда). На каком материале обучаем? (На переводном, который предъявляется обучаемому лишь от случая к случаю или аутентичном, который постоянно «присутствует» визуально или на слуху).
В учении учёт индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психических особенностей ученика.
Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Многие учителя дают уроки, построенные не только на сообщении и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), но и выявляют опыт учеников по отношению к излагаемой учителем проблеме. Например, работая по теме, «Увлечения», на вопрос «Как ты проводишь свободное время?» учащиеся дают ответы, соответственно с позиции их уже имеющегося опыта.
На устном зачете по какой-нибудь теме даем творческие задания, такие как: «Представьте, что вы принимаете участие в британской телевизионной программе «Мои открытия в России». Какие интересные места в России вы описали? «Какую школу в будущем вы представляете? и так далее.
Обсуждение вопросов типа:
«Каким видом транспорта лучше путешествовать, объясни свой выбор;
Если бы у тебя было много денег, купил бы ты машину? Ты думаешь необходимо иметь машину в настоящее время?
Во всем мире люди переезжают из деревни в город, а многие предпочитают иметь свой дом в деревне. Какой твой выбор и почему?
Создание педагогической ситуации общения на уроке позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность; создается обстановка для естественного самовыражения ученика.
Надо сказать, на этот уровень выходят далеко не все ученики; а только те, кто обладает хорошим запасом лексики, знает грамматику и имеет опыт общения.
Оценка знаний не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Ученик получает оценку не только за то, что он переводил текст, отвечал на вопросы, но и за знание лексики, за участие в диалоге. И как он «шёл» к оценке как он рассуждал. Оценка аргументируется по ряду параметров: правильность, самостоятельность, ориентированность, своему кругозору и знанием языка предшествующих лет.
Конечно, работая на уроках иностранного языка, ученики не просто слушают, повторяют, подставляют слова недостающие, а это делается на начальных этапах какой-то определенной устной темы, а постепенно сотрудничают с нами в диалоге, высказывая свои мысли. Например, после чтения текста, учащиеся должны ответить на вопросы, естественно они должны быть правильными, но потом дается задание на размышление. После окончания работы над текстом на экологическую тему, можно предложить задание: «представьте, что вы и ваши друзья образовали общество по охране окружающей среды. Что вы будете делать? Какой ваш план? Или Что вы можете сделать, чтобы помочь миру? (и предлагается учащемуся список слов, фраз по теме). Вы думаете эти советы помогут? Какие из них наиболее важные? Что бы вы добавили?» В ходе такой беседы нет правильных ответов, просто есть разные позиции, точки зрения.
При задании на дом даётся не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашних заданий.
Удачный урок будет ещё тогда, когда учитель и учащиеся дополнят друг друга в создании положительных эмоций, есть эмоциональный настрой на работу. Иногда, такое отсутствует. И хороших результатов не жди. Личностно-ориентированного урока может не получиться.
Работая по технологии личностно-ориентированного обучения, педагог накапливает банк данных о формирующемся у ученика индивидуальном познавательном профиле, который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно, по мнению Якиманской И.С., оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного развития и служит основным документом для определения дифференцированных форм обучения. Данное положение личностно-ориентированного обучения находит свое практическое воплощение в работах Кузовлева В.П., разработавшего методическую характеристику класса. Методическая характеристика класса – это форма учебы индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет оперативно и в полной мере управлять процессом индивидуализированного обучения.
Таким образом, основные положения личностно-ориентированного обучения: о значимости субъектного опыта ученика, индивидуальном стиле его учебной деятельности, диалоговом построении образовательного процесса необходимости ведения индивидуальной карты его развития – перекликаются с теоретическими разработками Пассова Е.И., Роговой Г.В., Зимней И.А., Кузовлева В.П. и других методистов и находят практическое применение на уроках иностранного языка.










ЛИТЕРАТУРА:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языком в школе. – М.: Просвещение, 1991.
3. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа дивидуализации обучения речевой деятельности.// ИЯШ, 1979, №1.
4. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. Методические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
5. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Под ред. Филатова В.М. – Ростов-на-Дону, 2004
6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1998.
7. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения странным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.









15