Проведение Заседания Совета музея Истоки МБОУ СОШ3 с Арзгир Ставропольского края(Из опыта работы Коноваловой С.В.)

Районное методическое объединение
Учителей истории, обществознания на базе МБОУ СОШ №3
Проведение Заседания Совета музея «Истоки» МБОУ СОШ №3
с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
(Из опыта работы Коноваловой С.В.)

«Сердцем к подвигу прикоснись»


Руководитель музея: Вступление. Цели и задачи проводимого мероприятия. Задания по классам.
Представление гостей праздника.
История страны. Юрию Гагарину посвящается
Задания для 7-8 классов:
“50-летию полета Юрия Гагарина в космос посвящается”
1.Провести опрос по школе: насколько сегодня актуальна мечта стать летчиком или космонавтом.
2.Изучить архивные материалы школы, чтобы узнать сколько человек были названы в честь Юрия Гагарина:
А)10лет спустя после полета в космос
Б) 20лет спустя после полета в космос
В) 30лет спустя после полета в космос
Г) 40лет спустя после полета в космос
Д) 50лет спустя после полета в космос
3. Изучить архивные материалы музея «Истоки» МОУ СОШ №3, посвященные Юрию Гагарину.
4.Выяснить есть ли известные летчики-испытатели среди выпускников нашей школы, жителей села Арзгир?
5.Собрать материал о Ю.Гагарине и сделать презентацию, посвященную 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. Пополнить музей «Истоки» МОУ СОШ №3 новыми материалами.

Рассказывают Алтухова Анастасия, Юрина Виктория(7 – 8 классы):
«Мы собрали материал о Ю.Гагарине и подготовили презентацию (показ презентации)».
Масько Александр, Есипенко Ирина «Мы провели исследование, чтобы выяснить сколько, учащихся нашей школы были названы в честь Юрия Гагарина :
-20 лет спустя после полёта в космос. Изучили архивы школы, выяснили, что В 1971 из 614 учащихся - 10 человек (16%);
-30 лет спустя - к 1981г. из 585 учащихся - 8 человек (11%)
-40 лет спустя – к 1991г. из 465 учащихся - 3 человека (0,7%)
-к 50-летию, т.е. на сегодняшний день в школе из 415 учащихся – 2 Юрия (0,4%).
Среди космонавтов арзгирчан нет.
К профессии космонавта имеют отношение: 1) Каращан Виктор Алексеевич – житель Арзгира, выпускник МОУ СОШ №1. Одноклассник Покотило Р.А. Имя Виктора Алексеевича известно далеко не только за пределами Ставропольского края, но и Российской Федерации. Кандидат психологических наук, профессор, руководитель психологической и специальной службы Московского государственного университета сервиса, Олимпийский арбитр. Многие судьи и спортсмены по легкой атлетике считают его своим учителем. В1956- 1959гг учился в 245 Военно-морском авиационном училище. Служил в авиаполку 289 авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков 1-ой линии. В 1964-1968 прошел обучение в Военно-политической академии имени В.И.Ленина(педагогический факультет, специальность -военная психология и педагогика. Специализация-психология профессионального мастерства и безопасности полетов). В.А.Каращан прошел путь от рядового матроса до полковника. Более 20лет был преподавателем в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Семья проживает в Московской области. Жена- Фаина Николаевна. Двое детей и трое внуков. Виктор Алексеевич имеет государственные награды: орден Красной Звезды и 14 медалей
2) Горбатков Сергей Михайлович 1949-1980 гг. летчик- испытатель. Последнее место службы -г. Харьков. Окончил военную летнюю Академию в Санкт-Петербурге. Умер от полученной дозы излучения во время испытания новой военной техники. Есть сын и дочь. Но по стопам отца никто не пошел. Сын живет в г. Москве. Дочь живет в Сочи, на родине отца, работает в сбербанке. Есть дядя- генерал- армии в запасе. Преподавал в военной летной Академии в Санкт- Петербурге.
Дети: 5- 6 классы «65-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Акция “Георгиевская ленточка”.

Учитель - О своей работе нам расскажут учащиеся 6-х классов: Козуб Дима Ищенко Рома, Коновченко Юлия, Родионов Денис. В год 65-летия Победы над фашизмом мы принимали участие в акции “Георгиевская ленточка”.
За каждым классом закреплен ветеран войны и труда
Мы ходим к ним в гости, помогаем по необходимости по дому, записываем их воспоминания
Посетили музеи, выставки.
Совершили поездки в г. Ставрополь, в г. Волгоград, по местам боевых действий.
Мы провели классные часы, уроки мужества, посвященные Победе. Вот один из классных часов по теме “Великая Отечественная Война”, рассказывающих об участии арзгирчан в Великой Отечественной Войне. (Показ слайдов о Мурченко Н.М. и Попове А.А.). Дети: 11 классы «65-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Направление - исследовательская работа
Учитель Слово 11 классам. Будущие выпускники поделятся результатами своей исследовательской работы. 11 А- Ляпун Анна – Я начну с показа презентации о моей бабушке Ляпун Александре Петровне. Материалы были подготовлены для участия в конкурсе “Живое слово ветерана”. Моя бабушка – ветеран войны и труда. ( Показ презентации) Мы готовим выставки к слету движения Отечества Я- экскурсовод музея, провожу экскурсии по разным темам.
Экскурсия «Памятные места села Арзгир. (См. Методическая разработка экскурсии)
11 Б класс 5-7 мин – Ищенко Анна представляет творческую работу.(см. Ищенко Анна Ими гордится семья) Я, Ищенко Анна – ученица 11 б класса. Не первый год занимаюсь исследовательскими работами. Являюсь как победителем, так и призёром районного и краевого Слёта движения «Отечества». В прошлом году я писала исследовательскую работу «Ими гордится семья», посвящённую вкладу одной отдельной семьи в разгром фашизма. Хочу рассказать вам фрагмент работы.
С каждым годом мы всё дальше уходим от военной поры, но время не имеет власти над временем. Мы помним и чтим тех, кто отдал свои жизни за наше мирное небо и яркое солнце над головой. Я хочу рассказать о суровой судьбе семьи Нестеренко. Покотило Раиса Алексеевна – ветеран педагогического труда, именно она стояла у истоков создания нашего школьного музея. В нём хранятся поисково- исследовательские материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, по истории села и школы, собранные в 50е-80е года. И мы, продолжая эту традицию, собрали материал о ней самой, о её родословной и о её семье. Семья Раисы Алексеевны уникальна, потому что в войне принимали участие 4 человека – Иван и Николай Алексеевич, Середа Стефан Ефимович и Маргарита Алексеевна. Они испытали все тяготы войны на себе и вернулись домой живыми.
Середа Стефан Ефимович – мужественный и выдержанный человек, настоящий патриот совей родины. Он принимал участие не только в советско – финской (1939-1940г.) и Великой Отечественной войне. Середа Стефан Ефимович Награждён многими орденами и медалями.
Иван Алексеевич- старший из братьев, был танкистом проявил себя, как мужественный и честный солдат, настоящий защитник родины. Мы составили боевой путь Ивана Алексеевича, который вы можете увидеть на экране.
Младший брат- Николай Алексеевич, так же как и брат стал танкистом. В военных действиях участия не принимал, но служил в Германии до 1951 года.
Маргарита Алексеевна добровольно ушла на фронт, была радиотелефонисткой.
В семье Нестеренко бережно хранят фотографии военных лет, реликвии того времени- сохранилось даже полотенце от встречи союзниками на р.Эльбе.
Теперь мне не много бы хотелось рассказать о методике написания работы. Конечно же для себя я ставила цели и задачи, которые мне нужно было выполнить. А что бы их выполнить я посетила Раису Алексеевну, которая оказала мне неоценимую помощь. Я записала её воспоминания, сравнила с литературными источниками, посетила музей «Истоки», музей села, колхоза им. «Ленина», военкомат с. Арзгир, сделала запрос в Архив города Подольска. Я буду и далее заниматься исследовательской работой. Благодарю за внимание.

Дети: 9-10 классы
10 б класс. Мы пополнили музей видеофильмом. Сценарий урока мужества, посвященный 65-летию Победы:
- Мы совершили экспедиционную поездку в г.Волгоград, чтобы собрать материал о защитниках Волжской Твердыни. В газете “Заря” есть статья “Поездка была незабываемой”.
-помогли найти материал о космонавте Горбаткове Сергее Михайловиче.
-дополнили презентацию, посвященную Истории школы выпусками 2009-2010 гг.
10 А класс. Нашим заданием был сбор информации о тех, кто служил, служит или учится в военном училище. Мы дополнили презентацию “Твои, Россия, сыновья” новыми данными (о своих братьях) 9А, 9Б классы. Мы проводим большую поисковую работу по истории села и школы. Собрали материал о выпускнике нашей школы, погибшем в Афганистане – Закалюка Анатолии, Герое России – Козлове Олеге и других. Собранный материал лег в основу интегрированного урока по истории и английскому языку “Юность, опаленная войной” и используется на классных часах.(См. интегрированный урок)Например, темой одного из классных часов в 9б была: “Афганистан болит в душе моей”.
Песня “Афганистан” в исполнении Самокиш Вадима посвящается всем, кто принимал участие в “горячих точках”( на фоне презентации “Твои, Россия, сыновья”).
Руководитель музея: Итак, подходит к концу Заседание нашего Совета. Сегодня мы увидели результаты вашей исследовательской деятельности. Хотелось бы услышать, почему вы этим занимаетесь? Вы все такие разные, что вас объединяет?
Слово самому юному участнику Совета Родионову Денису.
Слово выпускникам 2011года: Чему вы уже научились и хотите пожелать всем остальным участникам Совета(На фоне кадров Совет музея).
Ищенко Анна: «Это помогло мне определиться в моих увлечениях. Я узнала много нового, приобрела навыки поисково-исследовательской работы, экскурсионные навыки. Мы подружились, стали как одна семья»

Руководитель музея: «Подводим итоги: наш музей пополнился новыми интересными данными. Они будут обрабатываться, и использоваться на уроках и классных часах. Хочу отметить, что Вы у меня, молодцы. Вы внесли свой вклад в историю села, школы. На заседании звучали постоянно слова «поиск», искали, поиск продолжается. Присутствовало творчество. Желаю вам дальнейших творческих успехов.
А закончить занятие я хочу позитивным тренингом: “Остановись мгновенье, ты прекрасно!”