Использование инновационных мультимедийных презентаций для повышения эффективности преподавания курса информатики.
Использование инновационных мультимедийных презентаций для повышения эффективности преподавания курса информатики.
Использование инновационных мультимедийных презентаций в процессе обучения оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету. Мультимедийная технология позволяет высвободить время для дополнительного объяснения материала и для осуществления тест - контроля, а также обеспечить научность обучения, что означает глубину, корректность и достоверность изложения материала с учетом последних достижений науки и практики.
Методика использования инновационных мультимедийных презентаций предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации учения;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения для обеспечения его успешного восприятия учебного материала, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
Структурная компоновка мультимедийной презентации с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Использование мультимедийных презентаций на уроке применяется для того, чтобы:
Совершенствовать систему управления обучением на различных этапах урока
Усилить мотивацию учения;
Улучшить качество обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
Повысить уровень подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
Демонстрировать возможности компьютера, не только как средства для игры.
При изучении нового материала - позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
Для объяснения нового материала также используется показ фрагментов видеоурока. Для этого применяется гиперссылка. Во время объяснения материала, нажимая на гиперссылку происходит показ видео.
Для закрепления тем алгоритмизации выполняются задания по составлению схемы алгоритмов, указывается, какие геометрические фигуры используются для построения блок- схемы. При изучении графического редактора Paint учащимся предлагается дорисовать вторую часть рисунка.
Для проверки знаний – проводится тестирование. Тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов. Что позволяет провести самопроверку и самореализацию, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя.
При решении задач обучающего характера – выполняется рисунок, составляется план решения и контролируются промежуточные и окончательный результаты.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения. Дети учатся самостоятельно работать с источниками информации по предмету. У учеников появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания, чтобы получить более высокий результат. Необходимость их усовершенствования ММП в первую очередь связано с совершенствованием системы управления урока и повышением мотивации учащихся к изучению информатики на следующей ступени обучения.
Применение нетрадиционных возможностей мультимедийных презентаций, привело к следующим результатам: повысилось качество обучения учащихся до 83%.
Также повысился уровень информационной культуры, диагностика которого проводилась через мониторинг учебно-информационных умений и навыков, и произошло увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке до 56%.
Среди родителей проводилось анкетирование на выяснение предпочтений занятий учащихся в свободное время, которое доказывает, что у детей меняется отношение к использованию компьютеров не как к игрушке, а как к инструменту обучения. При использовании ММП происходят изменения, как в деятельности учителя, так и в деятельности ученика, что соответствует вышеназванным инновационным аспектам ММП на уроке.
Эффективность инновационной ММП в первую очередь заключается в том, что обыкновенный текст трансформируется в график, схему, таблицу, видеофрагмент, а иллюстрация становится объектом исследования и наблюдения. Таким образом, использование интерактивности в сочетании с наглядностью позволяет заложить информацию в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
В результате работы были разработаны учащимися презентации к урокам, не только по информатике, но и других предметов. Если раньше ученики сдавали рефераты, то в настоящее время ребята создают мультимедийные презентации по всем изучаемым предметам, что позволяет применять в слайдах схемы, рисунки, графики, таблицы, кластеры, картинки. Их применение позволило структурировать учебный материал, повысить познавательный интерес учащихся, тем самым повысить качество их обучения.
В заключение хотелось бы заметить, что "следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал".
С приходом мультимедийных технологий возникает многосредовое пространство необозримых образовательных возможностей. Использование новейших информационных технологий в образовании способствует формированию современного человека, умеющего самостоятельно мыслить и способного ориентироваться в этом многообразии информационных достижений человечества. Новые требования обусловливают изменение представлений о сущности образовательных результатов, определяющих готовность человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей.
Цели и задачи образования, его содержание, формы и методы обучения должны измениться, поскольку знания, транслируемые в образовательном процессе, не выступают как самоцель, а обучение не может быть ориентировано на овладение молодым поколением все большим объемом знаний, накопленных человечеством. То есть не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь.
Литература:
1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956
2. Дьяконов В. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1999. С. 33-38
3. Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО,1999.
4. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-
Санкт-Петербург, 2000.
5. Сахарусова Т.А. «Использование информационных технологий для
повышения уровня мотивации всех участников образовательного
процесса» 2008г.
6. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.:
ЮНИТИ, 1999.
7. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием
средств информационных и коммуникационных технологий / А.В.
Шутенко [Электронный документ].– ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
05.04.2010.
15