Сочинение по литературе. Творчество Вильяма Шекспира- целая эпоха в развитии мировой драматургии.


Творчество Вильяма Шекспира - целая эпоха в развитии мировой драматургии.
Никто не превзошел Шекспира, как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в шестнадцатом веке- о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям. И не зависимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды- все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально «взорвал» драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарцевые сюжеты в бессмертные произведения. У. Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. В разное время затевались «антишекспировские» кампании, где оспаривалось его авторство, но это только подчеркивает значимость его творчества.
Первая биография была написана, когда никого из его современников уже не было в живых. Но кто бы не стоял за именем великого драматурга, несомненно, это был человек очень одаренный. Шекспир превзошел современников мастерством построения действия, силой изображения конфликтов, отражающих противоречия эпохи. Он поднял на новую ступень искусство изображение человека, раскрытие человеческих чувств и страстей. Творческий путь Шекспира продолжается от конца 80-х годов 16 века и до 1612 года. Обычно литературоведы подразделяют его на три периода. В первый период 90-е годы 16 века Шекспир создает самые жизнерадостные комедии, «исторические хроники», а также трагедию «Ромео и Джульетта».
Ко второму периоду (1601-1608 годы) относятся наиболее прославленные трагедии: «Генрих 5», «Король Лир».
В третий период (1608-1612 годы) Шекспир пишет несколько пьес, действие которых перенесено в необыденную, иногда сказочную обстановку.
Я очень люблю сонеты Шекспира. В них звучат темы любви, дружбы, отражены размышления о жизни, об искусстве, о призвании художника. Отличительная черта сонетов У. Шекспира- передача тончайших переживаний человека в красочных, порой неожиданных образах. Примечательны те сонеты, в которых автор восстает против традиции идеализированного изображения женщин. Та в известном 130 сонете он смело противопоставляет облик своей возлюбленной шаблонному поэтическому портрету красавицы:
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать…
И все ж она уступит тем едва ли,
Того в сравненьях пышных оболгали.
В 66 сонете Шекспира дана мрачная оценка нравов окружающего общества, в котором господствует ложь и несправедливость. Эти мысли Шекспир повторяет устами Гамлета в одноименной трагедии:
Мне видеть невтерпеж
Достоинство, поруганное грубо,
Над простой глумящуюся ложь
И мощь в плену у немощи беззубой,
Все мерзостно, что вижу я вокруг…
Но как тебя покинуть, милый друг?
Что касается ранних пьес Шекспира, в них действуют герои, полные жизненных сил, активно добивающиеся своего счастья. Критика Шекспира в этих произведениях направлена против феодальных устоев, ставших преградой для человеческой любви. Именно таково идейное содержание известной трагедии «Ромео и Джульетта». Эта поэтическая пьеса о любви по свободному выбору. Столкновение влюбленных с феодальными предрассудками, родовой враждой и произволом родителей ведет к трагической развязке. Старинная родовая вражда двух знатных семей, Монтекки и Капулетти, преграждает путь к счастью Ромео и Джульетты, полюбивших друг друга. Ниспровергая феодальные устои, пьеса утверждает, что важно не происхождение, а личность человека. Узнав, что тот, кого она полюбила, - враг ее семьи, Джульетта говорит:
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.
Любовь представлена в этой трагедии как великое чувство, связывающее людей на всю жизнь, чувство, для которого даже смерть не преграда. Борьба влюбленных против гнета семьи толкает их на героические поступки. Трагедия преисполнена тончайшего лиризма. Гуманистическая идея этой трагедии воплощена не только в образах Ромео и Джульетты. Монах Лоренцо, философ, изучающий природу, помогает влюбленным, как мудрый старший друг, стремится прекратить вражду семей. Плоть от плоти эпохи Возрождения – жизнерадостный Меркуцио, приятель Ромео, с его искренним остроумием и творческой фантазией. Безвременная гибель Меркуцио вопиет против безумства бесконечной вражды двух семейств. Печальный конец пьесы призывает людей задуматься над вечной тайной любви и прекратить ненависть и вражду, которые несут миру только разрушения.
Трагедия гуманизма, неосуществимость его идеалов в условиях данной эпохи реалистически изображается в шекспировском творчестве второго периода. В трагедии «Гамлет» великий драматург с наибольшей глубиной отразил проблемы современной ему Англии. Датский принц Гамлет- замечательный образ гуманиста, столкнувшегося с новым миром. Гнусное убийство его отца раскрывает перед Гамлетом все зло, царящее в стране. Обязанность отомстить за убийство отца для Гамлета- не просто кровавая месть. Она вырастает для него в общественный долг борьбы за правое дело, в большую и трудную историческую задачу:
Распалась связь времен, и в этот ад
Заброшен я, чтоб все пошло на лад!
Однако в этой борьбе Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя в бездействии. Причина этой медлительности Гамлета, внутренних затруднений, осложняющих для него борьбу, была предметом долгих споров в критической литературе.
В Гамлете показана та мощная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он горячо любил отца, его гибель и позорный брак матери вызывают у него беспредельную боль и гнев. Принц Гамлет любит Офелию, но разочаровывается в ней. Его жестокие и оскорбительные слова в обращении с нею свидетельствуют о силе его любви и разочарования. Гамлет благороден и исходит из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно отсюда его желчное озлобление, когда он сталкивается с миром лжи и злодейства. Гамлет способен на большую и верную дружбу, людей он ценит по личным качествам, а не по положению. Принц презирает царедворцев, но дружески встречает людей искусства- актеров. Гамлета любит народ, об этом с тревогой говорит новый король. Принцу свойственна сила воли, способность увлекаться борьбой, характерная для людей Возрождения. Разгадав заговор своих врагов, он говорит матери:
Ну, что ж пускай;
В том и забава,
Чтобы землекопа
Взорвать его же миной;
Плохо будет,
Коль я не вроюсь глубже их аршина,
Чтоб их пустить к луне. Есть прелесть в том,
Когда две хитрости столкнутся лбом.
Главный герой способен на смелые решения: на корабле, когда его везут в Англию на смерть, он с молниеносной находчивостью находит способ спастись и вместо себя послать на казнь предателей. Таким образом Гамлет далеко не слабовольный человек. Гамлет-человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений; но не сама по себе способность к размышлению задерживает его действия в борьбе, а те мрачные выводы, к которым он приходит в результате размышлений над всем окружающим.
Гамлет называет мир «буйным садом», плодящим лишь дикое и злое семя; он заявляет своим приехавшим товарищам, что Дания- тюрьма и весь мир- тюрьма. А в знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет высказывает сомнения в ценности самой жизни. Перечисляя различные бедствия человека, он обрисовывает нравы общества, где царят гнет и несправедливость:
Плети и глумленье века,
Гнет сильного, насмешника гордеца,
Боль презренной любви, судит медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуги.
Изображение короля и королевского дворца в трагедии отражает глубокий конфликт между гуманизмом и монархией. Принц Гамлет погибает, но погибает и старый Эльсинор. Мир кардинально меняется. И в этом великий смысл трагедии Вильяма Шекспира.
Творчество Шекспира сыграло важную роль в культурной жизни последующих веков. Его произведения были переведены на множество языков, выдержали многочисленные постановки в театрах разных стран, и с волнением воспринимались зрителем спустя века после его смерти. В различные эпохи литературные деятели опирались на принципы шекспировского реализма в борьбе против реакционных направлений в литературе. Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. В титанических образах он запечатлел борьбу темного и светлого начала как в обществе, так и в самом человеке. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением.