Обобщающее занятие по физике по теме Электрический ток в различных средах(10 класс,профиль)

Шевела Светлана Ивановна, учитель физики, муниципальное образовательное учреждение
Городская общеобразовательная школа
г. Калязин
Урок обобщения и систематизации знаний по физике по теме «Электрический ток в различных средах» для учащихся 10 класса, обучающихся в профильном классе с углубленным изучением физики.
Аннотация.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Электрический ток в различных средах» проводится после изучения данной темы. На изучение темы «Электрический ток в различных средах» по рабочей программе отводится 10 часов, из них 2 часа – на обобщение и систематизацию знаний.

Предложенный материал может быть использован учителями физики и преподавателями средних специальных учебных заведений технического профиля.
Урок обобщения и систематизации знаний по названной выше теме проводится в виде игры. Класс делится на четыре группы-лаборатории по 5 человек (по желанию). В лаборатории выделены следующие должности: физик-теоретик, физик – экспериментатор, инженер-механик, пресс-служба и руководитель лаборатории.
Функции ролей:
Физик-теоретик – сообщает теорию вопроса (1 вопрос задания)
Физик экспериментатор – демонстрирует опыты или проводит эксперименты, объясняя их (2 вопрос задания)
Руководитель лаборатории – следит за ходом выполнения заданий и решает предложенные задачи (эта роль отводится наиболее подготовленному ученику; 3 вопрос задания)
Пресс-служба приводит исторические сведения или описание явлений, встречающихся в литературе(4 вопрос задания)
Инженер – механик – рассказывает о применении в технике тех или иных явлений (5 вопрос задания)
Каждая лаборатория выполняет свое задание и результаты своей работы сообщает классу. Оценивание работ идет параллельно с выступлениями по пятибалльной системе за каждый пункт задания, начальник лаборатории вносит баллы в общую таблицу. После подведения итогов работы лаборатории и выступлений каждый ученик составляет отчет - заполняет таблицу: «Электрический ток в различных средах»
При выполнении заданий ученики могут использовать презентации, которые были подготовлены ими по ходу изучения темы.

Цели: Дидактическая - обобщить и систематизировать знания по теме «Электрический ток в различных средах».
Воспитательная – прививать навыки общения, правильной самооценки и взаимооценки, побуждать к повышению общей культуры, воспитывать самостоятельность, уважение друг к другу.
Развивающая - развивать логическое мышление, умение проводить сравнение и анализ, строить свой ответ по плану и цели, развивать навыки экспериментальной работы, навыки работы в группе.
Задачи, стоящие перед учениками: Повторить теоретический материал по теме, выполнить практическое задание, решить задачи, показать знание исторических сведений, раскрыть применение физических законов на практике.
Оборудование и демонстрации:
Мультимедиапроектор, презентации, источник постоянного тока - 2, амперметр - 2, вольтметр, реостат, ключ - 2, электролитическая ванна, медные электроды, лампочка на подставке 6В, раствор медного купороса, весы электронные, лампа дневного света на подставке, спектральные трубки, прибор для зажигания спектральных трубок, электрофорная машина, электронно – лучевая трубка.
Дидактические материалы: задания, таблица- отчет, жетоны, презентации учеников, подготовленные ими по ходу изучения темы.
Если класс оборудован компьютерами с выходом в интернет, то при подготовке и выступлении ученики могут пользоваться единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов (№187486; №92187; №53995)
Организация пространства: для каждой группы сдвинуто 2 стола, оборудование для каждой группы установлено на отдельных столах и столе учителя.
Ход занятия
1. Организационный этап– 3 мин.
Проверка отсутствующих
Деление на группы

2. Выдача задания, объяснение хода занятия, цели занятия, условий оценивания – 5 мин.

3. Подготовка групп – 25 мин.

4. Сообщения групп – 40 мин. Выступления групп происходит в соответствии с номером.
5.Подведение итогов – 5мин

6. Составление отчета – заполнение таблицы «Электрический ток в различных средах» - 11 мин

7. Рефлексия – 1мин

Задания группам
1 лаборатория
Электрический ток в металлах
1. Электронная проводимость металлов, зависимость сопротивления проводника от температуры
2. Рассчитайте температуру нити накала лампочки при ее полном накале, выбрав самостоятельно необходимое оборудование.
3. Задача. В электрическом кипятильнике вместимостью 2,2л вода нагревается от 20°С до кипения за 32 мин.Какой заряд проходит по обмотке нагревателя за это время, если разность потенциалов между его концами равна 220В и к.п.д. нагревателя 70%.
4. Рассказать о применении электрического тока в элекронагревательных приборах и для освещения.
5. Рассказать об истории создания освещения.
2 лаборатория
Электрический ток в электролитах
1. Электролит, электролитическая диссоциация, электролиз, законы электролиза.
2. Экспериментально определить количество выделившейся меди при электролизе медного купороса за 10 мин при силе тока 1А. Выбрать оборудование самостоятельно.
3. Задача. Ванна с раствором азотно – кислого серебра подключена к источнику с напряжением 4В. Определить сопротивление раствора в ванне, если за 1ч на катоде выделилось 6,04г серебра.
4. Рассказать об истории открытия гальванического элемента
5. Рассказать о применении электролиза
3 лаборатория
Электрический ток в газе при атмосферном давлении
1. Проводимость газов, ионизация и рекомбинация, зависимость силы тока в газе от напряжения, условие ионизации.
2. Виды разрядов в газе (презентация), продемонстрировать разряд в газе при атмосферном давлении
3. С какой скоростью ударяется электрон об анод катодной трубки, если между ее электродами поддерживается напряжение 220В?
4. Применение разрядов в газе в технике
5. Объясните описанное явление природы: «Однажды в начале лета я ехал верхом поймой реки. Небо было одето тучами, собиралась гроза. И вдруг я увидел, что кончики ушей лошади начали светиться. Сейчас же над ними образовались будто пучки голубоватого огня с неясными очертаниями. Огоньки эти точно струились. Затем струи света побежали по гриве лошади и по ее голове. Я взял в руку ухо лошади; огонек точно проскочил сквозь мою руку и появился над ней. Повернув голову влево, я увидел пламя над своим плечом. Вероятно, светился и казался горящим и мой белый картуз. Все это продолжалось не более минуты. Хлынул дождик, и удивительные огни исчезли» Б.Житков
4 лаборатория
Электрический ток в газе при пониженном давлении
1. Прохождение тока в газе при пониженном давлении
2. Показать и объяснить свечение газосветной трубки
3. Задача. Между катодом и анодом диода приложено напряжение 100В. Какую работу совершит электрическое поле по перемещению электронов от катода к аноду за 1ч, если каждую секунду из катода эмиттируют 1016 электронов?
4. Рассказать о применении и работе ламп дневного света.
5. Сделать сообщение об истории создания телевизора и рассказать об электронно – лучевой трубке.

Подведение итогов
Каждая группа оценивает выступление каждого ученика по пятибальной системе, затем баллы суммируются. Максимальное количество баллов -15.
Выставление оценок происходит в соответствии со шкалой
Меньше 10 баллов – 2
10-12 баллов - 3
13-14 баллов - 4
15 баллов - 5


Таблица для подведения итогов

1гр
2гр
3гр
4гр
сумма








1группа







1
-





2
-





3
-





4
-





2группа







1

-




2

-




3

-




4

-




3группа







1


-



2


-



3


-



4


-



4группа







1



-


2



-


3



-


4



-










Составление отчёта
Ученики рассаживаются на свои места и индивидуально заполняют таблицу.
Таблица – отчет «Электрический ток в различных средах»
Среда
Носители зарядов
Основные законы
Вольт-амперные характеристики
Технические применения

Металлы





Электролиты





Газ при атмосферном давлении





Газ при пониженном давлении








Рефлексия
В начале игры каждый ученик получает 3 жетона:
Разноцветный – удовлетворен своей работой и своими знаниям
Красный – не смог провить себя, но свои знания считаю хорошими
Белый – моих знаний недостаточно, чтобы можно было проявить себя
По окончании игры ученики выбирают жетон и сдают его вместе с отчетом учителю.

Литература
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. ,Сотский Н.Н. Физика.
10 класс. Базовый и профильный уровни: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение,2011.
2.Гольдфарб Н.И.Физика.10 – 11 классы. Задачник. Пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
3. Тульчинский М.Е., Сборник качественных задач по физике для средней школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1985.






























15