Занятие по развитию речи для детей старшей группы «В поисках золотого ключика»


Занятие по развитию речи для детей старшей группы
«В поисках золотого ключика»
Задачи:
Обучение звуковому анализу слов, учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Закреплять знания об интонации и интонационных знаках, закреплять знания о слогах в игре «Пирамидка».
Ход занятия
- Ребята, сегодня к нам в гости кто-то придёт. Отгадайте загадку:
У какого сказочного героя самый длинный нос?( Буратино)
- Молодцы! А вот и он.
Б- Здравствуйте, ребята! Скажите какое время года сейчас? (Зима)
А как можно сказать о зиме? Какая она? (пушистая, белоснежная, морозная, суровая, хрустальная, лютая, холодная, искристая и т.д.)-действительно Зимушка зима намела столько сугробов, что пришлось добираться Буратино, отгадайте ка на чём:
Всё лето стояли
Зимы ожидали.
Дождались поры-
Помчались с горы. (сани)
- молодцы! Буратино приехал к нам на волшебных санях. Я сейчас начну пословицу, а вы продолжите её: Любишь кататься…. ( умей и саночки возить)
-Как вы понимаете эту пословицу?
- Буратино приехал к нам не просто так. Он просит нас о помощи.
-Жестокий Карабас-Барабас заставляет кукол играть в театре только злые сказки и наказывает тех, кто не хочет. Давайте поможем Буратино освободить кукол! Для этого нам нужно найти золотой ключик от нового театра.
- Но волшебные сани Буратино поедут только тогда, когда вы выполните одно задание:
Нужно определить сколько звуков в слове «сани» и какие это звуки.
Звуковой анализ слова «сани»
-Ребята, сегодня у вас нет картинок, а только есть «домики» для звуков»
Сколько звуков в слове «сани» ?
(читаю слово с указкой у доски, дети по полоскам на столах : ссани.
-какой первый звук в слове «сани»?
-Давайте произнесём этот звук6 с-с-с-Кто мне расскажет об этом звуке? (когда мы его произносим, во рту мешают зубы и язык; значит он согласный звук)
- Какой это согласный звук :твёрдый или мягкий?
- Какой фишкой мы обозначим твёрдый, согласный звук? (синей) вызванный ребёнок на схеме под картиной, остальные дети на своих полосках обозначают звук «с» синей фишкой.
Другой ребёнок читает слово удерживая указку под второй клеточкой, интонационно выделяя звук «а». Называет его, определяет,что он гласный, т.к. при его произношении во рту ничего не мешает, и обозначает его красной фишкой. Так разбираются другие звуки.
Вопросы:
- На что делятся слова? (на слоги)
-Сколько слогов в слове «сани»? (Как проверить?)
-Сколько гласных звуков в слове?
-Какой первый гласный звук?
-Какой первый слог?
- Какой второй слог?
-Какой второй гласный звук?
-Сколько согласных звуков в слове?
- Назовите твердый (мягкий) согласный звук?
Дети убирают фишки под диктовку:
1 Убирите мягкий согласный звук «н»
2 Твёрдый согласный звук «с» и т.д.
- Молодцы! Теперь Буратино может ехать на волшебных санях искать золотой ключик. Пока он путешествует, мы с вами поиграем.
Физкультминутка: «Медвежата в чаще жили»
-Ребята, кого это встретил Буратино ? (Мальвину) С ней случилась беда! Злой Карабас- Барабас запер её в чулане. Чулан откроется, если вы справитесь со следующим заданием.
-Ребята, давайте спасем Мальвину!
Показываю интонационные знаки ( дети говорят какие это знаки)
Бурным чувствам нет конца.
Пылкий нрав у молодца. (!)
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (?)
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку.
Остановила вас –
Закончила рассказ. (.)Нужно произнести одно предложение с разной интонацией. (Буратино пришел!?.)Показываю определенный интонационный знак – дети произносят предложение. Затем все вместе читают по схеме.
- Молодцы!
Послушайте отрывок из стихотворения С Маршака «Почта»
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон!
-У вас на столе по три карточки- с точкой, вопросительным знаком и восклицательным. Нужно поднять соответствующий интонационный знак.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Дети поднимают соответствующий знак.
-Почему вы подняли этот знак? ( потому что был задан вопрос)
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон! ( поднимают карточку)
-Молодцы, ребята! Вы помогли освободить Мальвину.
-Мальвина сказала, что ключик нашёл Карабас-Барабас . Надо Буратино спешить!
А мы вместе с Буратино отправимся путешествовать:
Гимнастика для глаз.
Вот и приехал Буратино к Карабасу- Барабасу. Но Карабас- Барабас не может взять золотой ключик. Волшебный ключик достанется тому, кто справится с этим заданием!
- Ребята, давайте вспомним игру « Пирамидка». Перед вами лежат картинки. Нужно посчитать сколько слогов в слове, которое изображено на картинке и поставить в определенный ряд. Если у вас в слове будет одна часть, вы поставите картинку с одним квадратиком. Если у вас в слове будет две части, вы поставите картинку рядом с двумя квадратиками и т.д.
Дети проверяют правильно ли поставлены картинки. Произносят слова по слогам.
-молодцы! Вы справились с заданием! Ключик теперь наш!
Звучит музыка. Театр открывается ключиком. В театре на сцене стоят куклы.
- Большое спасибо за то что вы помогли Буратино найти золотой ключик и освободить кукол. Теперь у них свой театр, в котором они будут показывать детям добрые и весёлые сказки!