Календарно – тематическое поурочное планирование по экологии (7 класс)


Календарно – тематическое поурочное планирование по экологии (7 класс)
№ п/пТема урока

Элементы содержания урока Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля
Домашнее задание Дата
по плану факт
Введение. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (2 ч)
1 Экология животных:
раздел науки и учебный
предмет
ИКТ Экология животных как раздел науки. Экология животных как учебный предмет.
Основные понятия:
экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой, осадочные породы, коралловые рифы, почвообразование. Хищные растения. Вытаптывание. Знать биосферную роль животных на планете Земля.
Объяснять многообразие влияния животных на окружающую среду.
Выявлять особенности
взаимодействия
животных с окружающей средой Текущий. Тесты Вопрос 3 на с. 8. Вопрос 2 на с. 15. Задания 1 – 3, 6 § 1 - 5 05.09 2 Вводный контроль.
Тестирование (аналогично ГИА). Вводный контроль Проверить уровень знаний на начало учебного года. § 1 –5 12.09 Тема 1. Условия существования животных (3 ч)
3 Многообразие условий обитания.
ИКТ Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий. Предельные условия существования животных. Знать среды жизни.
Объяснять взаимосвязи
организма и среды обитания. Текущий. Вопрос 2 на с.19
§ 6 - 7 19.09 4 Пища животных.
Способы добывания пищи.
ИКТ Основные понятия: гетеротрофы, фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофагия, пассивное питание,
формы активного питания. Знать способы добывания пищи.
Уметь различать понятия: гетеротрофы, фитофаги,зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофагияТекущий. Тесты.
Вопрос 2 на с.25 § 8 - 9 26.09 5 Экскурсия.
Условия обитания животных. Экскурсия проводится на любой объект. Познакомиться с условиями обитания животных. Текущий. С. 9 – 10 в раб. тетр. § 6 - 9 03.10 Тема 2. Вода в жизни животных (2 ч)
6 Влажность как экологический фактор.
ИКТ Вода как необходимое условие жизни.
Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение
воды из организма. Знать о необходимости воды для жизни животных.
Объяснять значение воды в жизни животных. Текущий.
Вопрос 2 на с.27 § 10 10.10 7 Экологические группы животных по отношению к воде.
Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. Приспособление животных к различным условиям
влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Основные понятия:
содержание воды, поступление воды в организм, выделение
воды из организма. Наблюдать за поведением дождевых червей в садках в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве.
Формировать умение ставить цель наблюдения. Текущий. Тесты.
Вопрос 3 на с.27 Задания 82 – 83 к теме 7 § 10 17.10 Тема 3. Кислород в жизни животных (1 ч)
8 Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных. ИКТ
Домашняя практическая работа Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных.
Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных. Заполнить таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и др.) Текущий. Тесты.
Вопрос 3 на с.30 Задания 91 – 94 к теме 9 в рабочей тетради с печатной
основой § 11 24.10 Тема 4. Температура в жизни животных (2 ч)
9 Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. ИКТ Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Холоднокровные животные. Двигательная активность. Спячка. Оцепенение. Теплокровные животные. Постоянная температура тела. Знать о значении температуры среды обитания в жизни животных.
Уметь различать понятия: холоднокровные животные, теплокровные животные. Текущий.
Тесты.
Вопрос 2 на с.34 Задания 84 – 90. §12 2-я чет 14.11 10 Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных. Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.
Лабораторная работа. Движение амебы при разных температурах. Определить время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении.
Формировать умение ставить цель эксперимента. Текущий. Вопрос 3 на с.34 Задание 90 к теме 8 §12 21.11 Тема 5. Свет в жизни животных (1 ч)
11 Свет в жизни
животных
ИКТ Свет как экологический фактор. Основные понятия: органы зрения и органы свечения, световой режим.
Дневные и ночные животные Знать отношение животных к свету. Объяснять особенности распространения животных в зависимости от светового режима. Текущий. Вопрос 3 на с.35. § 13 28.11 Тема 6. Жилища жизни животных (1 ч)
12 Жилище как среда обитания животных. ИКТ Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо. Проходные рыбы. Объяснять разнообразие жилищ.
Уметь различать понятия: нора, логово, лежбище, лежка. Текущий. Вопрос 3 на с.38 § 14 05.12 Тема 7. Среды жизни (5 + 1 ч)
13 Наземная среда обитания. Животные тундры и лесов умеренной зоны. Живой организм как среда обитания ИКТ животных Приспособления у животных к жизни в живых организмах
Основные понятия: видовое разнообразие, природно – химические зоны Земли, суша.
Птичьи базары.
Перелетные птицы. Ярусность. Знать особенности
условий обитания и разнообразие
животных тундры и
лесов умеренной зоны.
Уметь различать
понятия: тайга, смешанные леса, широколиственные леса. Текущий. Тесты.
Вопрос 3 на с. 41.
Вопрос 2 на с.44
§ 15 – 16. 12.12 14 Итоговое тестирование за 1 полугодие.
Зачет № 1. Тестирование по изученным темам.
Периодический индивидуальный контроль § 6 – 20. 19.12 15 Животный мир суши. Животные степей, саванн, прерий и пустынь.
ИКТ Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша. Степи. Прерии. Саванны. Копытные животные. Хищники. Ядовитые животные. Рептилии. Засушливость. Знать особенности условий обитания и разнообразие животных степей, саванн и прерий, пустынь. Текущий.
Вопросы 3 на с.46, 2 на с.48 § 17 – 18. 26.12 16 Животные тропических лесов, горных областей.
ИКТ
Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша. Высокоствольные деревья. Лианы. Экваториальные тропические леса.
Видовое разнообразие. Высокогорье. Як. Лама. Кондор. Снежная коза. Снежный барс. Знать особенности условий обитания и разнообразие животных тропических лесов, горных областей. Текущий Тесты.
Вопрос 3 на с.50 Вопрос 2 на с.52 § 19 – 20. 3-я чет 16.01 17 Водная среда обитания.
ИКТ
Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
Основные понятия: водоемы как жилище, видовое разнообразие, бентос, планктон. «Этажи» водоема. Бентос. Планктон. Нектон. Литораль. Прилипалы. Чистильщики. Аэрация водоёмов. Нотобранхи. Знать особенности условий обитания животных в воде.
Объяснять отличия от условий обитания на суше.
Различать приспособления животных к жизни в воде.
Текущий. Тесты.
Вопрос 3 на с.56 Вопрос 2 на с.58 § 21 –23, повторить § 1-3. 23.01 18 Почва как среда обитания животных.
ИКТ
Животный мир почвы.
Основные понятия: видовое разнообразие, почва как специфическая среда обитания животных.Плотность почвы. Споры и цисты. Простейшие. Ногохвостки. Животные – землерои. Медведка. Слепыш. Чесночница. Знать приспособления у животных к жизни в почве.
Объяснять
взаимосвязь между почвенными животными и
плодородием почвы. Текущий. Тесты.
Вопросы 3 на с.63, 2 на с.65
§ 24 –25, повторить § 4-5. 30.01 Тема 8. Сезонные изменения в жизни животных (3 ч)
19 Сезонные изменения в жизни животных
ИКТ Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования.
Оцепенение, спячка, длина светового дня. Знать сезонные изменения.
Различать приспособления морфологические,физиологические и поведенческие. Текущий. Тесты.
Вопрос 3 на с.68 § 24 –25, повт. § 4-5. 06.02 20 Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.
Миграция. Пролетные пути. Мигрирующие насекомые.
Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. Описывать изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных . Формировать умение вести долгосрочные наблюдения.
Уметь работать в группах. Текущий. Тесты.
Вопрос 2 на с.71 Задания 95 – 100 к теме 10 § 26, повторить § 7-10. 13.02 21 Лабораторная работа.
Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке. ИКТ Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования.
Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня. Определять систематическую принадлежность насекомых, стадию развития и количество. (Из любого отмирающего фрагмента дерева) Текущий. Задание 108 на с. 44 – 47
в рабочей
тетради с
печатной
основой § 26 – 27, повторить 20.02 Тема 9. Биотические экологические факторы в жизни животных (4 ч)
22 Групповой образ жизни, лидерство и
подчиненность.
ИКТ
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство.
Индивидуальный участок, территориальное поведение, токование, турниры, выводковые птицы, лидеры и подчиненные. Знать внутривидовые
взаимоотношения, связанные с
размножением.
Описывать взаимоотношения
между родителями и
потомством
Подготовить проект по теме. Текущий.
Тесты.
Вопросы3 на с.89,
2 на с.90 Задания 56 - 62 § 28 – 31, повторить § 14-16. 27.02 23 Нахлебничество.
Квартирантство.
Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. ИКТ Основные понятия: жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.
Конкуренция. Нахлебничество.
КвартирантствоЗнать различные формы взаимодействия между животными.
Объяснять отношения между
животными различных видов («паразит – хозяин» и т.п.) Текущий. Тесты.
Вопросы 3 на с.89,
2 на с.90. § 32 – 36, повторить § 17-18. 05.03 24 Животные и микроорганизмы.
ИКТ
Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Знать различные
формы взаимодействия
между животными.
Текущий. Тесты.
Вопрос 3 на с.89 § 32 – 36, повт. § 20. 12.03 25 Зачет № 2.
Тестирование по изученным темам.
Периодический индивидуальный контроль § 21 – 36. 19.03 Тема 10. Численность животных (2 ч)
26 Популяции животных.

ИКТ
Динамика численности различных животных.
Основные понятия: плотность населения, численность популяции, динамика численности, колебания численности. Различать понятия:
численность популяции,
колебания численности. Текущий. Вопросы 3 на с.95,
2 на с.96 § 37, повторить § 21-23. 4-я чет 09.04 27 Плотность популяции
Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы. Основные понятия: область распространения, неоднородность
среды, динамика
численности.
Знать и объяснять понятия: область распространения, неоднородность среды, численность популяции. Текущий. Задания 111 - 120 к теме 11
§ 38, повторить § 24-25. 16.04 Тема 11. Изменения в животном мире Земли (5 ч)
28 Многочисленные и малочисленные виды.
Животные и человек.
ИКТ
Причины сокращения численности видов. Животные, истребленные человеком.
Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды. Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Утилитарные цели. Декоративные цели. Марикультура. Знать причины сокращения численности видов. Объяснять, почему некоторые животные становятся редкими. Знать историю становления взаимоотношений человека и животных. Объяснять сущность биологической борьбы с вредителями Текущий. Тесты.
Вопрос 2 на с.99 Задания 124 - 126 к теме 12 Вопрос 3 на с.108. § 39 – 42, повт. § 26-27. Подг. проект 23.04 29 Животные в населенных пунктах.
Животные в доме человека.
ИКТ Основные понятия: естественное и искусственное изменение условий обитания, жилье человека как среда обитания для животных.
Красная книга. Охрана животных.
Доказывать пользу и вред городских животных.
Знать редких и охраняемых животных.
Называть охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Текущий. Вопрос 2 на с.110.
Задания 137 - 139 к теме 12 в раб. тет. § 43 – 44, повт. § 28. Подг. проект 30.04
30 Охрана животных.
ИКТ
Основные понятия: загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, деятельность человека, заказник, национальный паркЗнать редких и охраняемых животных. Называть охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Текущий. Тесты.
Вопросы 3 – 6 § 45 – 47, повт. § 31. 07.05 31 Итоговое тестирование Тестирование по изученным темам.
Итоговый индивидуальный контроль Повт33-36 14.05 32 Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (или в краеведческий музей). Основные понятия: Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, заказник, национальный парк Знать региональные охраняемые территории.
Называть охраняемых
животных нашей
местности. Текущий. С. 59 – 61 в рабочей тетради с печатной основой. § 45 – 47, повторить 21.05 33 Итоговое занятие.
Защита проектов, практических и исследовательских работ
Итоговый индивидуальный контроль § 45 – 47, повт. 28.05 34,35 Резерв Итого: 35 уроков