Статья Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка
"Если хочешь быть счастливым, работай до самозабвения, работай так, чтобы ты чувствовал себя творцом, мастером, хозяином в любимом деле. Работай так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность большим человеческим счастьем - счастьем творчества".
В.Сухомлинский
Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка
Развитие системы образования требует от педагогической науки практики изучения и внедрения новых методов обучения и воспитания учащихся .
Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и является одним из таких средств.
Применение компьютерных информационных технологий в обучении - одна из самых важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.
По моему мнению мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. С целью развития личности нужна другая тактика предъявления учебного материала: она должна способствовать развитию мышления и познавательной активности, обеспечивать индивидуальную траекторию обучения.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанного учителем, адаптированного для определенного возраста учащихся речевой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенным темам. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий. Технология непосредственного использования мультимедийных презентаций в учебном процессе включает в себя несколько этапов: подготовительный, перед демонстрационный, демонстрационный, после демонстрационный, рефлексивный.
Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point - мастер создания презентаций. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ привлечения учащихся в образовательной деятельности. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, то есть может быть использована на любом этапе урока или на любом типе урока, будь то: изучение нового материала или закрепления, контроль знаний или домашнее задание и др .
Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:
• информационной поддержки;
• иллюстрации;
• использование различных упражнений;
• экономии времени и материальных средств;
• построения канвы урока;
• расширение образовательного пространства урока.
Для разработок презентаций мне всегда помогают следующие технические возможности программы Power Point шаблоны - предоставляют возможность подобрать подходящий дизайн образца слайда в соответствии с темой презентации, позволяя не задумываться над его оформлением и не тратить время на создание собственного шаблона; макет слайда - это набор заполнителей структуры слайда, в качестве которых выступают текст, картинки, таблицы, диаграммы, графики, аудио- и видеофайлы.
Макет определяет также расположение информации на слайде. Фон слайда - это основа для смыслового наполнения. Фон может быть однотонным, многоцветным, иметь текстуру или узор. Как фон можно использовать рисунок или фотографию. Фон слайдов бывает разным, но обычно все слайды презентации имеют одинаковые цвета, обеспечивает целостность восприятия. Скрытые слайды - с их помощью можно использовать ту же презентацию на разных этапах работы над темой. При этом он сознательно скрывает слайды, которые планирует использовать на другом уроке, например, для расширения или углубления ранее изученного материала. Это экономит время, затрачиваемое на подготовку презентации. Эффекты кадровых переходов - это способы переходов от одного кадра к другому, в результате которых происходит отделение смысловых фрагментов презентации. Эффекты анимации объектов в кадре. Они являются инструментом для дозированной подачи информации внутри кадра. Наиболее оптимальными для учебных и учебных целей представляются так называемые «простые» эффекты для функции «вход» и «выход»: выцветания, проявление с увеличением, проявление с вращением, развертывания; для функции "выделение": выцветания, затмение, дополнительные цвета, подчеркивание, подведение к серому; функция «путь перемещения». Заметки - их основная функция - графические пояснения к каждому слайду презентации. Заметки можно сделать развернутыми и короткими. В область заметок каждого слайда можно внести целый конспект урока или отдельные его этапы. Заметки не отображаются на слайдах, а печатаются отдельно. С каждым слайдом презентации связана отдельная страница заметок, на ней располагается уменьшенная копия слайда, с которым она связана. Данную технологию можно использовать при изготовлении раздаточного материала. Примечания - они не отражаются в режиме показа презентации и могут быть полезны на этапе технического воплощения слайд-шоу, так как позволяют сделать отметки о том или иного объекта на слайде. Например, в процессе проверки подготовленных учебных презентаций учитель с помощью примечаний может добавлять свои коррективы в презентацию, не занимаясь ее исправлением.
В переддемонстрацийнний этап входят: снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для ученика. На демонстрационном этапе происходит предъявления нового материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузировання» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов. Пислядемонстрацийнний этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельное формулирование ими правила, повторение лексических единиц.
Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа мультимедийной презентации, мониторинг. Также проводится критический анализ результатов проделанной работы, и внесение коррективов в презентацию с учетом выявленных недостатков; совершенствование ее последующих показов.
Для изучения лексических иностранных явлений в процессе обучения я опираюсь на следующие приемы работы в рамках использования мультимедийных презентаций:
1) семантизация существительных путем демонстрации изображения обозначаемых предметов на экране-доске с помощью компьютера, проектора и соответствующего многократного повторения слова изолированного, и в ситуативно связанной предложения;
2) семантизация глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимационными картинками;
3) семантизации прилагательных путем демонстрации изображений различных предметов, имеющих ярко выраженную качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор)
4) семантизация числительных с использованием мультимедийных картинок с разным числом предметов или самих предметов (часов, календаря, таблицы, расписания и т.п.);
5) семантизация наречий с помощью различных мультимедийных указателей (часов - рано / поздно, географической карты - далеко / близко; виртуального местоположения в классной комнате - вправо / влево и т.п.), картинок, видеофрагментов;
6) семантизация местоимений с использованием соответствующих картинок с участием учеников, (личные и притяжательные местоимения)
7) введение предлогов с использованием соотнесения предметов в виртуальном классе, специальных рисунков (статических и анимационных), сопровождаемых специальными звуковыми эффектами;
8) введение междометий с помощью звуковых файлов в разном формате и рисованных ситуациях (комиксов)
9) использование для семантизации абстрактных и обобщенных существительных путем перевода, имеют вид подсказки (звук, надпись на родном языке)
10) семантизации слов и словосочетаний в контексте, подсказывает необходимое значение;
11) введение сборных слов с помощью различных изображений с конкретными значениями;
12) введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов;
13) семантизация лингвокраинознавчих реалий путем демонстрации соответствующих изображений;
14) семантизация синонимов и антонимов в системе с другими, уже известными словами и словосочетаниями в соответствующем мультимедийном сопровождении;
15) семантизация интернациональных слов с использованием языковой догадки;
16) семантизации слов на основе мультимедийного изображения, где каждая деталь подсказывает их значения, исключает перевод;
17) семантизации новых слов на основе уже известных посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения при соответствующей графической и изобразительной поддержке.
Мой опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения и я сделала ценный вывод, что этот процесс существенно расширяет возможности обычных учебников за счет использования звукового и видео сопровождения и эффектов анимации. В ходе работы с компьютером у учащихся задействуются слуховые и визуальные каналы восприятия, что позволяет увеличить не только объем воспринимаемой информации, но и прочность ее усвоения. Содержание материала опирается на принцип учета индивидуальных особенностей учащихся с разным уровнем готовности к обучению, предусматривает возможность развития каждого ученика, а также позволяет выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию.