Обобщение опыта работы учителя географии Октябрьской ОШ Коноваловой Л.В. по теме «Формирование основ теоретического мышления и практической деятельности на уроках географии».


Обобщение опыта работы учителя географии Октябрьской ош Коноваловой Л.В. по теме «Формирование основ теоретического мышления и практической деятельности на уроках географии».
Проблемно- ориентированный анализ деятельности.
Становление моей работы проходило не один год, это происходило постепенно в течение нескольких лет преподавания географии в Октябрьской ош.
Основная цель географии как науки - формирование у школьников географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества.
Главное назначение школьной географии - дать учащимся объективную картину мира и её своеобразие.
В настоящее время содержание учебников не полностью удовлетворяет интересы учеников, потому что в них мало информации о географических открытиях, данных о жизни выдающихся учёных, путешественников, исследователей. Такая ограниченность в учебном материале снижает его образовательно - воспитательный потенциал, поэтому я стремлюсь собственными силами восполнить этот пробел. Постигая методику преподавания географии, прихожу порой к такой мысли, что уроки географии не могут конкурировать с телевизионными программами, в школе мало наглядных пособий, материальных средств, многие из них устарели и хорошо провести урок в наше время очень трудно. Особенно это заметно в курсе физической географии Украины, поэтому в данном случае нужно сделать так, чтобы урок был частью жизни ученика. Поэтому я, как учитель географии, должна способствовать этому. В своей педагогической практике интерес к географии я осуществляю через систему нестандартных методов проведения урока.
Урок - главная форма организации учебно-познавательной деятельности. Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках используем разные формы работы: • индивидуальную, • коллективную, • фронтальную.
Так как в содержании школьного курса географии много познавательного материала, то это требует организации активных форм обучения, использование компетентностного подхода, индивидуальной поддержки каждого ученика.
«Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». (Скаткин М.)
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установление средства - что поможет учителю в достижении цели, а затем определение способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков, которые я использую в своей работе:
уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоен-ного и др.) (2-й тип урока);
уроки обобщения и систематизации (3-й тип),
комбинированные уроки (4-й тип);
уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип). обоснование актуальность
Работая по данной проблеме, мною были поставлены задачи так, чтобы изучение предмета проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нестандартных методов обучения на разных этапах урока.
Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, и способствуют формированию логического мышления.
Я использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности. На уроках географии стараюсь создать атмосферу интереса к знаниям, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:
выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
готовить выступления перед товарищами в классе;
направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.
Цель опыта: Создание условий для повышения мотивации познавательной деятельности и развития теоретического мышления учащихся на уроках географии.
Опыт призван решить противоречия между:
степенью сложности изучаемого материала и способностями обучения.
Между психолого-физиологическими особенностями личности и возможностью усвоения учебного материала.
Данный опыт позволяет решать одну из важных идей преподавания в структуре обучения - поднятие мотивации школьников к участию в процессе . Развивая способности теоретического мышления учащихся, считаю необходимым реализовать следующие задачи:
Формирование теоретического географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности.
Передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми, поможет им ориентироваться в современном мире.
 Формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии.
 Формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.
Нестандартные уроки уже довольно прочно вошли в практику моей деятельности. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, то есть способствует выработке определённого позитивного отношения к природе.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседания пресс- конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.
Наконец, нестандартные методы обучения содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умоляется необходимый уровень разносторонних научных знаний, более того широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.
определение
В своей педагогической деятельности при обучении географии я ориентируюсь на общие положения и задачи среднего общеобразовательного учреждения, основные положения нового Госстандарта, ориентированного на обучение и воспитание детей, способных к интеллектуальному труду, логике, мышлению и имеющее своей главной целью активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны, становления и развития высших потребностей общества, гражданского и духовного возрождения общества. Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса школы в целом, предполагает решение одной из важнейших задач - интеллектуального развития личности ребенка. Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности, развития творческого мышления учащихся, я перед собой поставила задачу решения проблемы «Формирование основ теоретического мышления и практической деятельности на уроках географии». Одной из главных причин этого явилось общее снижения интереса школьников к учебной деятельности.
Работа над решением этой проблемы побудила к поиску различных форм обучения, нестандартных методов и приёмов, которые позволят повысить эффективность усвоения географических знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности, способность к логическому мышлению и на этой основе зародить и воспитать у него стремление к познанию и творчеству. Я считаю, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нестандартные методы являются важным средством в развитии активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой решением многих проблем в обучении. Нестандартные формы урока:урок-игра;деловая игра; урок-зачет;урок взаимообучения; урок-путешествие;круглый стол или конференция; урок-состязание;пресс-конференция; урок взаимообучения;ролевые игры; смотр знаний;урок фантазирования;урок открытых мыслей; урок-соревнование; урок-диалог;урок-КВН; игра «Следствие ведут знатоки»; моделирование мышления учащихся;урок-викторина; урок-брифинг;ролевая деловая игра;урок-лекция:межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; пресс-конференция;лекция-конференция;лекция-диалог и др.технологии
«Реальный смысл учения определяется не целями, а мотивами, отношением школьника к предмету».
Н. Ф. Талызина
Для того, чтобы процесс обучения был интересным, я изучаю и использую различные педагогические технологии. Выбор технологии, приема обучения осуществляю в зависимости от того, какой именно результат планирую получить. Изучив теоретический материал различных технологий, считаю возможным и приемлемым в своей педагогической деятельности использовать личностно - ориентированную и развивающую технологии, т.к. они представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребёнка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Наконец, нестандартные методы обучения содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умоляется необходимость уровень разносторонних научных знаний, более того широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.
В своей работе использую как традиционные технологии, так и инновационные:
технология личностно – ориентированного обучения
новые информационные технологии
технологии дифференцированного обучения
технологии игровой деятельности
технологию проектной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение - условия, цели и задачи Схема 1.
Заинтересовать ученика в результатах своей работы и работы класса.
Стимулирование к ответам и без боязни ошибиться.
Возможность выбора форм подачи учебной информации.
Поощрение стремлений находить оптимальные способы познания
Развитие познавательных способностей ученика.
Выявление и окультуривание его субъектного опыта.
Помощь ученику в самоопределении и самореализации, а не формирование заранее заданных свойств
личностно-ориентированное обучение
развивающее, творческое
Основное условие реализации – создание в школе личностно-ориентированной образовательной среды: оптимальных организационно-педагогических условий для выявления и развития познавательных способностей каждого ученика. Основным аспектом такой среды является дифференцированное уровневое обучение
целевые установки
средства достижения

основная задача – изучение и развития личности ученика
развитие личности ученика

решение задачи предполагает
Формирование банка данных об ученике.
Разработку карты изучения личности ученика.
Разработку индивидуальных программ развития учеников.
Изучение и анализ динамики развития личности ученика.
Сопоставление прогнозируемого профиля развития ученика с реальным результатом.
Коррекцию индивидуальных планов развития учеников.
Оценка деятельности учеников осуществляется не только по результату,
но и по процессу его достижения.

Использование компьютерных технологий часто определяется как процесс компьютеризации обучения включающий:
- обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, при этом, сам компьютер в этом процессе выступает как объект изучения;
- использование компьютера в качестве средства обучения, повышающего результативность учебного процесса.
Применение компьютерных технологий на уроках географии может осуществляться в следующих вариантах:
- «проникающей» технологии, когда обучение с помощью компьютера проводится по отдельным темам, разделам курса или для решения отдельных дидактических задач, к примеру, контроля знаний учащихся;
- как основной вариант, определяющий познавательную деятельность учащихся;
- как монотехнология, при использовании которой, управление процессом обучения (обработка результатов диагностики, мониторинга) осуществляется с помощью компьютера.
Целевая направленность технологий определяется следующими установочными акцентами.
1. Формированием умений работать с информационным материалом, развитием коммуникативной компетенции, как качестве формирующейся личности ученика
2. Подготовкой учащихся к предстоящей деятельности в «информационном обществе».
3. Возможностью предоставить ученику столько учебного материала, сколько он может усвоить.
4. Формированием исследовательских умений, умением принимать обоснованные, оптимальные решения.
Основными концептуальными (руководящими) положениями компьютерных технологий являются:
- обучение осуществляется в процессе общения ученика с компьютером;
- реализация принципа адаптивности, выражающегося в приспособлении компьютера к индивидуальным особенностям ученика;
- диалоговый характер обучения;
- управляемость учения, при котором в любой момент возможна коррекция учителем познавательных действий ученика;
- взаимодействие ученика с компьютером возможно по всем его типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект;
- оптимальное сочетание индивидуальной и коллективной (групповой) работы;
- обеспечение ученику состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
- неограниченное по содержанию обучение, предоставляемое ученику информационными возможностями компьютера.
Определяющие особенности компьютерных технологий:
- использование компьютера в учебном процессе расширяет возможности предъявления учебной информации;
- позволяет значительно усилить мотивационный аспект учения;
- активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует вовлечение в процесс познания каждого ученика класса;
- намного расширяет набор предъявляемых учащимся учебных задач;
- позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
- способствует формированию у учащихся навыков саморефлексии акцент целей
Формирование умений работать с информацией.
Развитие коммуникативных компетенций.
Подготовка личности к деятельности в «информационном обществе».
Предоставить ученику столько информации, сколько он может усвоить.
Формирование творческой личности.
Умения принимать адекватно оптимальные решения.
реализация целей обеспечивает
Рационализацию и интенсификацию учебного процесса.
Дополнение и обогащение традиционных форм обучения.
Значительно более высокий уровень реализации принципа наглядности в обучении географии.
Установление непрерывной, взаимообратной связи учителя с учеником, в результате чего процесс обучения становится более оживлённым и динамичным, что повышает интерес учащихся к географии.
варианты организации
учебной деятельности
первый
второй
третий
Урок в компьютерном классе. Информация в головном компьютере и подаётся с него в персональные поблочно. Позволяет загружаться новой информацией, работать с учеником индивидуально, эффективно управлять обучением
Используются персональные компьютеры. Ученик сам загружает информацию по теме урока и сам извлекает её для изучения. Особенность: осуществляется диалог ученика с машиной временно выполняющей роль учителя, учитель – координатор такого диалога.
Компьютеры объединены в локальную сеть класса и имеют доступ к другому сетевому обеспечению информацией. Позволяют использовать информационные банки иных сетей. Учитель – советчик, помощник, координатор, контролёр

формирование
личности
осуществляется
в ведущих видах
деятельности
познавательной творческой трудовой игровой в общении
игровая
деятельность
сущность
функция
в условности,
специфически входящей
в реальную жизнь
компенсаторная -
в восполнении пробелов общественного и семейного воспитания воспитания как ведущий вид деятельности
доминирует в возрастном периоде
дошкольном младшем школьном младшем подростковом
игра
стихийный воспитательный институт, где ребёнок
осваивает
реальность жизни
приобретает
знания, опыт,
навыки общения
развивает
фантазию, творческое
мышление
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и самосовершенствуется самоуправление поведением

Феномен игр заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, они способны перерасти в процесс обучения и воспитания, в творчество, в процесс познания, приобретения навыков трудовой деятельности и человеческих взаимоотношений.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво идти к намеченной цели. Поэтому в начале урока открываю «глаза и уши» детей с помощью проблемного вопроса.
В целом мне удается формировать положительную мотивацию, интерес к изучению предмета, о чем свидетельствуют опрос учащихся на тему «География предмет – интересно или нет»: «Интересно или нет-изучение Географии».
80% детей считают предмет интересным и нужным.
20% считают географию интересной, но очень сложной наукой.
Активация познавательной деятельности, формирование теоретического мышления учащихся на уроках географии путем использования нестандартных методов обучения способствует более глубокому усвоению знаний, отражается на их качестве, повышение успеваемости.(диаграмма)
На повышение качества подготовки школьников существенное влияние оказывает проводимая мною внеурочная деятельность. Повысился уровень и качество оформления и защиты рефератов, доклады предоставляются в виде презентаций, слайд-шоу.
Применение различных технологий помогает мне организовать учебную деятельность школьника с четко заданной целью и планируемыми результатами.