Советы родителям: О психологической готовности детей к раннему изучению иностранного языка

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К РАННЕМУ ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Урадовская Т.Н. (МБОУ СОШ № 13 Брюховецкого района)

По мнению психологов, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. Ребенок готов к обучению физически, он обладает необходимым для начального этапа обучения уровнем психологического развития.
Для этого периода развития личности ребенка характерны острота и свежесть восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво.
Память его также достаточно развита – ученики легко и прочно запоминают то, что их особенно поражает, что непосредственно связано с их интересами. Ребенок уже владеет эмпирически некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Хорошо развита у детей наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки и для развития словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания.
Речь ребенка также довольно развита. Она грамматически правильна, выразительна. Запас слов достаточно велик. Учащиеся могут в относительно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным устным операциям – сравнению, обобщению и т.д.
Важен и тот факт, что при переходе из детского сада в начальную школу, т.е. на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, появляется новый тип общения, который необходим для последующего успешного обучения детей в школе.
Анализ литературных источников по вопросам о характере и особенностях общения ребенка со взрослыми в этом возрасте позволяет заключить, что общение приобретает специфическую, крайне важную черту – произвольность. Это существенно облегчает работу учителя, т.к. содержание и строение общения уже начинает определяться сознательно принимаемыми задачами, правилами, требованиями, т.е. определенным контекстом (А.В.Запорожец, З.М.Истомина, Я.З.Неверович и др.)
Отличительной особенностью общения на начальном этапе обучения должна быть взаимная гуманистическая установка партнеров, стремление к соучастию, принятию друг друга.
Во многом это определяется стилем поведения учителя. Авторитарный стиль разрушает не только атмосферу взаимного доверия, но и подавляет радость познания, чувство комфорта, положительные эмоции (т.е. то, что является основным двигателем изучения языка для детей). Поэтому следует отказаться от назидательного, обучающего тона, необходимо стать речевым партнером детей.
Таким образом, возможности детей младшего школьного возраста достаточно велики, чтобы начинать систематическое обучение иностранному языку. Кроме того, у ребенка сформировались и личностные проявления: дети обладают определенной настойчивостью, могут ставить перед собой цели и достигать их, им свойственны первые проявления чувства ответственности, долга. Ребенок этого возраста уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт оценки своих действий и поступков.
Следует подчеркнуть и другую сторону – субъективную психологическую готовность. Ребенку, пришедшему в школу, свойственно желание и стремление учиться. Это так называемая эмоционально-волевая готовность детей к учению. Под такой готовностью понимают не только желание ребенка учиться в школе, но и узнавать новое, умение преодолевать посильные трудности, управлять своими поступками, эмоциями.
При организации процесса обучения должны также учитываться анатомо-физиологические особенности школьников, уровень их физиологического развития, т.к. ни в каком другом возрасте учебная деятельность не состоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физиологического развития, как в этом.














































































15