Сопроводительный материал к презентации Новый литературно-интернетный проект


Сопроводительный материал к проекту «Новый литературно-интернетный проект «Поэт и Гражданин»
(по слайдам)
Поэт и Гражданин. Лирика и политика.
Цели и задачи проекта: Рассмотреть взаимоотношения лирики и политических событий в современном мире; сравнить гражданскую лирику XIX века и её влияние на жизнь общества с современным этапом её развития; рассмотреть проект «Гражданин Поэт» как пример современной политической сатиры
Немного об истории вопроса.
Гражданская лирика занимала особое место в творчестве Державина, Пушкина, Некрасова и других поэтов, считавших, что настоящий поэт должен «глаголом жечь сердца людей», цитируя известную пушкинскую строчку. Достаточно вспомнить только строки оды Пушкина «Вольность», в которых звучат не только острая критика, но и прямые угрозы царю:
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Или строки из стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
‎Таитесь вы под сению закона,
‎Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
‎Есть грозный суд: он ждет;
‎Он недоступен звону злата…
Поэты той поры воспевали свободу, проповедовали служение Отчизне, критиковали действующую власть и реалии жизни, при том, что в стране была введена жёсткая цензура, требовали неотложных реформ, и их голос, как вечевой колокол, разносился эхом, и ему внимали и ему вторили тысячи других голосов.
Ранее любое сколько-нибудь значимое событие находило отражение в стихах, начиная от войн и революционных потрясений и заканчивая, такими событиями, как, например, открытие Суэцкого канала в стихотворение Тютчева. Можно вспомнить так же изображение императора Александра IПушкиным:
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Стихи были весомой политической силой, ими пользовались как оружием, их боялись.
Из всего выше сказанного вытекает закономерный вопрос: Что же теперь? Что же в наши дни? Обладают ли стихи той же разрушительной силой, таким же влиянием на людей и власть? Нет. В теперешнем информационном обществе, в век всеобщей компьютеризации любому легче прочитать колонку новостей в Интернете или посмотреть телевизор. Пишутся ли теперь стихи? Конечно, пишутся, но вопрос в том, знаем ли мы о них, мы, в большинстве, не читавшие даже классиков, доверившие своё мнение различным кратким пересказам этих великих произведений.
Ещё в 1953 году РэйБредбери предсказывал: «Когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка… Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов! Одна колонка, две фразы, заголовок! И через минуту все уже испарилось из памяти. Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! - руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные бесполезные мысли!..»
Мне кажется, что он был прав как никто другой. И какая тут может быть Гражданская лирика?
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
- писал Лермонтов о своём поколении, словно вторя строкам Пушкина: «Наш век — торгаш; в сей век железный/Без денег и свободы нет»
Как актуальны эти строки в наши дни!
Поэтические вечера давно не собирают огромные залы, и вряд ли кто-то из нас выписывает литературные журналы, да и нет сейчас журнала, подобного «Современнику» Пушкина, а затем и Некрасова. Неужели поэзия утратила одно из своих назначенийи будет годна в будущем лишь для сложения рекламных слоганов? Неужели гражданской лирики больше нет и не будет?
О чем писать? Восток и юг
Давно описаны, воспеты;
Толпу ругали все поэты,
Хвалили все семейный круг;
Все в небеса неслись душою,
Взывали, с тайною мольбою,
К N. N., неведомой красе, --И страшно надоели все.
- писал когда-то Лермонтов
Конечно, можно сказать, что сравнения тут бесполезны: родился б в наше время Пушкин и тогда бы, может быть… И можно ли сравнивать то, что происходит в современной поэзии с той плеядой поэтов, живших в XIXвеке: Баратынский, Батюшков, Пушкин, Дельвиг, Бенедиктов, Рылеев, Лермонтов - и это только первая половина XIX века. Но здесь хочется обратиться к стокам стихотворения Некрасова «Поэт и Гражданин»:
Нет, ты не Пушкин. Но покудаНе видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
Эти слова – символ современного поэтического проекта «Гражданин поэт», о котором и пойдёт речь далее.
«Гражданин поэт» — первоначально, телевизионный проект телеканала «Дождь», в котором заслуженный артист России Михаил Ефремов читает стихи на «злобу дня», написанные известным поэтом, журналистом, критиком Дмитрием Быковым в жанре политической сатиры на манер известных писателей и поэтов.
Изначальное название проекта совпадает с названием знаменитого стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин», уже упомянутого выше.
История – это не только то, что пылится на страницах учебников, то, что можно только изучать со стороны, нет, история творится рядом с нами и о том, чему мы были немыми свидетелями, наши дети прочтут потом в тех же учебниках. Ведь, если задуматься, столько значимых событий произошли в этом ушедшем 2011 году: расширение ЕС, новый виток экономического кризиса, взрыв на атомной станции Фукусима после разрушительного землетрясения в Японии, последние запуски шаттлов, теракты в Норвегии, вступление России в ВТОи наконец,- арабская весна: революционная волна демонстраций и протестов, в ходе которой произошли революции в Тунисе и Египте; гражданская война в Ливии; гражданские восстания в Бахрейне, Сирии и Йемене; массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане.
Именно ей посвящён один из выпусков проекта «Гражданин поэт» «Тряслися грозно Пиренеи»Стихи написаны в стиле Пушкина и посвящены мировым катаклизмам и взгляду на них из России с её экономикой, зависящей от экспорта нефтепродуктов и газа. Первые строки взяты из десятой главы «Евгения Онегина»:«Тряслися грозно Пиренеи – Волкан Неаполя пылал»
Чтобы глубже представить этот проект, предлагаю послушать данное стихотворение в исполнении Михаила Ефремова
Тряслися грозно Пиренеи,
Египет трясся и Тунис,
NASDAQ дрожал еще сильнее,
И Доу-Джонс катился вниз.
Всего вышел 51 выпуск проекта «Гражданин Поэт». Вот только некоторые стихотворения Дмитрия Быкова, сопоставленные с произведениями русских классиков. Стихотворение «Сбитые лётчиком» было написано после предложения Онищенко запретить въезд в Россию таджикам после задержания российских лётчиков в этой стране. Написано в стиле Лермонтова.
Тюрки неместные, вечные странники!
Стаей таджикскою, цепью недружною,
Бросивши метлы, вы движетесь в панике
С милого севера в сторону южную.
Нет! Не скинхеды, крутые молодчики,
И не чинуши — лгуны и безбожники:
Вас выгоняют российские летчики,
Взятые вашимРахмоном в заложники.Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
«Боже мой» написано после объявления того, что в очереди к поясу Богородицы можно простоять больше суток, примеры, когда люди проходили за большие деньги без очереди. В стиле Пастернака.
Толпа стояла на ветру,
Толпа стояла,
Как строй гвардейцев на смотру
У кардинала.
Тут был и офисный планктон –
Никак столица! –
И плебс, не знающий о том,
Кому молиться.
Потомки всех российских драм
И всех идиллий –
Тех, что взрывали этот храм
И возводили.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на столе
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
«Двадцать лет – ничего нет» написано к 20-летию августовского путча ГКЧП. В стиле Маяковского.
На землю капли падали.
Сквозь дождь белел с трудом,
Щетинясь баррикадами,
Московский белый дом.
Сейчас, конечно, совестно,
Но двадцать лет назад
Мы думали, что вскоростиЗдесь будет город-сад.
По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шепот гордый
вода и под и над:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!»
Проект «Гражданин Поэт» оказал большое влияние на общественность: на конец февраля 2012 года общее количество просмотров роликов только на официальном канале проекта на портале YouTube превысило 13 миллионов.24 июня 2011 года прошёл первый «живой концерт» проекта в Московском театре. Осенью 2011 года регулярно проходили концерты проекта в Москве и Санкт-Петербурге.13 декабря 2011 года проект «Гражданин поэт» получил премию «ПолитПросвет».
Сапрыгин заявил по поводу проекта: «Авторы „Гражданина“, при всей своей вселенской популярности, реально ходят по краю: чем заканчиваются попытки шутить над первыми лицами сегодняшней России, можете спросить у авторов программы „Куклы“ или авторов программы „Намедни“. По крайней мере одно из этих первых лиц не лишено самоиронии, но крайне нервно воспринимает прямые насмешки, самому „Гражданину“ уже довелось пережить закрытие и переименование…»
Несмотря ни на что мы с надеждой смотрим в будущее, благодаря таким проектам как «Гражданин Поэт», мы можем верить, что гражданская лирика не умрёт, и появятся новые продолжатели славных традиций Державина, Пушкина, Некрасова.